Внеурочная деятельность. КТП "Функциональная грамотность". 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс)

Усачёва Ольга Валериевна

КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_3.docx78.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                            « Центр образования №4»

                       Рабочая программа

                 внеурочной деятельности

                            по курсу   

  «Функциональная грамотность»

                    для 3 –х  классов

                                           Составители программы:

                                            учителя начальных классов

                                           Раева С.А,

                                           Усачева О.В.

                                            Баскакова И.В.

                                                             Донской

                                                          2022-2023 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на реализацию основных целевых установок начального общего образования: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.

Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был признан односторонним.

Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности:

  • читательскую,
  • математическую,
  • естественнонаучную,
  • финансовую.

Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 3-4 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность. Реализация данной задачи осуществляется за счет использования заданий, разработанных на основе системно-деятельностного подхода. Такие задания будут способствовать формированию и оценке способности личности применять полученные знания для решения различных учебных и практических задач.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать знаниями в разнообразных контекстах. Эта способность включает рассуждения, использование различных понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

  • способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
  • способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
  • способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность).

Место в образовательном процессе

Программа рассчитана на 2 года обучения (с 3 по 4 классы), включает 5 модулей (основы читательской, естественно-научной, математической, компьютерной и финансовой грамотности). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1ч в неделю в каждом классе. Таким образом, общее количество часов за год: 34 ч.

Весь курс состоит из 5 блоков:

  • основы читательской грамотности;
  • основы математической грамотности;
  • основы компьютерной грамотности;
  • основы естественно-научной грамотности;
  • основы финансовой грамотности.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект.

Промежуточная аттестация. Тестирование, опрос, итоговые занятия в игровой форме.

Планируемые результаты.

Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио– , видео–) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства

3 класс - Уровень узнавания и понимания

Метапредметные и предметные результаты

Читательская грамотность

Математическая грамотность

Естественнонаучная грамотность

Финансовая грамотность

находит и извлекает информацию        из

находит и извлекает математическую

находит и извлекает информацию        о

находит и извлекает финансовую

различных текстов

информацию        в различном контексте

естественнонаучных

явлениях        из различных текстов

информацию        в различном контексте

Личностные

оценивает содержание

прочитанного        с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

формулирует собственную

позицию        по

отношению        к прочитанному

формулирует собственную

объясняет гражданскую

позицию        в

конкретных ситуациях

общественной жизни на        основе

математических знаний                с        позиции норм        морали        и общечеловеческих ценностей

объясняет гражданскую

позицию        в

конкретных ситуациях

общественной жизни на        основе

естественнонаучных знаний                с        позиции норм        морали        и общечеловеческих ценностей

оценивает

финансовые действия в                конкретных ситуациях с позиции норм        морали        и общечеловеческих ценностей,        прав        и обязанностей

гражданина страны

Содержание программы 3 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (13 ч)

Раздел 1. Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Любимая книга. Составные части книги. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой». Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом, подготовка проекта. Сбор информации. Выполнение проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (6 ч)

Раздел 1. Что такое экология. Человек – часть природы. Активная хозяйственная деятельность человека уничтожает природу. Что делать? Наука экология. Движение

Зеленых. Чем мы можем помочь нашей планете уже сейчас? Проблемы, которые надо решать! Составление плана по решению экологических проблем.

Раздел 2. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, фиксация наблюдений, выводы. Необычные явления природы.

Раздел 3. Необычные растения и животные. Находить общие и отличительные признаки растений и животных двора, дома. Учимся удивляться окружающей нас природе. Древние ящеры и современные ящерицы. Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены.

Раздел 4. Удивительное дома. Наука в помощь человеку. Ежедневные опыты и фокусы на кухне и в ванной. Вода - удивительный растворитель. Огонь – враг или друг? Природа

  • источник сил, вдохновения и оздоровления.

Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)

Раздел 1. История развития математики. Из истории чисел и цифр. Римская нумерация. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами с календарем. Числовые множества, их сравнение и отображение. Закономерности в ряду чисел. Ребус. Правила разгадывание ребусов. Решение математических ребусов.

