Сообщение на тему: "Формирование функциональной грамотности в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Корина Любовь Петровна

В данной статье вы найдёте обмен опытом работы над формированием функциональной грамотности на уроке литературного чтения и математике в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАРАНЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Сообщение на тему:

Формирование функциональной грамотности

 в начальной школе.

Учитель начальных классов:

Корина  Любовь Петровна

Стаж работы – 41 год

I  квалификационная категория

Почётный работник общего

 образования Российской Федерации

2022 год


Обновлённый  ФГОС III  поколения  ставит  более точные обязательства перед школой:

1) Впервые вводится ФГОС НОО и ООО (5-9 классы) одновременно.

2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в

частности, школы) перед учениками и родителями.

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

4)  Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков,

которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

Всё это обязывает учителя  находить  рациональные  и неординарные решения: научить не только грамотно решать поставленные  задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию, применять полученные знания в жизни.

         Возникла  необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах обучения и воспитания,  в активных методах и приемах обучения,  направленных на развитие познавательной, мыслительной активности, на  обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

Из разных источников психологии, изучения человека стало известно, что ребёнок  запоминает лишь 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит.  А если он и говорит и участвует в реальной деятельности, и подтверждает это чтением текста, тогда он запоминает и усваивает материал на 90%.

   Перед учителем вопросы:

  • как научить ребенка учиться,
  • как ориентироваться в большом объеме информации,
  • как работать с текстом
  • как вызвать активную познавательную деятельность
  • как формировать функциональную грамотность

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.

Учитель должен увлечь и «заразить»  детей темой, идеей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в свои силы.

Как мы в нашей школе (в начальном звене) работаем над формированием функциональной грамотности на разных предметах и внеурочной деятельности?

Уроки словесности (литературное чтение и русский язык).

При гонке за новшествами никогда не надо забывать годами отработанные технологии. Вспомним их.

А) Три этапа работы с текстом.

I-ый этап:  работа с текстом до чтения (антиципация – предугадывание предстоящего чтения). Это очень хорошо продвигала Светловская. Здесь же постановка целей урока. И, если это соответствует уроку, то работа с листами достижений, где обозначены критерии  оцениванивания  на разных этапах урока.

II-ый этап:  Первичное чтение текста.  Вдумчивое перечитывание текста. Комментированное чтение.   Беседа по содержанию текста. Беседа с автором. Обобщение прочитанного. Выразительное чтение.

III-ый этап:   Концептуальная (смысловая) беседа по тексту ((обсуждние, дискуссия). Знакомство с писателем  (дополнительные источники). Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. задания иллюстрирование, составление  плана  и др .).

Б)Творческие работы с текстом:

  • Технология проектной деятельности.
  • Дискуссии.
  • Ролевые игры.
  • Пробно-поисковые ситуации.
  • Беседы-дискуссии.
  • Сам задай вопрос.
  • Личный пример учителя.
  • Приём устного словесного рисования.
  • Словарно-стилистическая работа.
  • Элементы драматизации.
  • Выполнение заданий на образовательных сайтах Учи. Ру , Яклассе (если там есть подходящий материал)

В) Читает начальная школа.

 Более подробно расскажу о введённом проекте в нашей школе «Читает начальная школа»

Цель: через привитие интереса к чтению формирование функциональной грамотности младшего школьника.

Как мы работаем над этой темой?

  1. Несколько мероприятий  об истории книги, создании книги. Это и презентации, и видео и чтение литературы.
  2. Изготовление книжек: на берёсте углём, на шкурке белки, на камне, книжек – малышек с пословицами о книге. Интерес есть.
  3. Анкетирование (

Анкета

"Читательская активность обучающихся"

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-            -нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать      -интересно    

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да         -нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи      -сказки   -смешные рассказы     -рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам      -слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают       -не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят       -ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу      -не могу

Проверка читательского кругозора учеников

 с помощью следующих вопросов и заданий:

1.        Что мы узнаем о книге с ее обложки?

2.        Что мы узнаем о книге с титульного листа?

3.        Назови писателей - авторов сказок

4.        Скажи, каких поэтов ты знаешь.

5.        Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

6.        О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

7.  Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

8.   Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

9.   Чем отличаются стихи от прозы?

10.   О чем вы любите читать?

11.   Что отличает произведения народного творчества и литературы?

12.   Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

13.  Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательского кругозора

1.  Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

2.  Назовите фамилии отечественных поэтов.

3.  Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

4.  Какие басни вы знаете?

5.  Кто из писателей пишет о природе?

6.  Назовите авторов зарубежной литературы.

7.  Назовите известные вам жанры произведений.

8.   Назовите любимые темы чтения.

Анкета для родителей «Юные читатели»

Уважаемые родители!

Наша школа  проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании  и обучении детей, в формировании их функциональной грамотности.

1.Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку книги? _______________

2. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок? ________________________________

____________________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку, рассказ, стих несколько раз? ____________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть, то какая? ___________

____________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребёнок в сказки, рассказы, истории, которые слушал? ____________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребёнок сказку, рассказ или историю совместно с Вами или своим куклам, игрушкам? __________________________________________________________

7. Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания? Какие?

