Тема: «Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях»
учебно-методический материал

Измайлова Марина Николаевна

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».

В.П. Кащенко

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сообщение на МО классных руководителей

Тема: «Тенденция и специфика развития воспитательного процесса в современных условиях».

Измайлова М.Н., учитель начальных классов

ГБОУ школа - интернат с. Малый Толкай

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка, формированием личности».

В.П. Кащенко

            В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

   Выделим два важных момента в этом определении:

1. создание условий для развития обучающихся;

2. оказание им помощи в жизненном самоопределении.      

           Эти два момента особенно актуальны при  воспитательной работе в нашем учреждении, т.к. для эффективной их реализации необходимы специальные технологии, методики воспитательного воздействия на детей с ограниченными возможностями здоровья.

           Правильно построить воспитательный процесс  школе – интернате VIII вида непросто. Воспитательный процесс должен осуществляться в двух взаимосвязанных аспектах:

1. разностороннее развитие личности обучающихся, воспитанников;

2. коррекция, исправление недостатков умственного и физического недоразвития.

   В общеобразовательной школе очень актуален тезис «саморазвития» личности, самопознания и т.п., когда же речь идет о воспитании ребенка с нарушением интеллекта  этот тезис несколько модифицируется, т.к. невозможно требовать от ребенка с интеллектуальным недоразвитием адекватного «саморазвития». Но и сводить процесс воспитания к усвоению готовых форм поведения и их отработки, методике многократных повторений тоже недопустимо. Необходима профессиональная ориентировка педагога. Классный руководитель и воспитатель, работающий с данными детьми должен знать:

·       Мотивы  и ведущие виды деятельности каждой возрастной группы.

·       Учитывать особенности характера и недостатки ребенка.

·       Знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности.

·       Постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию его недостатков, возможностей и способностей.

  Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает, каково отношение окружающих к дефекту: фиксируется ли на этом внимание с доброжелательных позиций или с позиции пренебрежительного отношения и т.п.

Целью воспитательной системы в нашем учреждении является:  «Создание условий для социальной реабилитации и адаптации учащихся через личностно-ориентированную, здоровье сберегающую и практическую направленность учебно – воспитательного процесса, выбор оптимальных технологий образования и совершенствование многопрофильной трудовой подготовки»

Задачи:

·       Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребёнка с проблемами в развитии;

·       Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни и труду;

·       Повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;

·       Формирование умения жить и работать в коллективе, что предполагает осуществление воспитательного воздействия в процессе конкретных видов деятельности, в первую очередь – в коллективной;

·       Воспитание у ребёнка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.

Особенности воспитательного процесса.

·       Целенаправленность предполагает специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие  учителей и воспитанников, с целью формирования личности, нужной и полезной обществу;

·       Многофакторность предполагает наличие многочисленных объективных и субъективных факторов, сочетающихся в процессе воспитания, обуславливая его динамичность, подвижность и изменчивость;

·       Непрерывность предполагает постоянное, систематическое взаимодействие  учителей и воспитанников;

·       Комплексность предполагает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, направленного на формирование личности;

·       Вариативность (неоднозначность) результатов определяется субъективными факторами (индивидуальность воспитанников, их социальный опыт и отношение к воспитательному процессу), а также профессиональной подготовленностью  учителей;

·       Двусторонний характер предполагает наличие прямой (от учителя к воспитаннику) и обратной (от воспитанника к учителю) связей.

 Воспитатель, классный руководитель в коррекционной школе является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников. Воспитательный процесс в СКО школе – интернате организуется так, что в ходе него исправляются, нейтрализуются, устраняются негативные проявления личности, поведения с одновременным развитием, освоением разнообразных моделей коммуникативного поведения. 

            Системный подход к воспитанию проявляется в объединении усилий всех субъектов воспитания. Это: обучающиеся воспитанники, воспитатели, классные руководители, учителя - предметники, учитель-логопед, педагог - психолог, врач, социальный педагог, родители, Совет школы, заместители директора по УВР, по ВР, директор.

           Ребенок будет развиваться эффективно,  как личность при учете его возрастных интересов. В воспитательном процессе школы это два момента: основные мотивы и  ведущие виды деятельности.

