Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»
методическая разработка на тему

Развитие познавательных интересов через проведение воспитательных занятий «занятие- игра»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Центр адаптированного образования

Развитие познавательных интересов через проведение  воспитательных занятий «занятие- игра»

Выполнил:

Киррилова Н.Н,

Воспитатель ГПД,

ГОБОУ «ЦАО»

Великий Новгород

2017 г


Урок – игра «По страницам любимых книг»

Цели: познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе.

Оборудование: магнитофон, костюмы сказочных персонажей. Книги: учебники, книжка-малютка, художественные книги; выставка книг.

Оформляется выставка книг:

  1. Портреты Е. Чарушина, М. Пришвина, В. Бианки.
  2. Выставка детских иллюстраций к прочитанным и полюбившимся книгам.
  3. Плакаты с высказываниями М. Пришвина и В. Бианки.
  4. Плакат «День, прожитый без книги, - потерянный день».
  5. Маски, наборы карточек.

Ведущий. Сегодня у нас урок-игра, мы отправляемся в путешествие по страницам любимых книг. Прежде чем его начать, вспомним слова, сказанные о книге. (Дети читают плакат.)

Книги – наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны…

Дети читают стихи о книге:

Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – надежный товарищ и друг.

Ум, как ручей высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Вы сказали очень хорошие слова о книгах. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем.

(Объяснение цели игры, знакомство с условиями проведения, с жюри.)

- Назовите трех писателей, книги которых вы читали в школе. Чьи книги вам хорошо знакомы, а героев вы полюбили?

(Е. И. Чарушин, М. Пришвин, В. Бианки.)

Думаю, вы легко справитесь с первым заданием и определите, кому из этих трех писателей принадлежат слова на плакатах.

Задание 1. Кому принадлежат слова?

Плакат 1: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу, каждую зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии».

Плакат 2: «Мы – хозяева нашей природы, а она для всех нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

(К доске выходят по одному участнику от каждой команды, читают высказывание и отвечают на вопрос, называя писателя которому принадлежат слова.)

Задание 2. Выставка прочитанных книг.

- Мы будем составлять выставку книг наших любимых писателей. Каждому отведем по одной полке на этой витрине. Чтобы не запутаться, поставим на полки портреты писателей. Первую полку отдадим книгам Е. Чарушина, вторую – В. Бианки, а на третьей расположим книги М. Пришвина.

(Представители команд выполняют задание.)

Далее учитель называет командам поочередно названия книг, а дети называют автора, помощники расставляют книги по полкам, и выставка рождается на глазах детей при их непосредственном участии.

Задание 3. Что Незнайка перепутал?

В зал входит со слезами Незнайка. В руках у него три обложки большого формата. Он пытается что-то объяснить:

- Я не виноват, я нечаянно перепутал. Хотел сделать обложки для ваших любимых книг, но забыл, что здесь и откуда. (Разводит руками.)

Учитель показывает детям обложки знакомых книг. Авторы, рисунки и заглавия на них перепутаны.

- Не оправдывайся, дружок, лучше скажи, когда ты был в библиотеке последний раз? (Незнайка опускает голову.)

Учитель предлагает ребятам исправить ошибки на обложках, которые принес Незнайка. Дети составляют знакомые обложки книг, дают пояснения о том, кто какую книгу написал, и какие иллюстрации подходят к ним. (Е. Чарушин «Томкины сны», В. Бианки «Мышонок Пик», М. Пришвин «Говорящий грач».)

- А сейчас у нас будет музыкальный конкурс. Мы пригласили принять в нем участие героев очень знакомой книги. Кто-нибудь догадался, о какой книге пойдет речь? (В. Бианки «Кто чем поет?».)

Задание 4. Корзинка с потерянными вещами.

Это задание приносит участникам команд знакомый литературный герой – постовой Степан Степанов – дядя Степа-милиционер. Он объясняет, что задержал странного похитителя, который скрылся при загадочных обстоятельствах, оставив в руках дяди Степы корзину с вещами, просит ребят помочь разобраться с вещами, обращаясь к ним такими словами:

У меня корзина есть,

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда,

Поспешите угадать,

Что в ней и откуда?

