Развитие познавательного интереса через применение личностно-ориентированного обучения
методическая разработка

Григорьева Вера Ивановна

Выступление на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_poznavatelnogo_interesa.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Развитие познавательного интереса

через применение

личностно-ориентированного

обучения

                                                             Выступление на ШМО

                                                                          учителей начальных классов

                                                                      Учитель:  Григорьева В.И..

                                                                      высшая  квалификационная

                                                                  категория

г. Чебаркуль

2022 г.

Развитие познавательного интереса через применение личностно-  ориентированного обучения                        (Слайд 1)

Цель: дать каждому ученику возможность реализовать свои способности. Создать комфортные условия для каждого ученика. Формировать ситуацию успеха.                                                                 (Слайд 2)

Средства достижения этой цели:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно,  неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Образ выпускника начальной школы                             (Слайд 3)

  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир
  • Умеющий учиться, способный к организации  своей деятельности
  • Уважающий и принимающий ценности  семьи и общества,  сторию и культуру  каждого народа  
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,  уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать  и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах  здорового и безопасного образа жизни

Критерии эффективности проведения

личностно-ориентированного урока:                 (Слайд 4)

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз,  сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

-отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Приемы организации учебной работы                      (Слайд 5)   

Виды заданий:

1. Задание на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):

  • содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);

2. Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):

  • аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, кружков и т.д.);
  • задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;
  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
  • выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет);
  • выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);
  • задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
  • задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

3. Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

  • требующие творчества в содержании работы (тем, заданий, вопросов: литературные, исторические);
  • требующие творчества в способе учебной работы;
  • выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);
  • задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях;
  • задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли;

4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые  и пр.;
  • «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем;
  • творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);
  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);

5. Задание и группа приемов организации совместной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать («Меняй себя ради себя!»):

  • задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (например, рекомендация дома решить задачи или сделать какую-то другую учебную работу);
  • проанализировать на добровольной основе результаты работы самим учеником (добровольное самооценивание);
  • после серии решения задач по выбору, на основе заданных учителем критериев, оценить каждому учащемуся свою работу, обращая внимание на динамику оценок;
  • субъективно трудные задания (например, предлагается как добровольное задание ряд тем выступлений, подчеркивается, что эти выступления оцениваться не будут, предлагаются желающим после подготовки сравнить уровень, особенности  их с ранее выполнявшейся подобной работой, и подумать о результатах сравнения);
  • широкий спектр заданий на выбор, требующих проявления различных качеств; терпение, творчества, практичности, умения взаимодействовать и т.д., с предложением школьникам выбрать задания в соответствии со своим идеалом, образом желаемого себе (эти задания также безоценочные);

Учебник «Окружающий мир» авторов А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой решает не только образовательные задачи курса, но и позволяет формировать личность ребенка: развивать познавательные процессы, эмоциональную сферу, творческие способности, формировать чувства патриотизма, национальной идентичности и толерантности.

      Новая идеология  построения учебников:                (Слайд 6)

формируем активную личность

  • Я в мире и мир во мне.
  • Хочу учиться!
  • Я общаюсь, значит, я учусь.
  • В здоровом теле здоровый дух!

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа  «Я», который включает в себя самоотношение и самооценку, формирование идентичности личности и социальной роли, правил взаимодействия с окружающим миром.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом научить его самостоятельно искать ответы, планировать свою деятельность, доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки.  

«Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется важным учить ребенка свободно вести  конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.  Конечно, в понятие здоровье мы включаем не только правила гигиены, но и правила поведения, ценностные установки, умение сопереживать, заботиться  о себе, об окружающих  людях, о природе.

Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через следующие тематические направления — «Моя семья — мой мир», «Моя страна — мое Отечество», «Моя планета — Земля», что позволяет при помощи учебников сформировать у ребенка целостную картину мира.

Целевую направленность курса 1 класса можно кратко выразить формулой: Вглядись в этот мир.

      Содержательная направленность программы первого года обучения — обогащение и систематизация представлений о мире живой и неживой природы, накопление сведений о ближнем социальном окружении школьника, а также формирование познавательного интереса в изучении окружающего мира.

      Содержание раскрывается в следующих четырех разделах программы: «Какая природа тебя окружает», «Мир живой природы: звери, птицы, рыбы, насекомые», «Природа разных районов земного шара», «Значение природы в жизни людей». В некоторые разделы включен материал о сезонных изменениях в природе, труде людей.

      Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей и расширяющие кругозор младших школьников: Мой дом, Мой город (или село), Москва — столица России.

      Во 2 классе учащиеся расширяют свои представления о нашей стране — России, знакомятся с историческими и культурными памятниками столицы нашей Родины — Москвы, разнообразием природы нашей страны. Углубляются также знания о разнообразии растений и животных на Земле.

      Содержание учебного материала в учебнике соотносится с обозначенными разделами программы, в ряде случаев названия разделов учебника несколько видоизменены. Особенностью учебников является то, что знания по программным темам курса не даются детям в готовом виде. Задания представлены в виде серии самостоятельных работ, проблемных задач, закодированных рисунков, загадок, ребусов, предполагают творческую изобразительную деятельность, привлечение личного опыта, использование накопленных знаний и их осмысление в аспекте вновь полученной информации.

            Методические подходы в раскрытии программных тем  соотносятся с возрастными особенностями и потребностями детей этого возраста. Тема урока представлена в развороте учебника. Яркая эмоциональная окрашенность процесса обучения обеспечивается содержанием учебного материала и организацией познавательной деятельности, включающей эмоции удивления, радости открытий, творчества. Освоение программного материала осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком 6—7-летнего возраста предметов и явлений окружающего мира. Задания в учебнике направляют школьников на активное взаимодействие с окружающим миром. Ученик включается в непосредственные наблюдения природных объектов, выступает в ситуациях, моделирующих взаимоотношения человека с природой в целях ее изучения и практического использования. Личностно ориентированный характер обучения проявляется в направленности тем занятий и ключе их развертывания. Главным действующим лицом в процессе освоения содержания на уроке выступает каждый ребенок: «Я изучаю природу», «Моя собака», «Наш сад», «Мой аквариум», «Мои географические открытия» и пр. По заданиям в учебнике-тетради учащийся «сажает» в местном парке цветущие растения, которые ему нравятся, «собирает» урожай фруктов в своем саду, украшает свой дом творческими художественными композициями.

      Основной формой изучения программного материала в каждом классе является выполнение учащимися заданий по теме урока в виде самостоятельных работ в учебнике. Данный учебник можно охарактеризовать как учебник-тетрадь. Выполняя самостоятельные работы и продвигаясь в раскрытии программных тем, каждый ученик, по существу, создает свой учебник. В развороте учебника раскрывается тема урока. Предусмотрены вариативные задания на наблюдение, сравнение, моделирование связей природных объектов, на группировку и систематизацию, задания оценочного характера, формирующие рефлексирующую позицию ученика, задания творческого характера, рисунок, художественная композиция и пр. Вариативность заданий обеспечивает широкие возможности для реализации дифференцированного подхода в обучении. Учитель вправе определить объем и содержание заданий для выполнения в классе или дома, учитывая уровень развития учащихся, временные рамки урока. Как занимательный материал включены вопросы, загадки, кроссворды, ребусы, стихи.

     

      Большое место — более половины объема книги — занимают иллюстрации, данные в разворот по теме урока: это красочные рисунки, тематические композиции, изображения предметов и явлений окружающего мира, слайды, а также рисунки с проблемной задачей, рисунки-тесты, рисунки-загадки, схемы, модели. Предусмотрена и продуктивная художественно-изобразительная деятельность ученика, необходимая и при освоении программного материала, и при проверке усвоения знаний. Дети составляют художественные композиции, вносят творческие элементы в сюжетные рисунки, строят модели.

      Включение детей в изобразительно-прикладную деятельность ставит цель осознания эстетической ценности природы, ее красоты и неповторимости. Школьники знакомятся с прикладным народным искусством. Очень важно обратить внимание на развитие детской фантазии, использовав в качестве источника творчества образы, краски природы.

Нестандартность подхода к содержанию

                        и организации изучения предмета                       (Слайд 6)

Примеры из практики                                                             (Слайды 8-15)

(Слайд 16)

                  «Каждый из … детей должен ждать встречи с тобой, учительницей, как радостного события, как праздника души. Только входишь, они уже – все на тебя: что на лице? Какая ты? Что им несешь? И ты не должна их разочаровывать».

            Каждому учителю предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

(Слайд 16)

Каждому учителю предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

(Слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио в начальной школе как метод развития познавательного интереса учащихся, стойкой мотивации к обучению и профессиональной компетентности учителя

В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически ана...

развитие познавательных интересов через дидактические игры

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти пр...

Аналитический отчет учителя начальных классов.Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ.

Аналитический отчет учителя начальных классов за межаттестационный период.Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ....

Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Развитие познавательного интереса  через создание  проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...

Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»

Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»...

Развитие познавательного интереса через воспитание экологической нравственности

Методическое пособие рекомендовано учителям начальных классов. В нем собран занимательный материал к урокам окружающего мира....