«Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»
статья

Гусева Татьяна Владимировна

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

Вот поэтому традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные методы обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon guseva_t.v._vystuplenie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пос.Новоспасский

Учитель начальных классов

Гусева Татьяна Владимировна

 «Методы и приемы, повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь

        Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вам рассказать о методах и приемах, повышения познавательной активности младших школьников на уроках в начальной школе.

        Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»  Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

Вот поэтому традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные методы обучения. Основная задача внедрения активных методов обучения — воспитание самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.

Что же такое познавательная активность?  Обратимся к словарю. « Познавательная активность – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности».

В структуре активности выделяются следующие компоненты:

- готовность выполнять учебные задания;        

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- стремление повысить свой личный уровень.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса. В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор которых стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестны мотивы, побуждающие школьников учиться:

- интерес к предмету

- сознательность

      - стремление получить положительную отметку

     -авторитет среди одноклассников

     -похвала родителей

        Наиболее значимым, на мой взгляд, является интерес к предмету. Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. Каким образом можно вызвать заинтересованность к предмету? Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и учителю;

- обсуждать ответы товарищей;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

На своих уроках я использую задания творческого, исследовательского характера учебно–познавательной деятельности, такие как: выполнение проектов, работа со справочной литературой, интернет ресурсами. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это вызывает у них интерес к активному самостоятельному поиску новых знаний.

Также является одним из главных побудителей к активной деятельности - состязательность. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме, при работе парами, группами.

 Из опыта своей работы я поняла, что первая обязанность учителя - организовать и вовлечь учащихся в активный процесс решения учебных задач. Познавательную активность формирую у учащихся в ходе проведения разнообразных форм работы на уроках. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности ребёнка на уроке являются:

  • Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).
  • Наглядность.
  • Творческие работы по  предметам.
  • Участие в предметных олимпиадах.
  • Внеклассные мероприятия по предметам.
  • Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).
  • Дифференциация (разноуровневые задания).

Использование различных педагогических технологий:

  • игровые,
  • развивающие,
  • проблемное обучение,
  • компьютерные

Использую на уроке

Методы начала урока.

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности, настрой детей на продуктивную работу, установление контакта между учениками.

Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание обучающихся, задать нужный ритм, обеспечить позитивный рабочий настрой,  помогают следующие методы:

«Здороваемся глазами»

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

«Улыбнемся друг другу»

- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

 Метод дискуссии  

Здесь учащиеся  учатся точно выражать свои мысли в  выступлениях, отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. Он применяется по вопросам, требующим размышлений, когда учащиеся могут свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. Особая роль в дискуссии принадлежит учителю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого учащегося. Он определяет проблемы, которые будут рассматриваться на уроке. В начальной школе применяется открытая дискуссия на уроках окружающего мира.

 В 1 классе по теме: «Осень и здоровье человека»

- Полезно ли гулять в плохую погоду?

По теме: «Труд людей весной»

- Для чего белят стволы деревьев?

В 3 классе: тема «Насекомые»

- Паук – это насекомое?

Тема «Вода – ценный дар природы. Вода и здоровье человека»

- Что было бы, если бы мы перестали мыться?

На таких занятиях необходим доверительный тон общения с учащимися, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность. Нельзя подавлять своим авторитетом инициативу учащихся, необходимо создать условия интеллектуальной раскованности, использовать приемы преодоления барьеров общения.

Метод деловая игра

Игра - универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося. В процессе игры у учащихся формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать свою точку зрения. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к предмету.

Дидактические игры, применяемые на уроках, позволяют развивать творческие способности, так как побуждают поисковую активность. Можно выделить ролевые игры (КВН, викторины) и игры-тренажеры (логические цепи, игры на нахождение сходства и различия, восстановления пропущенного, на продолжения ряда, или удаление лишнего, загадки и др.).

 Любая игра направлена на развитие, активизацию интеллектуальной, эмоциональной сфер личности обучающегося.