Начальные классы

основные мотивы:

·       потребность во внешних впечатлениях, которая реализуется при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

·       настойчивое стремление  стать школьником: познавательная потребность, выражается в желании учиться, приобретать новые знания;

·       потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

ведущие виды деятельности:

·       игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой формируется и развивается ориентация ребенка в самых общих, основных сферах человеческой деятельности;

·       учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как в процессе ее вырабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Ожидаемые результаты  развития воспитательной системы школы:

 Повышение качества учебно-воспитательного процесса в соответствии с выбранной миссией школы.

Нравственный потенциал: ответственность, гражданственность, патриотизм любовь к своей Родине, родному краю, социальная активность, стремление быть здоровым

Познавательный потенциал: сформированость мотивации на продолжение образования

Практический потенциал: мотивация к трудовой деятельности, к профессиональному определению, культура труда, способность принимать решения и прогнозировать их результат

Коммуникативный потенциал: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, овладения навыками неконфликтного общения

Особенности содержания и направления организации воспитательной работы в урочное  и внеурочное время

Концептуальная модель воспитательной системы включает в себя такие разделы как:

1.     Учебно-методическая работа

2.     Коррекционная работа, психологическая служба

3.     Воспитательная работа 

4.     Работа с родителями

 Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа включает в себя:

·       Педагогические советы

·       Школьные методические объединения

·       Специальные семинары

·       Заседания  методических объединений

 Воспитание в процессе обучения

           Коррекционная школа ставит перед учителем  три основные задачи

 1.  дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду,

2.  воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду,

3.  скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни в современном обществе.

Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.

           В нашу школу поступают дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся воспитанники неоднородны по своей клинической характеристике, по причинам, которые нарушили их нормальное развитие и сделали невозможным обучение их в массовой школе, а также по времени, когда их развитие было нарушено.  Интеллектуальное  нарушение– диагноз, с которым дети попадают , но не смотря на это этим детям необходимо дать образование, надо научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нём своё место после окончания школы - интерната.

 Направления воспитательной работы

  1. Дополнительное образование.

   В  нашей школе – интернате  осуществляется дополнительное образование: функционируют  кружки и секции.

  1. Самоуправление в СКО школе - интернате

 В СКО школе – интернате созданы органы самоуправления: штабы, активы классов.  

   Классными руководителями и воспитателями написаны программы воспитательной деятельности по различным направлениям (трудовому, духовно-нравственному, эстетическому, санитарно-гигиеническому, гражданско-правовому и т.д.).

  1. Важная часть воспитательной системы школы – интерната: формирование и укрепление школьных традиций.

 Традиционными воспитательными мероприятиями  в нашем учебном заведении являются:- День Знаний, - День учителя, - День матери, - Новый год, - День защитников Отечества,  8 марта, - День Победы, - Последний звонок, - Выпускной вечер, - Праздник урожая.

- Дни здоровья - Предметные недели:                         

 Модель выпускника ГБОУ школы – интерната VIII вида.

Обучающиеся, завершившие обучение на ступени основного общего образования должны:

·   Освоить общеобразовательные программы учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени начального профессионального образования (т.е. овладеть обще учебными умениями и навыками);

·   Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурного поведения и речи;

·  Иметь психологические качества:- эмоциональность;- усидчивость;- внимательность;- умение чувствовать окружающий мир;- умение мыслить, адекватно оценивать свои поступки;- обладать чувством самоконтроля.

·  Иметь личностные качества:- учебно-познавательные интересы;- мотивацию достижения успеха;- уверенность в себе;- доброжелательность;- коммуникативность;- самостоятельность;- дисциплинированность;- адаптивность;- трудолюбие;- соблюдать здоровый образ жизни;- уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре;- иметь навыки самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "...

Обобщение опыта работы по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

В данной работе представлен педагогический проект по теме "Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Теоретические подходы  к проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников...

Педагогический совет "Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в современных условиях"

Педагогический совет " Создание условий для выявления , поддержки и развития одаренных детей  в современных условиях"...

Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения

Становление и развитие педагога-исследователя в современных условиях: проблемы и опыт их решения Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию образования, можно отметить, что в станда...