Мастер-класс "Работа с текстом"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Дарья Седенкова

Мастер-класс "Приемы работы с текстом".

Выступление для РМО.

В данном выступлении взят за основу текст "Корзина яблок" (Христианские рассказы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Приёмы работы с текстом»

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас доброй улыбкой!

При введении ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и читательские умения относятся к универсальным учебным действиям.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Для выяснения образовательных целей, ваших ожиданий и опасений от мастер-класса используем следующий методический прием «Фруктовый сад».

Этот прием целесообразно использовать в работе с обучающимися. Учителю он позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).

Ученикам данный прием поможет более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Груша», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные груши и лимоны.

- Уважаемые коллеги, предлагаю на грушах записать свои ожидания от мастер-класса, а опасения на лимонах.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию). Спасибо!

- Сегодня мы рассмотрим некоторые методические виды и приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения.

1этап. Работа с текстом до чтения.

Цель – прогнозирование предстоящего чтения.

- С каким тестом мы сегодня будем знакомиться, вы узнаете, расшифровав название:

зи Кор на  лок яб

- Начинаем со слога с большой буквы. Кто догадался? Да, КОРЗИНА ЯБЛОК!

- Как вы уже догадались, речь пойдёт о яблоках. Но и не только! Я вам прочитаю конец этого рассказа, а вы подумайте и скажите, о чём может быть этот рассказ?

 Всю дорогу Тима с восхищением рассказывал про своего щенка, а Петя снова и снова вспоминал, как хотел украсть яблоко. "Как хорошо, что Бог сохранил меня от воровства! - радовался он, кусая сочное яблоко,- С каким настроением я ел бы украденное? А дедушка дал мне самое большое..." Приятно было Пете от того, что победил в себе  желание украсть.

Приём «Составление кластера»

- помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, умению работать в группе, активизирует учебную деятельность.

Наша звезда – это название текста, ваши предположения – планеты, давайте их запишем

- главные герои мальчики

- о плохих поступках и хороших

- борьба добра и зла

-  о дружбе

- Прочитав рассказ, мы сможем проверить, верны ли наши предположения.

2 этап. Работа над самим текстом.

- Но будьте внимательны, рассказ поделён на абзацы, в которых предложения зашифрованы, стоят не в логической последовательности, а в некоторых и вовсе перепутались.

В конце работы мы проведём итог и посмотрим , что больше всего вас впечатлило в этом рассказе.

- Итак, первый абзац «Печатная машинка», слова напечатаны разными шрифтами и размерами.

(Чтение 1ого абзаца)

Петя Коноплин рос в  верующей семье. Мальчик знал, что надо стараться вести себя праведно. " Если бы только всегда поступать так, чтобы не было стыдно перед Богом...»

 Как-то осенью произошел один случай, который Петя запомнил на всю жизнь.

   Стояла хмурая, дождливая погода. Пете нужно было идти в школу. Он вышел немного раньше, чтобы по пути зайти к однокласснику Тиме.  Перепрыгивая через небольшие лужицы, Петя повторял выученный утром стих .

    Петя подошел к дому, где жил Тима, и энергично постучал. Однако на стук никто не ответил, и Петя, толкнув дверь, заглянул в прихожую.   ПеРешагнуВ череЗ ПОрог, Петя увидЕЛ стоящую на полу корзиНУ яблок. "Какие красивые!" - замер он. Соблазнительный аромат приятно щекотал нос, и Пете так захотелось съесть яблоко! "Их много, и если одно взять, не будет заметно,- мелькнуло в сознании,- Да и Тима угостил бы меня…"

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

- развивает умение задавать вопросы. «Тонкие »- требующие однословного ответа. «Толстые»- требующие размышления, умения анализировать.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Объясните, почему?

Что?

Почему Вы думаете?

Когда?

В чём различие?

Может?

Что будет, если?

Как зовут?

Если предположить…,то?

Верно ли?

Почему Вы считаете?

Согласны ли вы?

Обоснуйте, почему?

- Предлагаю таблицу начать с тонких вопросов, дети задают вопрос и отвечают.

- Давайте посмотрим, что было дальше?  И правильно ли мы ответили на вопросы?

Будьте внимательны, во второй части рассказа потерялись некоторые буквы.

    Петя подоше_  к корзи__  и в нерешительности протянул руку. "Может ли поступ__ остаться тайным?" - внезапно пронеслось в его голове. Петя решитель___  отдернул руку. Ему стало сты___  за себя. Понурив голову, он сел на стул. Лицо горел_. Ему стало стыд__  за свои мысл_…

- Кто там ходит? – раздал__  вдруг старческ__  голос из-за приоткрытой двери.