Я на своих уроках использую творческие задания такие как:
1. В начале урока русского языка в 3 классе я даю какую – либо фразу и прошу ребят её продолжить. Например, « А за окном сегодня светит солнце…», «Вот и выпал первый снег…». Этот приём настраивает на рабочий лад, способствует развитию речи.
2.  На уроках математики использую устный счет, игру «Лучший математик», сказочные задачи, и т. д.

 Метод самостоятельной работы. 

Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Я четко определяю задачу каждой самостоятельной работы, инструктирую перед выполнением задания, наблюдаю за ходом самостоятельной работы,  оказываю помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводим итоги, оцениваю результаты  работы.

 Метод проблемного изложения

Учеба - это труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не только непросто, но и очень интересно, что только в труде он сможет выразить себя, а значит завоевать признание и уважение, в котором испытывает потребность. При этом я должна сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил ребенку удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали,  группировали, делали выводы. Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать один и тот же учебный материал, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития. Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно продуктивно мыслить, в своей практике я применяю проблемное обучение.

   На уроках математики я применяю создание проблемной ситуации. Например :

во 2 классе по математике при изучении темы: «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»

В серию знакомых случаев сложения двузначных чисел без перехода через десяток включается пример 38+47, вызывающий затруднение у детей. ( 32+35, 24+53, 63+26, 38+47)
И прошу детей:
-  Найдите значения выражений.
- Ребята, вы смогли найти значения выражений? ( Нет, мы не смогли решить выражение 38+47)
- Почему возникло затруднение? ( 8+7=15, единиц больше 10)
- Сформулируйте тему урока. ( « Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».)

К наглядным методам относится частично – поисковый метод. При применении этого метода я руковожу работой класса. Организую работу учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Приведу пример частично – поискового метода:
Русский язык 2 класс
Тема:
«Проверка парных согласных»
 III этап урока: самоопределение к деятельности:
 - Сапоги во множественном числе, а как это слово в единственном числе? Выполним звуковой  анализ слова.
-  Сапог [сапок].
- Может в слове пишется буква к? Докажите правильность своего ответа.
- Сформулируйте тему нашего урока? (ответы детей с пояснением)

В учебном процессе также использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

           а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

            б)   эвристический прием – задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

            в) исследовательский прием – учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач   должны сформулировать вывод.

В заключении хочу сказать, что результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. Разумное и целесообразное использование методов и приемов значительно повышает развивающий эффект обучения,  вызывает у  учащихся массу положительных эмоций и переживаний.

Использование активных методов  и приемов обучения на  уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• повысить объем выполняемой на уроке работы;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Кроме освоения учебной информации, данные  методы  обучения позволяют так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Параллельно с обучением и воспитанием, применение различных методов  обучения в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские качества, умение работать в команде.

Неважно, в какой школе мы работаем и, с какими детьми, какой предмет ведём. Важно, чтобы мир каждого ученика был открыт, чтобы каждый ребёнок стал просто человеком.

Закончить свое выступление мне хочется стихотворением:

Каким должен быть современный учитель?

Не только актер, но еще добрый зритель.

Он похвалит, когда это нужно,

Отметку поставит только заслуженно.

Процесс обучения тогда эффективен,

Когда ученик на уроке активен.

И чтобы развить интерес у детей,

Учитель способен на много идей:

Игра-путешествие, соревнование,

Урок-викторина, игра на внимание,

Наглядность, загадки, креативный подход

И вот результат проведенных работ:

Спешат на уроки без опоздания,

Садятся за парты с огромным желанием,

И видя в глазах у детей интерес,

И есть для учителя высший прогресс!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список использованной литературы.

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

2.«Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт                                                                    Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/

3.Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960.

4.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.                                                     

5.Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики./Педагогическая академия 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОРКСЭ, ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКИЕ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

В данной статье учитель делится опытом работы по подготовке и проведению уроков ОРКСЭ.Представлены творческие виды домашних заданий,способствующие развитию творческих способностей и познавательной акт...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...