Технология организации накопительной системы оценки в начальной школе
статья на тему

Материал представленный в статье рекомендован для учителей начальной школы, работающих по ФГОС второго поколения

Скачать:


Предварительный просмотр:



Технология организации накопительной системы

с использованием пакета таблиц

1. Ученики с помощью различных инструментов самостоятельно оценивают уровень выполнения отдельных заданий по заданным критериям, заполняя листы оценки отдельных заданий  и (или) листы оценки формирования отдельных умений по предмету , которые затем могут вклеиваться в тетрадь или дневник.

2. По желанию учителя  результаты формирования ключевых умений всего класса можно фиксировать в листе оценки формирования ключевых умений класса по предмету . Лист заполняется учителем в течение года по мере появления результатов и хранится в портфолио класса.

3. При изучении отдельных тем по предметам овладение каждым учеником ключевыми умениями на базовом и повышенном уровне можно отражать в Тематическом листе ученика по предмету , в итоге фиксируя % от максимального количества баллов за выполнение заданий базового и повышенного уровня. Тематический лист заполняется учителем по мере отслеживания результатов при  изучении темы и хранится в портфолио ученика.

4. Для того чтобы проанализировать результаты класса по итогам изучения отдельных тем, целесообразно их переносить  из тематических листов учеников в Тематический лист класса , который заполняется учителем в течение года по мере проведения фиксируемых в нем работ и хранится в портфолио класса.

5. Индивидуальные достижения учеников, отражающие их участие в исследовательских, проектных, творческих работах, а так же соревнованиях, конкурсах и т.д. могут фиксироваться в динамике в течение года по заданным критериям в Листе индивидуальных достижений ученика за год , заполняются учителем или учеником под его контролем  и хранятся в портфолио ученика.

6. В течение учебного года в портфолио ученика накапливаются листы индивидуальных достижений и тематические листы по всем предметам. С целью систематизации и обобщения по итогам года учителю целесообразно свести их результаты в единую таблицу - Годовой оценочный лист ученика . В него же заносятся результаты рубежных (по итогам полугодия, года) контрольных работ по всем предметам.  

Для удобства заполнения годовых оценочных листов учеников можно использовать тематические листы класса.

По желанию учителя  или решению образовательного учреждения результаты всего класса по итогам изучения предмета в течение года  можно фиксировать в единой таблице, составленной по аналогии с Тематическим листом класса  и хранить ее в портфолио класса.

Таким образом,  по итогам учебного года в портфолио ученика вместо большого количества тематических листов по всем предметам и листов индивидуальных достижений останется только один годовой оценочный лист, в котором будут отражены  результаты всех индивидуальных достижений в динамике. Заполнять такой лист учитель может параллельно с заполнением тематических листов или по итогам четверти (полугодия, года).

При переходе в следующий класс накопительная система повторяется: в портфолио ученика к годовым оценочным листам за предыдущие годы добавляются тематические листы и листы индивидуальных достижений за текущий год, которые к концу года традиционно обобщаются и заменяются одним годовым оценочным листом.

7. За четыре года в портфолио ученика накопятся четыре годовых оценочных листа. С целью обобщения результатов и определения итоговой оценки качества освоения учеником основной образовательной программы начального общего образования целесообразно свести результаты из всех годовых оценочных листов (промежуточной аттестации) и итоговых работ в единую таблицу – Обобщенный оценочный лист ученика за ступень . Он может заполняться учителем либо по итогам каждого года, либо по окончании ступени и хранится в портфолио ученика.

8. По решению образовательного учреждения или желанию учителя  в учреждении могут быть разработаны другие виды оценочных листов, позволяющие в динамике фиксировать результаты предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся и храниться на электронных носителях.

Взаимосвязь между различными оценочными листами, описанными выше, представлена на схеме «Пример использования оценочных листов в систематизированных материалах портфолио».