Раздел 2. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи на сообразительность. Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Раздел 3. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Закономерности в геометрических узорах. Составление геометрических узоров. Задачи на разрезание, склеивание.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (4 ч)

Раздел 1. Что такое деньги. История появления денег, старинные и современные деньги. Первые монеты. Монетный двор. Виртуальная экскурсия на Монетный двор. Как сейчас изготавливают монеты и купюры. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к. Купюры в 10р., 50р., 100 р., 1000 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда, покупок.

Раздел 2. Личные деньги. Как распоряжаться личными деньгами. Семейный бюджет. Как делать покупки и сэкономить деньги. Чек – подтверждение покупки. Копилка. Как быть экономным.

Раздел 3. Что такое банк. Банковская карта. Вклады и кредиты.

Список литературы

  1. Агеева, И. Д. Занимательные материалы по информатике и математике [Текст]: Методическое пособие/ И. Д Агеева.– М.: ТЦ Сфера, 2006. – 240 с. (Игровые методы обучения).
  2. Бородин, М. Н. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика. 2-11 классы / Составитель М. Н. Бородин. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.
  3. Залогова Л.А. Компьютерная графика [Текст]: Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения.
  4. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы [Текст]/В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304
  5. Леонов В.П. Персональный компьютер [Текст]: Карманный справочник/ В.П. Леонов. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 928 с.
  6. Акимушкин И. Мир животных. М., 1971.
  7. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с. 8. Воробьева И. А. Язык Земли. Новосибирск, 1973. 152 с.
  1. Горощенко В.П. Природа и люди. М., 1976.
  2. Дитрих А., Юрмин С, Кошурникова Н. Почемучка. Л., 1987.
  3. Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М., 1998.
  4. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Издательство «Педагогика». М. 1990.
  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  6. Ковалѐва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование» 2006,

№ 5, 71-76.

  1. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук, проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
  2. Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах». – М., 1997
  3. Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для учителя». – М.: Просвещение, 1990

Календарно-тематическое планирование курса «Функциональной грамотности» 3 класс

Тема

Планируемые результаты

дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

по

плану

по факту

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Библиотека –

  • правила пользования библиотекой;
  • основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,

послесловие, форзац);

  • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-

популярная, справочная), иметь представление о различных

видах литературы;

  • знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс

формирования внешнего вида книги и ее структуры;

  • знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в

соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

  • овладение методами

аналитико–синтетической переработки информации;

  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления

результатов самостоятельной учебной и познавательной

работы;

  • ориентироваться в

- владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии

поставленной задачей с использованием ресурсов библиотеки;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • самостоятельно находить варианты
  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для

успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых

дел, подтверждающих добрые слова.

  • развитие любознательности, сообразительности;
  • развитие внимательности,

настойчивости, умения преодолевать трудности;

  • воспитание чувства

справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

информационный центр

школы.

2.

Домашняя библиотека.

3.

Методы работы с

информацией.

4.

Пословицы, поговорки как

источник информации.

5.

Книги – верные друзья.

6.

Писатели и художники в

одном лице.

7.

Будь здорова, книжка!

8.

Представление о настоящем

читателе.

9.

Продуктивное чтение – что

это?

10.

Глубокое восприятие и

понимание текста

11.

Проверка скорости и

качества чтения.

12.

Проект «Дружим с книгой»

13.

Проект «Дружим с книгой»

информационной среде

решения познавательной задачи;

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнера;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в

совместной деятельности;

  • допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и

сохранить авторство источника информации

библиотеки и Интернета, уметь

критически оценить и

обработать найденную

информацию;

- уметь оформить и представить

результаты самостоятельной

работы.

Модуль «Основы математической грамотности»

14.

Как люди научились считать.

  • использование

приобретённых математических знаний для описания и

объяснения окружающих

предметов, процессов, явлений, а также для оценки их

количественных и

пространственных отношений;

  • овладение основами логического и

алгоритмического мышления, пространственного

воображения и математической речи, основами счёта,

измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного

представления данных в разной

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе

самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры и

действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу;
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное

мнение и аргументировать его;

  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
  • развитие любознательности,

сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности,

настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;  воспитание чувства справедливости, ответственности;  развитие

самостоятельности суждений,

независимости и нестандартности

15.

Арифметические забавы.

16.

Задачи на разрезание,

склеивание.

17.

Задачи на

сообразительность.

18.

Закономерности.

19.

Множество. Сравнение и

отображение множеств.

20.

Геометрические задачи.

21.

Математическая эстафета.

форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;

  • умения устно строить

алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические

фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и

диаграммами, цепочками,

представлять, анализировать и интерпретировать данные

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное

затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный

(промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

мышления

Модуль «Основы естественно-научной грамотности»

22.

Загадки нашей планеты.

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм

здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
  • оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • активно использовать речевые

средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,

передачи и интерпретации информации;

  • овладевать логическими действиями
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

- формировать ценности

многонационального российского общества;

  • развивать внимательность,

настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;

  • формировать эстетические

потребности, ценности и чувства;  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

нравственных ценностей);

  • формировать установки на

23.

Тайны за горизонтом.

24.

Загадки растений.

25.

Удивительные животные.

26.

Что такое экология.

27.

Фокус-покус!

сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Модуль «Основы финансовая грамотности»

28.

Что такое деньги и как они

появились.

  • использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов,

процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладеть основами логического мышления,

основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного

представления данных;

  • умения устно строить

алгоритмы и стратегии в игре;

  • делать выбор в сторону лучшей покупки, подходящей по цене;
  • знать распространенную в мире валюту;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска информации;
  • овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии и причинно-

следственные связи, строить рассуждения;

  • излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • воспитывать чувства

справедливости, ответственности, самостоятельности;

  • уметь самостоятельно совершать покупки;
  • осознавать, что деньги зарабатываются трудом;
  • уважительно относиться к людям любых профессий.

29.

Монеты. Монетный двор.

30.

Как разумно делать покупки.

31.

Личные деньги.

- учиться правильно экономить и расходовать деньги

32.

Резерв времени.

33.

Резерв времени.

34.

Резерв времени.

Календарно-тематическое планирование курса «Функциональной грамотности» 4 класс

Модуль «Основы читательской грамотности»

1.

Библиотека и Интернет как источники информационных

ресурсов общества.

  • правила пользования библиотекой;
  • основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,

послесловие, форзац);

  • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-

популярная, справочная), иметь представление о различных

видах литературы;

  • знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс

формирования внешнего вида книги и ее структуры;

  • знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в

соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;

  • овладение методами

аналитико–синтетической переработки информации;

  • изучение и практическое использование технологии

подготовки и оформления

- владеть основами смыслового чтения текста;

  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии

поставленной задачей с использованием ресурсов библиотеки;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
  • ориентироваться в книге (титул,

содержание, оглавление), в словарях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для

успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых

дел, подтверждающих добрые слова.

  • развитие любознательности, сообразительности;
  • развитие внимательности,

настойчивости, умения преодолевать трудности;

  • воспитание чувства

справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

2.

Аналитико-синтетическая переработка источников

информации.

3.

Работа с учебным текстом. Как понимать информацию,

содержащуюся в тексте, и преобразовывать ее.

4.

Работа с художественным

текстом. Определение авторской позиции.

5.

Итоговое занятие.

результатов самостоятельной учебной и познавательной

работы;

  • ориентироваться в информационной среде

библиотеки и Интернета, уметь критически оценить и

обработать найденную информацию;

  • уметь оформить и

представить результаты самостоятельной работы.

педагога- библиотекаря;

  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в

совместной деятельности;

  • допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и

сохранить авторство источника информации

Модуль «Основы естественно-научной грамотности»

6.

Экологические катастрофы.

  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм

здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности

конструктивно действовать даже в

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

- формировать ценности

7.

Удивительные открытия в

истории.

8.

Удивительные открытия в

географии.

9.

Удивительные открытия в

биологии.

10.

Удивительные открытия в

технике.

11.

Наука рядом с нами.

12.

Наука рядом с нами.

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,
  • оценивать правильность поведения людей в природе, быту.

ситуациях неуспеха;

  • активно использовать речевые

средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,

передачи и интерпретации информации;

  • овладевать логическими действиями

сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

  • быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определять общие цели и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в

совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

деятельности, адекватно оценивать

собственное поведение и поведение окружающих.

многонационального российского общества;

  • развивать внимательность,

настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать;

  • формировать эстетические

потребности, ценности и чувства;  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

нравственных ценностей);

  • формировать установки на

безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работу на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

13.

Уникальность планеты

Земля.

14.

Итоговое занятие.

Модуль «Основы компьютерной грамотности»

15.

Компьютер – уникальный

помощник человека.

  • знать правила поведения при работе с компьютером;

- знать приемы работы в

редакторах Paint, Word, Power Point;

  • знать основы безопасной
  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных

ситуациях;

  • оценивать творческий продукт и

соотносить его с изначальным замыслом, выполнение коррекции либо продукта,

  • развивать готовность ученика

целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;

  • критически относиться к

информации и избирательности её восприятия;

16.

Программа Раint и Word.

17.

Программа Power Point.

18.

Создание презентаций.

работы в сети Internet;

  • все возможности добавления мультимедийных эффектов;
  • составлять рисунки с применением функций графического редактора;
  • искать, находить и сохранять тексты, изображения,

найденные с помощью поисковых систем;

  • создавать слайды, презентацию;
  • представить творческий

материал в виде презентации;  самостоятельно создавать типовую презентацию и

проектировать свою собственную;

  • работать с компьютером, настраивать программу для

работы; демонстрировать свою работу и защищать её

либо замысла;

  • использовать современные средства информационных и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных, познавательных и творческих задач.

- решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи;

  • планировать учебную деятельность;
  • моделировать – преобразовывать

объекта из чувственной формы в модель,

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • аргументирование свою точку зрения;
  • признавать возможности существования различных мнений
  • уважать к информации о частной жизни других людей;
  • знакомить с миром профессий, связанных с информационными и

коммуникационными технологиями.

19.

Проект «Моя презентация»

Модуль «Основы математической грамотности»

20.

Математические ребусы,

шарады, головоломки.

  • использование

приобретённых математических знаний для описания и

объяснения окружающих

предметов, процессов, явлений, а также для оценки их

количественных и

пространственных отношений;

  • овладение основами логического и

алгоритмического мышления, пространственного

воображения и математической речи, основами счёта,

измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе

самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры и

действовать в соответствии с заданными правилами;

  • включаться в групповую работу;
  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное
  • развитие любознательности,

сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности,

настойчивости, целеустремленност и, умения преодолевать трудности;  воспитание чувства справедливости, ответственности;  развитие

самостоятельности суждений,

независимости и нестандартности мышления

21.

Задачи на простейшие

умозаключения.

22.

Комбинаторные задачи. Представление данных в

виде таблиц, диаграмм, графиков.

23.

Символы в реальности и

сказке.

24.

Задачи на взвешивание,

переливание.

25.

Зеркальное отражение.

Симметрия.

представления данных в разной форме (таблицы, схемы,

диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;

  • умения устно строить

алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические

фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и

диаграммами, цепочками,

представлять, анализировать и интерпретировать данные

мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное

затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки

26.

Игра танграм.

27.

Итоговое занятие.

Модуль «Основы финансовая грамотности»

28.

Деньги в разных странах

(валюта).

  • использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов,

процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

  • овладеть основами логического мышления,

основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного

представления данных;

  • умения устно строить

алгоритмы и стратегии в игре;

  • делать выбор в сторону лучшей покупки, подходящей по цене;
  • знать распространенную в мире валюту;
  • учиться правильно экономить и расходовать деньги
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска информации;
  • овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии и причинно-

следственные связи, строить рассуждения;

  • излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • воспитывать чувства

справедливости, ответственности, самостоятельности;

  • уметь самостоятельно совершать покупки;
  • осознавать, что деньги зарабатываются трудом;
  • уважительно относиться к людям любых профессий.

29.

Что такое банк?

30.

Личные деньги. Как

правильно копить и расходовать деньги.

31.

Осторожно, мошенники!

32.

Подведение итогов.

33.

Резерв времени.

34.

Резерв времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"

Программа внеурочной деятельности для 1 класса  по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса по теме " Купюры"

Данное занятие внеурочной деятельности проводится в 4 классе. Дети знакомятся с российским современными купюрами, выполняют творческую работу....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 2-4 класс

Программа по финансовой грамотности  повышает уровень развития  способностей учащихся в области финансов, мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов, которые  не входят...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс "ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2-4 класс...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» Направление: разумное финансовое поведение Уровень образования (класс):4 класс начальной школы (базовый)

Личностными результатами изучения данного курса являются:• осознание себя как члена семьи, общества и государства;• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений...