Технология организации групповой работы на уроках в начальной школе».
статья на тему

Семёнова Светлана Витальевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sektsii.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология организации групповой  работы на уроках в начальной школе».

 (Слайд 1) 

 С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Ещё много лет назад я стала применять эпизодически парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами, так как это давало положительные результаты. Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, поэтому этот вид работы стал необходимостью.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы и работа в парах.

(слайд 2)

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

(слайд 3)

·       возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

·       на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

·       ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

·       возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·       меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

·       возрастает сплочённость класса;

·       учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

(слайд 4) 

1.Подготовка к выполнению группового задания:

·       постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

·       инструктаж о последовательности работы;

·       раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:

·       знакомство с материалом, планирование работы в группе;

·       распределение заданий внутри группы;

·       индивидуальное выполнение задания;

·       обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

·       обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

·       подведение итогов группового задания.

 3.Заключительная часть.

·       сообщение о результатах работы в группах;

·       анализ познавательной задачи, рефлексия;

·       общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

(Слайд 5)

 Мотивы включения в совместную учебную деятельность:

  • Общение, положительный настрой, ведь вместе  работать веселее и интереснее, практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.
  • Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы), реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения..
  • Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой. Всё это способствует лучшему  запоминанию материала

(слайд 6) 

 Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Роли могут быть, например, следующие)

· чтец -  читает вслух;

· секретарь - записывает что-то от лица группы;

· докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

· хронометрист следит за временем.

    Для срабатывания групп нужно 3 – 5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживаю. Но закреплять единый состав группы, скажем, на четверть, тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт с разными партнёрами. При оценке работы группы подчёркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, трудолюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

 (Слайд 7) 

Деление на группы происходит:

  1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.
  2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности
  3. По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно  разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем,  в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
  4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо  выбираться  игроками. Формирование групп осуществляется  самими  «лидерами».
  5. По выбору педагога.   В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. 

(Слайд 8)

Дети при этом должны соблюдать правила совместной работы:

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5)  каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

(слайд 9)

 Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств

1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.

3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4)      Знания усваиваются прочнее.

(слайд 10)

Однако в ней есть и некоторые минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

·       Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме совместной беспомощности.

·       Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать сегодня вместе, нельзя принуждать к общей работе, а завтра можно предложить им сесть вместе.

·       Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешите ему отсесть; не позволяйте себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках.

·       Нельзя занимать совместной работой детей более 10 – 15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости.

·       Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать  своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возмущёнными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлёкшись задачей не способны к полному самоконтролю.

·       Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

(слайд 11)

  Данная технология даёт каждому ребёнку:

  • эмоциональную и содержательную поддержку, без  которой  многие дети вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы  школьный тревожности, а у «лидеров»  портится  характер;
  • попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса.
  • опыт выполнения тех функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
  • даёт учителю дополнительные мотивационные средства  вовлечения детей в содержание обучения, возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»;
  • одновременно строить человеческие и деловые отношения детей.

(слайд 12)

      В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся