Внеурочня деятельность по ФГОС в начальной школе
статья

Шадрина Анна Александровна

Внеурочная деятельность в начальной школе – это работа педагога с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями, направленная на развитие и проявление его талантов, интересов, способностей в различных сферах и видах деятельности. Существует ещё одно определение внеурочной деятельности: это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая даёт возможность решать задачи воспитания и социализации детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_po_fgos_v_nachalnoy_shkole.docx35.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 6 п. Козыревск»

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Доклад подготовила

учитель начальных классов

(руководитель методического

объединения секции

начальных классов и

 классов с умственной отсталостью)

Шадрина Анна Александровна

Камчатский край

п. Козыревск

2016 год

В 2010 году во всех российских школах были введены Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС).

Важное изменение было внесено во внеурочную деятельность начальной школы –10 часов школьной рабочей недели должны быть заняты ей, внеурочной деятельностью. Так что же это такое, внеурочная деятельность? Рассмотрим несколько определений.

Внеурочная деятельность в начальной школе – это работа педагога с ребёнком в соответствии с его индивидуальными особенностями, направленная на развитие и проявление его талантов, интересов, способностей в различных сферах и видах деятельности. Существует ещё одно определение внеурочной деятельности: это такая деятельность младших школьников, проводимая вне уроков, которая даёт возможность решать задачи воспитания и социализации детей.

Внеурочная деятельность в начальной школе очень подходит родителям тех учеников, которые не имеют возможности водить своих детей в секции и кружки по каким-либо причинам. Или, как в нашем посёлке детей просто некуда водить, кроме музыкальной школы и детской спортивной школы. Однако, и те дети, которые посещают занятия вне школы, могут совмещать школьную внеурочную деятельность и дополнительные занятия вне стен школы. Часы внеурочной деятельности в начальной школе сильно отличаются от традиционного урока. Такие занятия проходят в форме кружков, экскурсий, секций, КВН, соревнований, конференций, олимпиад и пр.

 Главная цель таких занятий – воспитание социально активной и разносторонне развитой личности, вобравшей в себя духовно-нравственные ценности и культурные традиции России.  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Внеурочная деятельность в МБОУ СШ №6 разбита по 6 направлениям.(см. Приложение 1)

  1. Духовно – нравственное направление.

 Курс «Истоки». Проводится с 1 по 4 класс.

Цель:

  • Присоединение ученика и его семьи к социокультурным ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности;
  •  развитие внутреннего мира ученика, духовного сопереживания окружающей среде;
  • воспитание ученика на русских традициях Слова, Образа, и Души.

Задачи:

  • показать духовные истоки культуры России;
  • дать знание о наиболее значимых исторических событиях, явлениях, памятниках и деятелях культуры России и своего Края;
  • способствовать знанию норм поведения в обществе, основанных на системе православных ценностей;
  • научить детей понимать себя, движения своей души, определять истинные причины своих поступков;
  • способствовать формированию духовно-нравственных, патриотических качеств учащихся, доброжелательного отношения к носителям различных верований и культур;
  • дать представление о культурно-исторической преемственности и связи поколений;
  • воспитать любовь к родному языку и культуре народа, обогащать активный лексический запас школьников;
  • способствовать развитию творческих способностей детей.

2. Социальное направление.

Курс «Общественно-полезный труд». Проводится в 1, 2, 4 классе.

Цель : гармоничное развитие личности ребенка через вовлечение его в общественно полезный труд; развитие трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия.

Задачи:

Учить детей видеть и понимать необходимость общественно-полезного труда.

Дать первоначальные представления о ведущей роли труда

Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам.

Развивать  первоначальные навыки коллективной работы; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, умение соблюдать порядок на рабочем месте.

Виды и содержания общественно полезной деятельности.

    1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, выставок. Помощь родителям в уборке жилища, уход за зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

   2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений.  Охрана зеленых насаждений.

   3. Волонтерская работа –  помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

   4.Разные трудовые операции. Сбор семян, ягод и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок.

Курс «Этика и этикет младших школьников». Проводится в 3 классе.

Цель настоящей программы:

освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Задачи:

  • развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  • предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  • научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  • прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет учащимся 3 класса познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 4 крупных разделов:

1. Этика общения

  1. Этикет
  2. Этические нормы отношений с окружающими
  3. Этика отношений в коллективе

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.

3.Общекультурное.

Курс «Театр – игра – дети».  Проводится в 1 классе.

Цель. Нравственно-эстетическое воспитание и развитие воспитанников через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому майстерству.

Задачи: 

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

формировать нравственные ценности и эстетический вкус;

развитие  речевых способностей;

формирование коммуникативных учебных действий, необходимых для участия в диалоге.

Курс «Земля – наш общий дом». Проводится во 2 и в 4 классе.

        Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

        Программа  ставит перед собой следующие задачи:

1. Формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Формировать   осознанное представление   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формировать экологически  ценностные   ориентации в деятельности детей.

4.   Воспитывать ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

6.   Развивать: альтернативное мышление в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

7.  Развивать потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных младшему школьнику. Развивать потребность ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развивать знания и умения по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

4. Общеразвивающее.

Курс «Занимательная грамматика». Проводится в 1, 2 и 3 классе.

Курс «Путь к грамотности». Проводится в 4 классе.

Цель программы:

формирование основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

Задачи:

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.
  • приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе.

Курс «Я – гражданин России». Проводится в 3 классе.

Цель:

  • формирование гражданской позиции младших школьников;
  • углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории  и   культуре России и родного края.

Задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • расширять представления об окружающем мире;
  • формировать опыт участия в природоохранной деятельности;  формировать  ответственность за свои поступки;
  • формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру труда и этику общения, поведения в социуме, навыки здорового образа жизни ;
  • развивать познавательный интерес к изучению природы, истории, культуры России и родного края;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
  • прививать первоначальные навыки экскурсионной работы;
  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.

5. Общеинтеллектуальное.

Курс «Развитие познавательных способностей». Проводится в 1 и 4 классе.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Курс «Занимательная математика». Проводится во 2 классе.

Цель курса: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

  1. Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».

6. Спортивно-оздоровительное.

Курс «Я и моё здоровье». Проводится в 3 классе.

Цели.

  • формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  • развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  • обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

  1. Формирование:
  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности;  причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;
  • потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  1. Обучение:
  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям сохранения зрения.

В  заключении  мне хотелось бы  сказать, что  внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды.   И потому важнейшая задача   педагогического коллектива -  сделать внеурочную деятельность  полезной и привлекательной для каждого ученика.  

Приложение 1.

Направления

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

Духовно-нравственное

Истоки

Истоки

Истоки

Истоки

2

Социальное

ОПТ

ОПТ

«Этика и этикет младших школьников»

ОПТ

3

Общекультурное

Театр – игра - дети

Земля – наш дом

Земля – наш дом

4

Общеразвивающее

Занимательная грамматика

Занимательная грамматика

«Я гражданин России»;

«Занимательная грамматика»

Путь к грамотности

5

Спортивно-оздоровительное

«Я и мое здоровье»

6

Общеинтеллектуальное

РПС

Занимательная математика

РПС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общ...

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе (из опыта работы)

Описание опыта организации внеурочной деятельности по ФГОС...

Выступление "Внеурочная деятельность по математике в начальной школе как форма реализации ФГОС"

В статье обобщен опыт внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов...

" Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе"

       Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная ...

Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе

Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в ...

«Планируемые результаты внеурочной деятельности «Я исследователь» в начальной школе в условиях реализации ФГОС средствами СДО»

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.   Под внеурочной деятельностью в рамках...