____________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к книгам, задает ли Вам ребёнок вопросы?

____________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребёнок книгу по иллюстрации? Какую? ___________________

___________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)? ____________________________________________________________

________________________________________________________________

11. Придумывали ли Вы когда-нибудь сказки или истории для Вашего ребёнка? О чём или о ком они были? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

(Каковы  же результаты анкетирования ?  Выяснилось, что детям практически не читают книги, не рассказывают сказки. У некоторых просто НЕТ своей библиотечки. Родители не читают. Иногда рецепты в телефоне.

Что последовало дальше?

  1. Круглый стол с родителями о значимости организации проект .
  2. План работы классных библиотекарей.
  3. Конкурс – смотр «Моя домашняя библиотека.
  4. Выбор первой темы согласно анкетированию. Им оказались русские народные сказки. И это очень хорошо. Составили минимальный список сказок для обязательного прочтения (12). Нашли сказки в библиотеках. Кто – то принёс из дома, от бабушек. В основном учителя. Часть сказок распечатали.
  5. Как же читали? Ведь некоторые были в одном двух экземплярах.

Вышли из положения, организовав круговое чтение.

Фамилия, имя

Название сказки

Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что

Иван царевич и серый волк

Пёрышко Финиста ясна сокола

Маша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Саша

+

+

+

+

Прочитал – передал.

Обязательные условия:

  1. Записать в читательский дневник. Его мы назвали просто «Я читаю»
  2. Выполнить к сказке творческие задания  (рисунки, вопросы, кроссворды…)
  1.  Подготовка к заключительному этапу:

Волшебное письмо с заданиями творческого характера: разыграть сценку из сказки, принять участие в конкурсе семейного рисунка по прочитанным сказкам, подготовиться к викторине, 4 класс – выполнить коллаж по сказкам)

  1.  Заключительный этап.

Викторина, показ разыгранных сценок, подведение итогов конкурса семейного рисунка.

Затем итоговая комплектация всего того, что сделали и создание небольшого ролика. Его выкладываем в классные группы, в группу учительского коллектива, в интернет.

Вывод.

Первый этап работы над таким проектом показал сразу результативность.

  • Увеличился темп чтения.
  • Возникло желание продолжить работу над проектом.
  • Появился интерес к книге – это самое важное.

Второй этап был посвящён творчеству Николая Носова. Изучили его биографию, творческий путь, прочитали за 3 недели  по 24 произведения каждый. Работа строилась почти по аналогии, но добавили работу с текстом. Мы все с вами работали по учебно – методическому комплекту О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом» .

Дети получили дополнительное творческое задание – разработать подобные вопросы, задания к рассказу Н,Н,Носова  «На.горке».

Вот что у нас получилось.

Целый день ребята трудились — строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать.

— Вот пообедаем, — говорили они, — а горка пока замерзнет. А после обеда мы придем с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.  Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.

— О, говорит, — хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Только полез на горку — бух носом!

— Ого! — говорит. — Скользкая!

Поднялся на ноги и снова — бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

«Что делать?» — думает.

Думал, думал — и придумал:

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее».

Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там — ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет все выше и выше. Взобрался на самый верх.

— Вот теперь, — говорит, — скачусь!

Оттолкнулся ногой и снова — бух носом! Коньки-то по песку не едут!

Лежит Котька на животе и говорит:

— Как же теперь по песку кататься?

И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят — горка песком посыпана.

— Это кто здесь напортил? — закричали они. — Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

— Нет, — говорит Котька, — я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

— Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он — песком! Как же теперь кататься?

Котька говорит:

— Может быть, когда-нибудь снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

— Так снег, может, через неделю пойдет, а нам сегодня надо кататься.

— Ну, я не знаю, — говорит Котька.

— Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!

Котька отвязал коньки и взял лопату.

— Засыпай песок снегом!

Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.

— Вот теперь, — говорят, — замерзнет, и можно будет кататься.

А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал.

— Это, — говорит, — чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!

Наши творческие задания:

Наши творческие задания:

  1. Определи тип текста:  описание, повествование, рассуждение.
  2. Выпиши из текста  вопросительные предложения (не менее трёх)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Выпиши из первого абзаца слова с безударной проверяемой гласной в корне слова:

___________________________________________________________________________________________________________________________

4 . Разбери по составу слова:  полез, горку, полили, починить, отвязал

5.Выпиши предложение, которое соответствует пословице: Любишь кататься, люби и саночки возить.

___________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставь пропущенные буквы, выдели грамматические основы предложений:

Тут приб…жали р…бята.   Котька стал п..сыпать горку снегом, а р..бята снова в…дой  полили. 

7. Закончи предложение, используя текст:

А  Котьке так работать понравилось,

_______________________________________________________________________________________________________________________________

8.  Определи рисунок, соответствующий рассказу.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=12946ded33977d9578b5749114a8c4f3-5333646-images-thumbs&n=13                         https://sun9-30.userapi.com/impf/Nnot4cTAgfvt9ZWeUDDk_IY4Y4iwZo1cG0g_Gw/iiXOaMtr3Pw.jpg?size=452x604&quality=96&sign=2010af3f97f1e3387d3dbc71b648ebaf&type=album

Это и есть пример нашей с вами работы, развитие творческих способностей, функциональной грамотности, воспитание любви к книге. Недаром мудрость гласит: Чтение без размышления, пустая трата времени.

            Немного о математике и финансовой грамотности. Вот где пространство для самовыражения, для формирования основ жизненного пути.

Что включает в себя математическая грамотность?

  1. Понимание учеником математических знаний для решения учебных и жизненных задач.
  2. Способность устанавливать математические зависимости, работать с математической информацией, хорошо считать устно.
  3. Знать и владеть математическими фактами, рассуждать.

  1. Типы задач для развития активного самостоятельного мышления:
  1.  Задачи с недостающими данными.
  2. Задачи без вопроса.
  3. Задачи с излишними данными.
  4. Задачи с несколькими решениями.
  5. Задачи на логику.
  1. Упражнения для развития воображения.
  1. Составление задач, примеров.
  2. Чертежи и таблицы. Графики.
  3. Сочинение математических сказок, кроссвордов…

 Приведу пример работы над многофункциональной задачей .

4 класс. Задача 236.

Фермер собрал 8 т моркови, а свёклы на 4т больше. Половину моркови и четвёртую часть свёклы он переработал на сок, а оставшиеся овощи увезли в магазин.

Составь по этому условию различные выражения и объясни их значения.

Вот что у нас получилось:

  1. 8+4= 12 (т) свёклы
  2. 8+(8+4)= 20(т) всего овощей
  3. 8:2=4 (т) морк. ушло на сок
  4. (8+4):4=3(т) свёклы ушло на сок.
  5. 8:2 – (8+4):4 = 1(т) на столько больше ушло т моркови, чем т свёклы на сок.
  6. 8-8:2=4(т) моркови  осталось
  7. (8+4) – (8+4): 4 = 9(т) свёклы осталось
  8. ((8+4) – (8+4): 4) – (8-8:2)= 5(т) – на столько больше осталось тонн свёклы, чем моркови.

А вот творческие предложения, поступившие от детей.

  1. Можно с полей вывезти урожай на машинах по 2 тонны на каждой и узнать, сколько рейсов сделаем машина.

(8+(8+4)):2=6 рейсов

  1. Можно в интернете узнать сколько кг моркови и свёклы нужно для 1 литра сока и узнать, сколько сока получится.
  2. А на факультативе по финансовой грамотности можно этот сок и эти овощи реализовать, зная цену 1 кг моркови и свёклы и 1 литра того и другого сока.

Такая работа способствует развитию интереса к предмету, развивает логику, привязана к жизни детей.

Почему многие становятся успешными? Этому помогает творческий подход к учению, желание учиться, функционировать в обществе.

  Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Анкета

"Читательская активность обучающихся"

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-            -нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать      -интересно    

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да         -нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи      -сказки   -смешные рассказы     -рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам      -слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают       -не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят       -ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу      -не могу

Проверка читательского кругозора учеников

 с помощью следующих вопросов и заданий:

1.        Что мы узнаем о книге с ее обложки?

2.        Что мы узнаем о книге с титульного листа?

3.        Назови писателей - авторов сказок

4.        Скажи, каких поэтов ты знаешь.

5.        Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

6.        О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

7.  Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

8.   Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

9.   Чем отличаются стихи от прозы?

10.   О чем вы любите читать?

11.   Что отличает произведения народного творчества и литературы?

12.   Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

13.  Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?

Проверка читательского кругозора

1.  Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

2.  Назовите фамилии отечественных поэтов.

3.  Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

4.  Какие басни вы знаете?

5.  Кто из писателей пишет о природе?

6.  Назовите авторов зарубежной литературы.

7.  Назовите известные вам жанры произведений.

8.   Назовите любимые темы чтения.

Анкета для родителей «Юные читатели»

Уважаемые родители!

Наша школа  проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании  и обучении детей, в формировании их функциональной грамотности.

1.Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку книги? _______________

2. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок? ________________________________

____________________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку, рассказ, стих несколько раз? ____________________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть, то какая? ___________

____________________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребёнок в сказки, рассказы, истории, которые слушал? ____________________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребёнок сказку, рассказ или историю совместно с Вами или своим куклам, игрушкам? __________________________________________________________

7. Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания? Какие?

____________________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к книгам, задает ли Вам ребёнок вопросы?

____________________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребёнок книгу по иллюстрации? Какую? ___________________

___________________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.)? ____________________________________________________________

________________________________________________________________

11. Придумывали ли Вы когда-нибудь сказки или истории для Вашего ребёнка? О чём или о ком они были? _______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие функциональной грамотности в начальной школе

Развитие функциональной грамотности в начальной школе (интеграция предметов английский язык, изобразительное искусство, технология)...

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Доклад на тему: Функциональная грамотность в начальной школе

Доклад на тему: "Функциональная грамотность в начальной школе"...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...