Статья "Какой он современный учитель?"
статья

Милькова Ирина Валентиновна

      Учитель! Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, своё место в жизни, оставаясь в памяти навсегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогическая статья29.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Какой он современный учитель?»

                                   

Выполнила: Милькова Ирина Валентиновна,

учитель начальных классов

Архангельская область,

Вилегодский район,

                                   

                                   

2022 год.

 Современный учитель, какой он?

                                                                                У – уникальный, универсальный, умный

                                          Ч – честный, чуткий, человечный

                                         И – искренний, индивидуальный

                                                        Т – терпеливый, тактичный, толерантный

                                                Е – естественный, единомышленник

                                         Л – любящий, любознательный.

      Учитель! Сколько смысла в этом слове! Для каждого человека слово «учитель» имеет свои представления, своё место в жизни, оставаясь в памяти навсегда.

      Всё начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс – интерактивную доску, телевизор или компьютер, - главным, вечным и неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ…

      Говорят, учителем нужно родиться. Я не знаю, как отнестись к этим словам.  
Но если стать учителем – твоя судьба, твоё призвание, то ты сам сможешь воспитать себя человеком достойным, ответственным, высоконравственным независимо от твоей наследственности, твоего «биологического ключика».
      Я всегда мечтала стать учителем. Очень часто играла в «Школу», представляла себе свой первый класс, первый урок, первое родительское собрание. Закончив  школу, поступила в педагогический колледж, тогда я еще не осознавала всю меру ответственности перед человечеством, которую добровольно принимаю на себя. Это понимание пришло позже. Маленькие человечки каждый день задают нам, взрослым, такие загадки, что не сразу найдёшь ответ, а иногда преподают нам даже уроки жизни. Надо всего лишь понять ребёнка, улыбнуться ему, взять за руку, заглянуть в его глаза и  не оставить его вопрос, его загадку без внимания. Осознать, что любой ребёнок – это Человек, поэжтому надо воспринимать его как равного себе, сделать его своим единомышленником. Именно с такой философией – добра, уважения Человека в ребёнке – я и шла в школу.

      Мне 50 лет,  я учитель начальных классов. Сейчас я  уверена, что – это не профессия, это образ жизни. Это огромная ответственность, прежде всего перед ребенком, который приходит ко мне  в класс. Каждый день на меня смотрят глаза моих учеников, глаза, не умеющие прощать равнодушия, но зато умеющие любить бескорыстно, на всю жизнь. Можно, конечно, завоевать авторитет своим  профессионализмом, хорошим  знанием своих  предметов, высокими требованиями, дисциплиной на уроках, но заставить полюбить - никогда. Ребёнок не откроет тебе душу, пока не увидит, что ты делаешь это первым.

      Учитель начальных классов - это не просто учитель, это первый учитель, первый  не по счету, а по уважению. Родители доверяют тебе самое дорогое, что у них есть – своих детей. Проникнуть в самые далёкие галактики детского мира невозможно без осознания того, что, если бы взрослые чаще вспоминали, какие они были маленькими, а дети больше задумывались, какие они будут большими, старость не торопилась бы к людям, а мудрость не опаздывала бы. Именно от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Именно я,  первый учитель, должна помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. Поэтому я всегда стараюсь создавать такую атмосферу в классе, чтобы дети постоянно впитывали доброту, чуткость, внимание, чтобы школа была для них укрытием от всего злого, что их окружает, чтобы они шли в школу с великой радостью.

      Прошло более 30 лет с тех пор, как я сама, еще ребенком, впервые вошла в свой первый класс. Кто помог осуществить мою  мечту, помог  в выборе профессии? Моя  первая учительница  - Александра Григорьевна Захарова. Её пример – мой первый шаг к мечте стать учителем начальных классов. У Льва Николаевича Толстого есть высказывание: «Если учитель имеет любовь к делу, то он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, то он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, то он – совершенный учитель».[1] Такой для меня являлась  моя первая учительница.

      Получив диплом учителя начальных классов, я с нетерпением ждала того дня, когда по-настоящему смогу попробовать свои силы в педагогической деятельности. В школу я шла уверенно, потому что знала, что с детьми найду общий язык. Школа стала моим вторым домом, где проходит большая часть моей жизни. Здесь я и учитель, и ученик. Каждый день  школа воспитывает меня, в чем-то переубеждает, меняет взгляды и привычки. За всё время своей работы с детьми я поняла, что начальная школа всегда была и остается тем периодом в жизни каждого человека, от которого незримые нити протянутся во все сферы его дальнейшей жизни. Меняется время, меняются люди,  а  это значит, что и учитель должен идти в ногу с этим временем, чтобы стать посредником между детством и взрослостью, а также между людьми разных поколений. Только настоящий учитель имеет моральное право направить маленького человека, подсказать ему путь в незнакомый мир.

      Каким же должен быть  современный  учитель? Я считаю, что учитель  нового времени— это вторая мама. Ведь именно он  дает ребенку знания и определенное воспитание.  Именно он даёт возможность ученику поверить в себя, создаёт для него ситуацию успеха, это и есть современный педагог. Современный учитель  должен строить свои отношения с детьми на полном доверии, взаимопонимании и уважении, не должен делить их  на любимых и нелюбимых, должен стараться дать детям не только «книжные» знания, но и подсказывать, как поступить в той или иной ситуации. Каждый ребенок для меня - это лучик, а я стараюсь  быть для них солнышком. Моя профессия, профессия учителя,  не только интересная, но и самая ответственная.

