Доклад "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Лысова Вера Фёдоровна

Доклад на педагогическом совете об организации накопительной системы оценки в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

Портфолио учащегося - как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе.

Выступление на заседании методического объединения

учителей начальных классов

Подготовила: Лысова В.Ф.

        учитель начальных классов    

                         

Ноябрь                 2011

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность данной задачи во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений при реализации стандартов второго поколения, насколько она поддерживает и стимулирует учащихся, насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность, как планируется проводить итоговую оценку, из чего она складывается, как принимается решение об успешном завершении начального этапа обучения и переводе выпускника на следующую ступень. Рассмотрим возможные ответы на эти вопросы с позиции оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования. Общий подход к системе оценки позволяет выделить следующие основные группы проблем, от решения которых зависят ответы на поставленные вопросы:

-соотношение внешней и внутренней оценки на начальной ступени образования

-способы и формы внутренней оценки

-итоговая оценка выпускника и её использование в системе образования

В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом (школой), которые включает разнообразные методы оценивания:

-наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и другие)

-это оценка процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ

-это оценка результатов рефлексии учащихся (например, разнообразные листы самоанализа, протоколы собеседований дневников учащихся и т.п.)

         В представленных выше материалах иллюстрировалось применение этих методов к отдельным аспектам обучения и отдельным аспектам освоения формальной системы знаний, которое показывает, что эти методы, позволяют отследить как индивидуальный прогресс, так и достижение определенных уровней подготовки каждым учеником.

        Все эти методы, однако, служат основой для дифференцированной (аспектной) оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как в отношении освоения им/ей системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им/ею тех планируемых результатов обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым – и Требований стандарта.

        Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач.

        Эти методы позволяют отследить как индивидуальный прогресс, так и достижения определенных уровней подготовки каждым учеником.

Рассмотрим более подробно составляющую итоговой оценки – накопленную оценку. Оптимальным способом организации накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует:

 — созданию  ситуации успеха для каждого ученика, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях;

      — максимальному раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка;

      — развитию познавательных интересов учащихся и формированию готовности к самостоятельному познанию;

      — формированию установки на творческую деятельность, развитию мотивации дальнейшего творческого роста;

      — формированию положительных моральных и нравственных качеств личности;

      —формированию умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

      — формированию жизненных идеалов, стимулированию стремления к самосовершенствованию.

        В портфолио ученика начальной школы,  которое  используется для оценки достижения планируемых результатов начального образования, целесообразно включать следующие  материалы:

  1. Подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение боле высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии.
  2. Систематизированные материалы текущей оценки: это отдельные листы наблюдений, результаты стартовой диагностики.
  3. Материалы самоанализа и самооценки учащихся, а так же материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.

В «1А» классе мы тоже завели портфолио на каждого ученика.

        Конечно, в первом классе , когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он будет взрослеть, эту помощь будем сводить к минимуму. Стараюсь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения  к полученным результатам и осознание своих достижений.

У каждого  ученика  портфолио находится вот в таких папках (показать) – девочки выбрали зеленые, мальчики выбрали серые.)

А теперь давайте посмотрим материалы  нашего  портфолио.

Слайд 1.

Титульный лист. Он содержит основную информацию об ученике (фамилия, имя, учебное заведение, класс.)

Слайд 2.

1 сентября. Это первый волнующий день в стране Знаний

Слайд 3.

Мой портрет. Портрет, который ученик выбрал сам и сам нарисовал свой автопортрет

Слайд 4.

Моя рука в первом классе.

Слайд 5.

      Моя учеба.

 В этом разделе в дальнейшем заголовки листов будут посвящены конкретному школьному предмету: это и контрольные работы, интересные проекты, отзывы о прочитанных книгах, скорость чтения, творческие работы. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, которую мы проводили в октябре по заданию МРИО. По итогам этой диагностики был составлен протокол обследования на каждого ученика и по количеству набранных баллов был определен уровень развития каждого ученика.

Слайд 6.

Моё творчество. В этом разделе ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, поделки, стихи.

Слайд 7.

Эти смайлики мы используем для формирования самооценки. Детям предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение.

Итак, по результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы о:

  1. сформированности  универсальных и предметных способов действий, а так же опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  2. сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  3. индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности-мотивационно-смысловой,  познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Технология формирования портфолио и оценки вклада отдельных его составляющих в итоговую накопленную оценку в соответствии с вышеуказанными тремя направлениями будет разрабатываться в ходе введения планируемых результатов начального образования и системы оценки их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе "

Презентация к докладу "Портфолио-как способ организации накопительной системы оценки в начальной школе"...

Технология организации накопительной системы оценки в начальной школе

Материал представленный в статье рекомендован для учителей начальной школы, работающих по ФГОС второго поколения...

Мастер-класс по теме: «Организация накопительной системы оценки. Портфолио»

Одна из составляющих итоговой оценки достижений планируемых результатов начального образования - накопительная система оценки или Портфолио.Портфолио - это не только современная эффективная форма оцен...

Презентация по теме: «Организация накопительной системы оценки. Портфолио»

Одна из составляющих итоговой оценки достижений планируемых результатов начального образования - накопительная система оценки или Портфолио.Портфолио - это не только современная эффективная форма оцен...

Организация накопительной системы оценки. Портфолио.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достиже...

РАБОТА С ПОРТФОЛИО МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ПОРТФОЛИО.

  Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоо...