Организация групповой работы на уроках в начальной школе.
статья

Данная методическая разработка посвящена проблеме организации сотрудничества школьников в процессе обученя, групповой работе как одной из форм деятельности обучающихся на уроке, представлены примеры организации групповой работы на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №385

Красносельского района Санкт-Петербурга

 Статья: Организация групповой работы    на    уроках            

в начальной школе

                   подготовила

                    Стасюк Татьяна Вячеславовна

                         учитель начальных классов

                                           

                                                 г. Санкт-Петербург

                                                            2022

         В основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности, обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Школьный возраст - возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний.

Для современного образования становится важным переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Групповая работа позволяет решить вышеперечисленные задачи.

Групповая работа - одна из наиболее продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. Она обладает чертами инновационного обучения: самостоятельное «добывание» обучающимися знаний, субъект субъектные взаимоотношения участников, создание ситуаций успеха, активность, заинтересованность, учебная мотивация.

Совместная учебная деятельность способствует формированию у обучающихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить мнение и работу других.

Цели и задачи групповой работы на уроке:

          -формирование универсальных учебных действий;                          

- развитие коммуникативной компетентности;

-  повышение интереса к знаниям и к процессу обучения;

- повышение качества знаний по предметам;

- развитие логического мышления и речи;

- приобретение навыка формулировать свои мысли и умения аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- воспитание чувства ответственности;

- укрепление здоровья учащихся;

- проверка знаний учащихся по определённой теме или отработка приобретённых навыков;

-  обобщение пройденного материала или исследование какого-либо объекта;         -- демонстрация обучающимися своих достижений, результатов самостоятельно проведённых изысканий;  

        - развитие познавательного интереса;

- помочь каждому ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал;

-  раскрыть свою индивидуальность;

- развивать творческую активность учащихся;

 групповая работа имеет ряд преимуществ:

  1. Объем усваиваемого материала возрастает.
  2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.
  3. Характер взаимоотношений между детьми меняется.
  4. Класс становится сплочённей.
  5. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся.
  6.  Ребята получают удовольствие от работы.

Почему же групповая работа на уроках в школе так важна?

Ведущей деятельность у ребенка, до того момента как он приходит в школу, является игровая деятельность. У ребенка почти всегда есть общество сверстников, с которыми он общается. При общении создаются условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по отстаиванию и защите своей позиции. Помимо этого, создаются условия для самопознания и самооценки ребенка.

После того, как ребенок приходит в школу, детей рассаживают за отдельные парты и не разрешают разговаривать друг с другом. Любую взаимопомощь детей на уроках относят к подсказкам и списыванию. И получается так, что в их главном на данном возрастном этапе - учении, дети лишены важного факта нормального развития - общества сверстников.

Так как же учатся дети в школе: рядом или вместе, сотрудничая друг с другом?

Обучающиеся на уроках не взаимодействуют напрямую: почти всегда учитель выступает в роли посредника между детьми. Существует лишь отношение «учитель-ученик», а совместная учебная деятельность обучающихся, предполагающая их прямое взаимодействие друг с другом, обмен мнениями, обращение за советом и помощью, без посредства учителя встречается крайне редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом. В течение всего обучения остаются обучающиеся, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. И именно групповая форма работы школьников позволит осуществить этот переход.

Уникальность групповой работы обеспечивается такими её признаками, как прямое взаимодействие между обучающимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Преподаватель управляет работой всей группы в целом: предъявляет ей задание, инструкцию по его выполнению, оценивает результаты труда группы. Руководство же деятельностью каждого ученика осуществляется самими детьми внутри группы.

В связи с этим значение групповой работы сложно переоценить. Она активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для освоения школьниками сложными регулятивными универсальными учебными действиями (постановка целей, контроль, оценка).

Плюсами этой формы является то, что каждая группа работает в собственном темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия прямого контроля учителя. Но при организации групповой работы главное не забывать, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.

Групповая форма работы способствует успешности усвоения учебного материала, формирует учебные действия и благоприятно сказывается на взаимоотношениях школьников. Вовлечение обучающихся в различные виды совместной деятельности на занятии способствует повышению ее эффективности, как со стороны ее результата, так и со стороны развития группы и ее членов; формируют условия для наилучшего развития у школьников. Начинать групповую работу можно на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность обучающихся в группах. Главное - первые задания для групповой работы нужно давать на уже хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом.

Групповые формы работы на уроках технологии - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития творческого начала и самостоятельности детей.

Таким образом, совместная учебная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить мнение и работу других.

Деление обучающихся на группы

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя.

Класс может быть поделен на группы:

  • стихийно.
  • по интересам:

а) желание (дружба);

б) по отношению к проблеме, к предмету;

в) по уровню познавательной активности:

одноуровневые – разноуровневые

  • слабые и сильные

Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т.д.
При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.

Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

Способы деления на группы

1)      На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2)      Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3)      Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Традиционные способы деления на группы

  1. «По желанию» - т.е. учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. Способ представляется элементарным, не требует от учителя специальной подготовки, но состав групп, как правило, одинаков.
  2.  «Как сидите» - т.е. группы формируются по «территориальному признаку» - вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т.д. (Способ экономичен по времени, не требует пересадки) Трудности метода: постоянный состав групп; привыкание учащихся; замкнутая коммуникация отдельных учащихся.
  3. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп. К примеру: обратить внимание на стикеры, которые наклеены на внутренней стороне стола. Какого он цвета? Собраться в группы.

Анализ существующих методов коллективной деятельности обучающихся

Процесс обучения, как процесс передачи накопленного опыта подрастающим поколениям долгое время (вплоть до конца XVI в.) в основном носил характер индивидуального ученичества. Это позволяло дифференцированно осуществлять процесс обучения, но затрудняло процесс формирования межличностных отношений. С возникновением и развитием коллективных форм обучения возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся.

Именно в коллективе появляется потребность самовыражения, потребность в общении и в подражании. Поэтому необходимо воспитывать учебную группу именно как коллектив, что и является одним из важнейших условий для активной работы каждого ученика.

Обучение – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности.

Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь), когда люди не видят и не слышат друг друга.

Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы. Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает.

Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например, два ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек).

Коллективный способ обучения.

Под коллективным способом обучения (КСО) подразумевается общественно-исторический способ обучения, при котором не групповая, а коллективная форма становится определяющей, системообразующей формой организации всей структуры учебно-воспитательного процесса в школе и других учебных заведениях.

Коллективная форма обучения – это работа обучающихся в парах сменного состава, при котором каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех.

Существует несколько видов групповых форм учебной работы. Их можно классифицировать по различным основаниям:

-        по численности групп: парная и групповая;

-        по характеру заданий: единые (одно и то же задание для всех групп), дифференцированные по степени сложности, дифференцированные по содержанию, равноценному с точки зрения сложности.

Видов групповой работы много. Вот несколько из них, которые можно использовать на уроках технологии :

        Работа в парах.

На первом этапе организации групповой работы используется работа в парах постоянного состава. Парная работа сохраняет все свойства групповой: совместная работа учеников в парах, роль учителя опосредованное руководство через инструктажи, памятки.

Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища, а это способствует прочности усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки. Использование парной работы на уроке: при закреплении, повторении материала, на этапе актуализации знаний, на этапе непосредственного изучения новых знаний.

Парная работа, как простейший вид групповой, может применяться уже в первые дни обучения. Для того чтобы ученики стремились к взаимодействию, задания для парной работы должны быть трудными, требующими напряжения мысли: с недостаточными или избыточными данными, без вопроса, с ошибкой в условии, или типичные, но требующие умений, которые ещё не отработаны.

Парно-коллективная форма (динамические пары или пары сменного состава) предполагает, что ученик на уроке работает не в одной паре, а в нескольких. Закончив работу с одним одноклассником, он находит другого, который также закончил работу, и организует новую пару для дальнейшей работы. Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий.

Важно помнить, что не следует формировать пару из двух слабых учеников.

        Мозговой штурм.

Один из наиболее известных методов психологической активизации мышления. Суть мозгового штурма коллективный поиск новых идей. Главной особенностью является разделение участников на критиков и "генераторов", а также разделение процесса генерации и критики идей во времени.

Применение метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков; установление воздействия между учениками, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

        Игра «Продолжи».

Суть игры заключается в выполнении заданий различного рода группой «по цепочке». Например, при описании иллюстрации или картины на уроках технологии, литературного чтения, изобразительного искусства; при составлении рассказа о каком-либо персонаже из сказки.

        Мозаичная группа.

Метод мозаики. Класс делится на группы по 5-6 человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. В результате группы работают или над частями общего задания, или над разными по содержанию заданиями, предусматривающими один и тот же способ действия, т.е. подчинены единой цели.

        Прием «Зигзаг» или метод пилы.

Обучающиеся делятся на группы по 4-5 человек. Учебный материал разбивается на фрагменты. Ученики, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.

        Снежный ком.

Работа в группе начинается с решения индивидуального задания. После этого следует работа в парах. Далее объединяются две пары , и работа продолжается в группе из четырех человек. В конце работы все обучающиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе группы делают доклады о своей работе.

Групповые виды работы делают любое занятие более интересным, живым, воспитывают у обучающихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у детей всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Групповая форма организация предполагает, что все участники группы активно участвуют в работе, «слабые не прячутся за спины более сильных», а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников.

Таким образом, организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

• объяснение цели предстоящей работы;

 • комплектование групп;

• комментарий к заданиям для групп;

• контроль за ходом групповой работы;

 • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

 • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

               Федеральный государственный стандарт второго поколения нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, где важна организация деятельности школьников, которая предполагает активную позицию ребенка для решения учебной задачи. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Групповая форма организации учебного процесса вырастает из общей потребности человека к активному обмену информацией, необходимой для выработки и принятия решений, и в максимальной степени содействует активному участию самого ученика в процессе усвоения знаний. Все ныне известные инновационные технологии обучения в школе так или иначе тяготеют к организации работы малых групп.

      Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Таким образом, можно сделать вывод, что групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества обучающихся в современной школе.

Список использованной литературы

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников - М.: «Просвещение», 2009.
  2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. - М.: «Просвещение», 1991.
  3. Панюшкин В.П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся / под ред. Л.М. Фридмана - . М:, 1978.
  4. Полат.Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под редакцией д-ра пед. наук проф. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия, 2002.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии  - М:  «Просвещение», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе

Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Организация групповой работы на уроках в начальной школе

Статья содержит рекомендации по организации групповой работы на уроках в начальной школе...

Методическая разработка "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Данная методическая разработка посвящена проблеме организации сотрудничества школьников в процессе обучения. В ней подробно представлена организация групповой работы на уроках в начальной школе. Данна...

"Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Представлена разработка материала, в которой раскрывается принцип организации групповой работы на уроках в начальной школе....

Статья "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"

Статья "Организация групповой работы на уроках в начальной школе"...