Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
статья

 В связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе перед учителями наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. Речь уже не идёт о совершенствовании деятельности педагога, а о том, что необходимо осваивать новые способы и приёмы организации этой деятельности. Вполне понятно, что надо осознать, каким новым методам и технологиям, открывающим широкие возможности для творчества, отдать предпочтение. Научиться применять их так, чтобы не просто способствовать самостоятельному открытию нового знания учащимися, но и формированию метапредметных умений. В этом случае, методы и технологии являются инструментом формирования универсальных учебных действий.

На мой взгляд, большой интерес представляет технология проблемного диалога, обеспечивающая творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Учебная деятельность, организованная в контексте данной технологии, способствует самостоятельному формулированию учебной проблемы и поиску её решения, то есть открытию новых знаний учащимися, учитель же выступает в качестве организатора и координатора деятельности. Задача учителя грамотно и качественно организовать диалог с учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения  в начальной школе

В связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе перед учителями наиболее актуально встаёт вопрос организации уроков открытия новых знаний. Речь уже не идёт о совершенствовании деятельности педагога, а о том, что необходимо осваивать новые способы и приёмы организации этой деятельности. Вполне понятно, что надо осознать, каким новым методам и технологиям, открывающим широкие возможности для творчества, отдать предпочтение. Научиться применять их так, чтобы не просто способствовать самостоятельному открытию нового знания учащимися, но и формированию метапредметных умений. В этом случае, методы и технологии являются инструментом формирования универсальных учебных действий.

На мой взгляд, большой интерес представляет технология проблемного диалога, обеспечивающая творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Учебная деятельность, организованная в контексте данной технологии, способствует самостоятельному формулированию учебной проблемы и поиску её решения, то есть открытию новых знаний учащимися, учитель же выступает в качестве организатора и координатора деятельности. Задача учителя грамотно и качественно организовать диалог с учениками.

Цель моей деятельности: формирование устойчивых познавательных процессов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках.

Задачи:

-развивать  умения учащихся самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблемы, развивать творческие способности;

-повышать интерес  к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению;

-воспитывать  активную личность.

Одной из возможностей развития и достижения качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация  развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной  лишь памятью».

Главные цели проблемного обучения:

1.        Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска  и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

2.        Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

3.        Развитие профессионального проблемного мышления.

С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.

Условия успешного использования технологии проблемно – диалогического обучения

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени

   Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Виды проблемного обучения

    М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

Структура проблемного урока

1.Организационный момент

 

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

 

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

 

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

 

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

 

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе

 

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

 

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

 

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

Приемы создания проблемных ситуаций:

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания; 

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Проблемное обучение:

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение

2. Анащенкова С.В., Бойкина М.Д., Виноградская Л.А. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х чч. Ч.3.  ФГОС. – М.: Просвещение, 2012.

3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец, Т.7 – М.: Большая Российская энциклопедия, 2007.

4. Брайтовская С.И. Простейшие исследовательские задания. – Начальная школа. – 2006 №7

5. Ильицкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке М.: Знание, 1985

6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. Пособие для учителя  - Москва, 2002.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе

Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...