      Мы с вами являемся свидетелями бурного развития информационных и коммуникационных технологий, что непосредственно влияет на жизнь общества. Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. В мире с  новыми жизненными установками  востребованы  другие качества. Это успешность,  предприимчивость, лидерство, способность к непрерывному обучению и переобучению.

      В новых условиях учитель, как и прежде, остается живым звеном между прошлым и будущим. Дети в моем классе разные по уровню развития,  по особенностям характера и по сложившимся  жизненным ситуациям (из социально-неблагополучных семей, приёмные дети и дети с девиантным поведением). У детей из неблагополучных семьей наблюдается низкая самооценка,  неадекватное  представление о значении  собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей  судьбе. Любые недостатки, отрицательные качества у ребёнка можно предупредить и преодолеть. Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, жестокость. 

      «Все начинается с детства…»[1] - это не просто крылатая фраза, а формулировка одного из основополагающих диалектических законов общественной жизни. Воспитание патриотических качеств одинаково важно и для личности, и для общества. Без них невозможна содержательная и полноценная жизнь. Именно детские годы – истоки личности, будущей судьбы человека.

      «Вся гордость учителя в его учениках, в росте посеянных им семян»[1], поэтому, учитель всегда стремится к совершенству. В своей работе он все время находится в поиске новых идей, форм, методов обучения и воспитания. Я считаю важным отметить, что понятия «патриот» и «гражданин» взаимосвязаны. У них одна природа: жизненная позиция (уточню, что психологическая сущность понятия «позиция» заключается в системе потребностей, интересов, устремлений личности, определяющей отношение к действительности, своей стране, своему народу, к  окружающим и самому себе), готовность встать на защиту своего Отечества, поддержать его в трудные периоды, чтить его историю и героев. Именно в наше время гражданская позиция должна быть особенно востребована.

      Выработка нравственных качеств является необходимым условием для усвоения понятий: «патриот», «гражданин», «любовь к Родине», «сопричастность к общественной жизни страны», «долг перед Родиной», «гражданская совесть», - для почитания государственных символов и святынь.  Истинный  гражданин и патриот – это нравственный человек, (такую позицию я взяла за исходную). Именно нравственные качества личности являются составляющими понятий: «патриот», «гражданин», «патриотическое и гражданское воспитание». Доброта, милосердие, справедливость, ответственность, честность, трудолюбие, порядочность, - это те показатели, которыми мы должны обладать и передавать детям. Так же это  необходимо  для  установления правильных отношений в школе, в коллективе, обществе определенных  нравственных  правил. Каждый учитель ставит перед собой определенную цель  направленную на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.

      Очень часто можно слышать сейчас такую  фразу: «XXI век- век новых технологий». Да, в мире XXI века учителю все труднее становится заинтересовать учеников, так как с каждым годом появляется масса новых информационных технологий. Школы оснащаются информационными компьютерными технологиями. Происходит включение различного рода программ, которых не было ранее. Совершенствуются методы и способы работы на уроке. В современной педагогике существует множество подходов, которые в целом влияют на образовательный процесс. Так, например, одним из значимых для современного мира, является системно-деятельностный подход, где учителю на уроке не нужно стараться давать знания ученику в готовом виде, а уметь мотивировать детей самих правильно находить нужную им информацию. Также учитель не должен быть просто рассказчиком или строгим надзирателем, он должен быть куратором, ведущим своих учеников по дорогам знаний, должен создавать вокруг себя такое пространство, которое удобно и ему, и детям. Для этого необходимо тесное сотрудничество с родителями, с коллегами и учениками и всеми заинтересованными  в процессе воспитания и образования людьми. Только совместными усилиями можно создать будущее.

      Быть современным учителем начальных классов трудно:  учителю необходимо не только понимать детскую психологию, но и быть открытым ко всему новому. Он, как образец для подражания, должен нести в себе такие качества: успешный в своем деле; чуткий; интересно преподносящий учебный материал; талантливый; искренний; любящий детей и свою работу. Именно такой учитель сможет воспитать  талантливых, имеющих свою точку зрения детей. Для учителя будет большой наградой знать, что его ученики достигли многих высот в своей профессиональной деятельности.   Важно дать им путевку в жизнь таким образом, чтобы было интересно и увлекательно. Учитель ХХI века- это человек, который готовит будущее.  

      Идут  дни, годы. Идут очень быстро, а хочется успеть многое. Я понимаю и принимаю это. Для себя за  годы работы в школе я  твердо усвоила,  что мастерство современного  учителя  это не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый труд. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник- в картинах, скульптор- в созданных скульптурах, а хороший учитель- в мыслях и поступках своих учеников.            

      Современный педагог всегда с уверенностью  может ответить: «Мне приносит радость ,  прежде всего моя семья, и конечно же, моя работа». Совершенно уверена в том, что современный учитель- это человек Настоящего и Будущего. Непременно надеюсь, что вернётся престиж и уважение к этой самой благородной и нужной профессии.

Список литературы:

1.Цитаты и афоризмы [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://citaty.su/.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий.

Современный урок- это прежде всего урок,на котором учитель умело использует все возможностидля развития личности ученика,её активного умственного роста,глубокого и осмысленного усвоения знаний,для фор...

Современный бальный танец в жизни современного человека

Описание значимости бальных танцев в воспитании школьников...

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Презентация "Современный урок как фактор,повышающий профессиональную компетентность современного учителя"

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...