Учитель советует детям помочь дяде Степе. В корзине он находит письмо, которое адресовано юным читателям:

«Юные читатели! Сделайте доброе дело! Отыщите хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжки, из которых злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на свои места, а значит, девочки и мальчики не смогут их прочесть».

- Ребята! Как же так? Неужели больше никто никогда не прочитает эти замечательные книги?! Надо вернуть вещи хозяевам. Вам это сделать не трудно, ведь вы читали эти книги внимательно.

Я буду называть и показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте: чья это вещь и из какой она книги?

Учитель показывает ребятам вещи: «Лисичкин хлеб» М. Пришвина,

« Кошка Маруська», «Никита и его друзья», «Медвежата» Е. Чарушина, «Беличья память», «Говорящий грач», «Ежи» В. Бианки.

В зависимости от того, какие рассказы будут прочитаны, предметы в корзинке могут быть иными, а их количество увеличено.

- Вот и подходит к концу литературная игра. Вы хорошо потрудились и заслужили маленький сюрприз. Усаживайтесь поудобнее перед экраном нашего телевизора, сейчас начнется ваша любимая передача «Сказка за сказкой».

Дикторы.

Опять не спиться.

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

Слушайте и смотрите сценку из сказки… (Говорит беззвучно, одними губами называет автора и название книги.)

Ведущий. Ребята, из-за технической неисправности временно пропал звук. Но я думаю, что вы сами догадаетесь, что это за сказка и кто ее автор.

Команда «Пик» показывает инсценировку по книге В. Бианки «Чей нос лучше».

Затем команда «Квак» инсценирует отрывок из книги этого же автора «Мышонок Пик». Дети вспоминают, из каких книг показаны сценки.

Дикторы. Продолжаем программу. Предлагаем игру «Веселый случай». Победителей ждет приз. Внимательно посмотрите на табло. Вспомните кличку прирученной птицы из рассказа М. Пришвина. (Показывает и убирает табло.)

Дети. Журка.

Диктор. Вспомните и назовите кличку кота из рассказа Е. Чарушина.

Дети. Епифан.

(Ребята, первыми давшие правильные ответы, получают призы.)

Ведущий. Закончилась телепередача, подходит к концу наша литературная игра. На моет столе осталось всего три книги (показывает ребятам книги: Е. Чарушин «Никита и его друзья». В. Бианки «Люля», М. Горький «Воробьишко»). Установите, что роднит эти книги.

Книги передаются на стол каждой команде. Дети рассматривают их, листают, думают и совещаются, прежде чем дать ответ. (Это книги о животных. Две из них – сказки, но главное, что художник-иллюстратор всех трех книг – Е. И. Чарушин.)

- У нас тоже есть юные художники-иллюстраторы. Они подготовили на занятиях своего кружка замечательную выставку рисунков по любимым рассказам Чарушина, Бианки, Пришвина. Жюри уже отобрало лучшие работы и готово наградить победителей в этом конкурсе. (Вручение призов.)

- Ребята, мы с вами как будто снова перелистали страницы полюбившихся книг. Вот они перед вами. Сколько мудрости и добра в них, сколько юмора и веселья! Эти книги многому научили, о многом рассказали вам, они доставили немало минут радости. И уж коль мы с ними подружились, то пусть и им с нами живется хорошо. Каждому участнику игры дарим книгу В. Бианки «Кто чем поет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательных интересов через дидактические игры

Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребёнок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти пр...

Аналитический отчет учителя начальных классов.Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ.

Аналитический отчет учителя начальных классов за межаттестационный период.Развитие познавательного интереса через внедрение ИКТ....

Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Развитие познавательного интереса  через создание  проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...

«Развитие познавательного интереса и творческих способностей младших дошкольников через занятия клуба «Почемучка»»

Презентация содержит теоритический и практический материал по развитияю познавательного интереса у детей младших классов через занятия клуба "Почемучка"....

Развитие познавательного интереса через воспитание экологической нравственности

Методическое пособие рекомендовано учителям начальных классов. В нем собран занимательный материал к урокам окружающего мира....