Отчет по самообразованию.
методическая разработка

Борзенкова Любовь Анатольевна

Для успешной работы и быстрой адаптации к изменениям в мире, необходимо исследовать новые методы, заниматься поиском знаний и способов внедрения их в учебную деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otche_po_samoobrazovaniyu.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Борзенковой Л. А.

 Отчет по теме самообразования  «Формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка у младших школьников.

Задачи:

  1. раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы;
  2. показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.

 

  Ход мастер-класса


            I. Вступление

 Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

 Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник вы прочитаете на слайде

1.  Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

2.  Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

     Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

    Приемы, представленные в данном отчете, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяют учителю повысить мотивацию учащихся, создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.

II. Основной этап.

Приемы для формирования функциональной грамотности

            Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов.

Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма

             Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в  тексте ошибки.

На уроках русского языка в первом и втором классах хорошо использовать персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. (Приложение 1)

А вот в третьем и четвёртом классах этот приём я часто использую в викторинах, КВНах, например, в конкурсе капитанов. (Приложение 1)

А вот пример применения приёма «Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:

 Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.  

           Слова «беззаботный», «осенний» и «конный» некоторыми детьми будут включены в группу удвоенные согласные в корне.  Если это первый урок по теме, то возникает проблема: в каких  же случаях пишутся удвоенные согласные? А если это этап первичного закрепления, то выявляются недочеты в усвоении темы.

           Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками.  Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами. В презентации использованы слова-ассоциации, которые подобрали дети.

Прием «Проблемная ситуация»

            Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.

Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:

- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:

Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему? Опечатка?

Учащиеся уже знакомы с понятием «омонимы». Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».

Используя данные можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний.

 Способ «вхождения» в урок - прием "Отсроченная отгадка".

      До объявления темы учитель предлагает необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

    В технологии проблемного обучения "Отсроченная отгадка" рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше  использовать в начале урока, это позволяет сохранить  внимание к теме на протяжении всего урока. Например, можно начать урок закрепления знаний по теме: «Склонение имён существительных» с вопроса:

- А знаете ли вы, что есть имена существительные, которые не относятся ни к 1, ни ко 2, ни к 3 склонению? (приём «Удивляй»)

- Это разноспрягаемые имена существительные, потому что в падежных формах у них окончания разных склонений. Таких существительных 11: 10 на -мя (имя, пламя, знамя, стремя и т.д.) и слово путь.

Прием «Да-Нет»

На уроке по изучению темы       « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

 Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Приём  «Ложная альтернатива»

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  • Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  • Что растет не березе - яблоки или груши?
  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  • Столица России - Париж или Минск?
  • Какие звери живут в Африке –
  • мамонты или динозавры?

Прием «Добавь следующее»

Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку.

Дети придумывают слова на тему «Школа»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Приём «Рюкзак»

Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Прием «Проговаривание».  Большую   роль   в   формировании   орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Проговаривание так как надо писать. Методика Петра Семёновича Тоцкого. «Систематичность   упражнений   –   есть   первая   и   главная   основа   их успеха,   и   недостаток   этой   систематичности   главная   причина,   почему многочисленные   и   долговременные   упражнения   в   орфографии   дают плохие результаты» К. Д. Ушинский.

Хорошо развивает орфографическую грамотность игра «Огоньки». На доске записываю предложения, слова. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске, затем учащиеся записывают предложении. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

Подводя итог, можно сказать, что вся система орфографических работ строится на проблемных методах и деятельностном обучении. 
Важно организовать работу, чтобы каждый ученик ежедневно чувствовал ответственность за свои знания.  Однако знание приемов педагогической техники учителем не будет иметь должного эффекта, если приемы не будут использоваться
в системе.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание – хорошо учиться – озаряет весь смысл школьной жизни детей. Нет сильных или слабых – есть заинтересованные. Очень часто даже слабые обладают оригинальностью идей. Педагогам, надо поддержать, развить человека в человеке, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном государстве является, пожалуй, единственным и очень важным серьёзным источником формирования функциональной грамотности. Желаю успехов в работе и грамотных учеников!

Использованная литература  и интернет-сайты:

  1. А. Гин, Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2002
  2. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990 год.
  4. Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
  5. https://obrazovanie.guru/russkij-yazyk/omofony-opredelenie-i-primery-v-predlozheniyah.html  
  6. http://prezentacii.com/obschestvoznanie/7519-treningi-dlya-razvitiya-navyka-bystrogo-chteniya.html
  7. https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov/                                                                                                                                       

                                                                                                                         

  Приложение 1

Спишите, исправив ошибки.

Мы жывём в москве. Москва- столица россии. Москва стоит на реке москве.

Спишите, исправив ошибки.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!

Спишите, исправив ошибки.

Летом я жыву в деревне. Моему приезду всегда рады Пёс шарик, Кот барсик, Конь булат, Корова ночька.

Спишите ,выбирая нужную букву. Подчеркните орфограмму.

Корова (Н,н)очка даёт много молока.

Первой в космос полетела собака (Л,л)айка. У кошки (Д,дымки) котята.

Котёнок (П,п)ушок поймал (П,п)ушок.

Жеребёнок (В,в)етер мчался, как (В,в)етер.

                                                   (использованы тексты Демидовой Натальи Евгеньевны)

В этом тексте 22 ошибки!

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

В этом тексте  21 ошибка! Найди их!

Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.  

                                                                         (использованы тексты Быковой Натальи Юрьевны)

ОРЁЛ И КОШКА
На дваре играла кошка с катятами. Вдрук с вышины бросился огромный орёл. Орёл схвотил катенка. Мать кошка быстро вципилась в орла. Орёл бросил котенка и стал боротся с кошкой. Он рвал кактями тело кошки и выкливал ей один глас. Кошка храбра баролась с орлом. Она пирикусила ему крыло. Патом кошка зделала ловкий прыжок и пирикусила орлу горло.
Так кошка спосла своего катёнка.
ВОЛКИ
Дядя симён ехал из города домой. С ним была сабака Жучка, Вдрук из леса выскачели волки. Жучка испугалась и прыгнула в сани. У дяди симёна была харошая лошать. Она тоже испугалась и быстра памчялась по дароге. Диревня была блиско. Покозались огни в окнах. Волки отстали.
Умноя лошать спасла дядю симёна и Жучку.
МУРАВЬИ
Был у дедушке Степана мёд в гаршке. Забролись в гаршок муровьи и ели мёд. Дедушка видет, дело плохо. Взял он гаршок, привизал вирефку и повесил гаршок на гвозть к потолку. А в гаршке остался один муровей. Он искал дарогу дамой: вылес из гаршка на вирёфку, патом на потолок. С потолка  на стену, а со стины на пол.
Муровей покозал дарогу к гаршку другим муровьям. Дедушка степан снял гаршок, а там мёду нет.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по воспитательной работе за 2009-2010 учебный год

Отчет по воспитательной работе за 2009-2010год....

Отчет

Отчет о курсах повышения квалификации реализованный за 2010-2011 уч.год....

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Отчет об организации деятельности школьного оздоровительного лагеря

Краткий отчёт работы в летнем оздоровительном лагере...

Отчет о проведенных мероприятиях за 1 четверть

Этот материал поможет составить план работы учителя в предшкольном классе...

Отчет зама по ВР

Предлагаю форму для отчета заместителям директора по воспитательной работе. Может, кому-нибудь пригодится....