Лист оценки отдельных заданий    

Ученик:        ________________Школа:        ____________________,        Класс: _____ ,          

Предмет:  _________________________    Учитель:_________________________________  

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий

Выполнение  задания в целом

В чем уверен (а) -------------------------------------------------------------------------------------------

    не   уверен (а) -------------------------------------------------------------------------------------------

        

Лист оценки формирования отдельных умений ученика по предмету    

Ученик:        ,        Школа:        ,        Класс: _____ ,        Учитель:

Предмет:  _______________

     

Умение или способ действия

Даты

Умею …

Лист оценки формирования ключевых умений класса по предмету      

Школа:        ,        Класс: _____ ,                                   Учитель:_____________________

Предмет: _______________________                    

 

Фамилия, Имя

Критерий

Критерий

 

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий

Итого:

Тематический лист ученика по предмету      

Ученик:        ,        Школа:        ,        Класс: _____ ,        Учитель:

Предмет:  _______________      Тема ______________________________


Тематический лист класса            

Школа:        ,        Класс: _____ ,                                   Учитель:______________________________

Предмет: _______________________                     Тема __________________________

Фамилия

Имя

Критерий

Критерий

Критерий

Итого

уровень

уровень

уровень

сумма

баллов

%  

от максимального количества баллов

за задания базового уровня

сумма

баллов

%

от максимального количества баллов

за задания 

повышенного  уровня

Б

П

Б

П

Б

П

Б

П

предмет

метапредмет

предмет

метапредмет

предмет

метапредмет

предмет

метапредмет

предмет

метапредмет

предмет

метапредмет

Итого: % от максимального количества  баллов

Лист индивидуальных достижений ученика за год    

Ученик:        ,        Школа:__________,      Класс:______,                    Учитель:_________________________________________

  1. Формируемые

навыки и умения

Даты

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

За год

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий

Критерий


Годовой оценочный лист ученика       

Ученик ________________           Школа ________________                          Учитель _________________

Предмет

Результаты выполнения работ

(% от максимального количества баллов за задания)

Итог за класс

 (%)

Виды работ в течение года

Тематическая

Тематическая

Тематическая

Диагностическая

Тематическая

Тематическая

Рубежная

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Б 

(предмет + метапр.)

П

(предмет + метапр.)

Рус.яз.

Лит. чтение

Ин.яз

Мат.

Окр. мир

ОРК и СЭ

ИЗО

Музыка

Технология

Физ.культ.

Итог: %

от макси

мального количества  баллов

Другие достиже-

ния

Виды работ в течение года

Итог

за год

Проектные

Исследовательские

Творческие

Соревнования

Конкурсы…

Итог

за класс:

Достиг   ______________________________________________________________________________________________________________

Необходимо работать над _______________________________________________________________________________________________

Обобщенный оценочный лист ученика за ступень    

Ученик ________________           Школа ________________                          Учитель _________________

Предмет

Итоговые результаты за класс (%)

Результаты

итоговых работ

Итог за

ступень в %

Итог за 1 класс

Итог за 2 класс

Итог за 3 класс

Итог за 4 класс

Б 

(предмет. + метапредмет.)

П

(предмет. + метапредмет.)

Б 

(предмет. + метапредмет.)

П

(предмет. + метапредмет.)

Б 

(предмет. + метапредмет.)

П

(предмет. + метапредмет.)

Б 

(предмет. + метапредмет.)

П

(предмет. + метапредмет.)

Б 

(предмет. + метапредмет.)

П

(предмет. + метапредмет.)

Б 

(предм. + метапр.)

П

(предм. + метапр.)

Рус. язык

Лит. чтение

Ин.язык

Мат.

Окр. мир

ОРК и СЭ

ИЗО

Музыка

Технология

Физ.культ.

Итог: %

от максимального количества  баллов

Другие

достижения

Виды работ в течение года

Итог

за ступень

Проектные

Исследовательские

Творческие

Соревнования

Конкурсы…

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1 класс

2 класс

3 класс

4

кл.

1 кл.

2 кл.

3 класс

4 кл.

1 класс

2 кл.

3 класс

4 кл.

1 класс

2 кл.

3 класс

4 класс

Итоговая

оценка:

Овладел  (не овладел) опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения  образования на следующей ступени

Карта учебных достижений учащихся _____ класса 20___-20___ уч.г.

Предмет

Тема

Месяц

                                                                                                                                               

№ урока

Дата

Элементы

 контроля

Список класса

Условные обозначения:

Ср- самостоятельная работа; Срп- самостоятельная работа с самопроверкой или со взаимопроверкой; Рош - работа над ошибками: «+» означает, что ошибки исправлены, «-» - не  исправлены, «Н» - отсутствие ученика на уроке, оценки рядом – за работу на уроке.

дз- проверка выполнения домашнего задания;

Д- диктант; пр- практическая работа;Кр-контрольная работа;  четв.- оценки за четверть.

В домашнем задании предусмотрены разноуровневые задачи для желающих.

Имя _____________         Лесенка достижений

класс ____

месяц __________

!

+

-