 Петя вздрогн__  и еще больше покрасн__.

 - Это я, Пе__,- облизывая пересохшие губы, отозвался он и, поднявшись, шагнул к дедуш__.

 - А-а-а, Тима рассказывал про тебя. Значит, ты к Тимоф__  пришел? – прокряхт__ старичок, опираясь на палку.- Он говорил, что ты верующий. Правда?

- Да.

- Ты, парень, молодец, по честному поступ__! Я видел, что ты хотел взять яблоко, да не решился. Стало быть, ты и в самом деле хочешь жить чест__.

Возвращаемся к толстым вопросам.

Будьте внимательны, в следующей части рассказа слова поменялись местами, прочитайте самостоятельно, поставив слова на своё место!

хлопнула    Тут дверь, и в комнату Тима  вошел.

 - Привет! - улыбнулся он,- Хорошо, что ты зашел! Я сейчас...

Тима куртку быстро надел, взял школьную сумку Пете и кивнул:

- Пойдем!

- Постойте, постойте! - остановил их дедушка.- съедите!  Возьмите яблок, по дороге

  Он взял два больших яблока и подал краснобоких ребятам.

 - Спасибо! - и, довольные, выбежали на улицу поблагодарили мальчики.

- Почему дедушка угостил мальчиков?

- Последнюю часть рассказа вы уже слышали, в ней скрывается главная мысль рассказа, давайте её найдём. Внимательно, читать  каждое предложение нужно справа налево.

.яблоко украсть хотел как, вспоминал снова и снова Петя а, щенка своего про рассказывал восхищением с Тима дорогу Всю. воровства от меня сохранил Бог что, хорошо как.- яблоко сочное кусая, он радовался! ? украденное бы ел я настроением каким с. ! большое самое мне дал дедушка А. украсть желание себе в победил что, того от Пете было Приятно

  - Какова главная мысль?

3.Этап.

Приём «Написание  синквейна»

 - учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль(1-1 сущ., 2-2 прил., 3-3 глаг., 4- фраза, свое отношение к теме, 5- синоним, позволяет выразить отношение к теме).

- Я предлагаю взять слово:

Жизнь

Честная, праведная

Доверять, уважать, стараться

Честно жить – с совестью дружить!

Совесть!

 

Приём «Фишбоун»

 - Мы прочитали весь рассказ, а теперь , давайте отыщем  в нём примеры хороших и плохих поступков.

        

 

- Сделать вывод нам поможет цитата В.А.Сухомлинского. Но в ней слова перепутались. Соберите её: должен своё поведение мыслить человек контролировать поэтому он может

Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение.

Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?  Напишите на яблочках?! Видите, многие выбрали все три варианта. Правильно, все важно. Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки.

Уважаемые коллеги, как вы понимаете, это далеко не все приёмы работы, многие из прозвучавших сегодня мы знаем и используем, только под другими названиями. Я перечислю некоторые: «Кубик Блума», «Ромашка Блума», «Лови ошибку», «Пометки на полях», «Дерево предсказаний», «Знаю-хочу узнать -узнал» которые можно использовать на каждом этапе урока, «Верные и неверные утверждения», носящие творческий характер «Творческие задания игрового действия»: составление сказочных объявлений, кроссвордов и т. д.

Словарную работу можно провести  с помощью таких приёмов «Шифровальщик», «Наборщик», «Найди лишнее слово».  

Таким образом, мы можем сделать вывод, направленная работа с текстом позволяет максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали, из большого объёма информации выбирать нужную и полезную, заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе полученной информации, сапостовляя её с информацией из личного опыта.

- Хотелось бы закончить своё выступление небольшим стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век 21 – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!



Предварительный просмотр:

C:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\jnkbgyvr1687_17862.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\jnkbgyvr1687_17862.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\jnkbgyvr1687_17862.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\jnkbgyvr1687_17862.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\jnkbgyvr1687_17862.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\jnkbgyvr1687_17862.jpg

C:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\631.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\631.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\631.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\631.jpg

C:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\631.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\631.jpg

C:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\9a1c20c8b475ea835dacaa60cd5f6723-apple-bulletin-board-ideas-book-bulletin-board.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\9a1c20c8b475ea835dacaa60cd5f6723-apple-bulletin-board-ideas-book-bulletin-board.jpg

C:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\9a1c20c8b475ea835dacaa60cd5f6723-apple-bulletin-board-ideas-book-bulletin-board.jpg

C:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\9a1c20c8b475ea835dacaa60cd5f6723-apple-bulletin-board-ideas-book-bulletin-board.jpgC:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\9a1c20c8b475ea835dacaa60cd5f6723-apple-bulletin-board-ideas-book-bulletin-board.jpg

        

C:\Users\111\Documents\Bluetooth Folder\9a1c20c8b475ea835dacaa60cd5f6723-apple-bulletin-board-ideas-book-bulletin-board.jpg



Предварительный просмотр:

Приём «Составление кластера»

«Корзина яблок»

1 часть

Петя Коноплин рос в  верующей семье. Мальчик знал, что надо стараться вести себя праведно. " Если бы только всегда поступать так, чтобы не было стыдно перед Богом...»

 Как-то осенью произошел один случай, который Петя запомнил на всю жизнь.

   Стояла хмурая, дождливая погода. Пете нужно было идти в школу. Он вышел немного раньше, чтобы по пути зайти к однокласснику Тиме.  Перепрыгивая через небольшие лужицы, Петя повторял выученный утром стих .

    Петя подошел к дому, где жил Тима, и энергично постучал. Однако на стук никто не ответил, и Петя, толкнув дверь, заглянул в прихожую.   ПеРешагнуВ череЗ ПОрог, Петя увидЕЛ стоящую на полу корзиНУ яблок. "Какие красивые!" - замер он. Соблазнительный аромат приятно щекотал нос, и Пете так захотелось съесть яблоко! "Их много, и если одно взять, не будет заметно,- мелькнуло в сознании,- Да и Тима угостил бы меня…"

2 часть

Петя подоше_  к корзи__  и в нерешительности протянул руку. "Может ли поступ__ остаться тайным?" - внезапно пронеслось в его голове. Петя решитель___  отдернул руку. Ему стало сты___  за себя. Понурив голову, он сел на стул. Лицо горел_. Ему стало стыд__  за свои мысл_…

- Кто там ходит? – раздал__  вдруг старческ__  голос из-за приоткрытой двери.

 Петя вздрогн__  и еще больше покрасн__.

 - Это я, Пе__,- облизывая пересохшие губы, отозвался он и, поднявшись, шагнул к дедуш__.

 - А-а-а, Тима рассказывал про тебя. Значит, ты к Тимоф__  пришел? – прокряхт__ старичок, опираясь на палку.- Он говорил, что ты верующий. Правда?

- Да.

- Ты, парень, молодец, по честному поступ__! Я видел, что ты хотел взять яблоко, да не решился. Стало быть, ты и в самом деле хочешь жить чест__.

3 часть

хлопнула    Тут дверь, и в комнату Тима  вошел.

 - Привет! - улыбнулся он,- Хорошо, что ты зашел! Я сейчас...

Тима куртку быстро надел, взял школьную сумку Пете и кивнул:

- Пойдем!

- Постойте, постойте! - остановил их дедушка.- съедите!  Возьмите яблок, по дороге

  Он взял два больших яблока и подал краснобоких ребятам.

 - Спасибо! - и, довольные, выбежали на улицу поблагодарили мальчики.

4 часть

.яблоко украсть хотел как, вспоминал снова и снова Петя а, щенка своего про рассказывал восхищением с Тима дорогу Всю. воровства от меня сохранил Бог что, хорошо как.- яблоко сочное кусая, он радовался! ? украденное бы ел я настроением каким с. ! большое самое мне дал дедушка А. украсть желание себе в победил что, того от Пете было Приятно

Приём «Написание  синквейна»

Приём «Фишбоун»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме"Типы текста. Текст-повествование"

Урок русского языка для учащихся 3 класса, занимающихся по развивющей системе Л. В. Занкова. Авторы учебника Н. В. Нечаева, С. Н. Яковлева. Содержание урока позволяет формировать позитивное отношение ...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Презентация по теме "Текст. Основная мысль текста" 2-4 класс

Презентация по русскому языку по теме" Текст. Основная мысль текста" используется на учебном занятии по любой программе. К уроку подобран интересный занимательный материал, предусмотрены разнообразные...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Интересные задания на тему: "Текст. Части текста. Тема и главная мысль текста" (2 класс)

В работе использованы материалы цифрового образовательного ресурса для школ ЯКлассhttps://www.yaklass.ru/...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Как строится текст. Начало текста. Сочиняем начало текста» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: Формирование представления о заимствованных и исконных словах.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1)пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями...