Мастер- класс "Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития"
презентация к уроку

Вопрос духовно-нравственного воспитания  детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети ждут, чтобы взрослые  показали им путь, который определит их жизнь. Поэтому перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина способного самостоятельно  оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами культуры здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Мастер-класс

«Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития».

( Проведен на ШМО для коллег, учителей начальной школы )

                                                         

Подготовила учитель начальных классов: Бикшева А.А.

Руководитель творческой группы: Мысик О.Н.

     

 2020 -2021 уч. год

Цель: представление опыта работы внеурочной деятельности по формированию основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Образовательные задачи:

- развитие  представления детей  о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей,

-  формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и  укрепление   здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;

- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.

Оборудование:  ПК, медиапроектор, экран, раздаточный материал.

Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, работа в группах.

                                           

                                         

                                             Ход мастер-класса

  1. Вступление

 Слайд 1.Здравствуйте уважаемые коллеги! Я говорю вам здравствуйте, а это значит, что я желаю вам здоровья. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе.

Самое ценное, что есть у человека,- это жизнь, но самое главное в его жизни- ЗДОРОВЬЕ. Поэтому я попрошу вас уважаемые коллеги приветствовать друг друга, пожелать друг другу здоровья.

(коллеги желают  друг с другу здоровья).

- Я надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

Слайд 2. Для начала попрошу вас продолжить следующую фразу: чтобы быть здоровым, я должен  …    

(Вопрос к коллегам. Педагоги дают по очереди по одному ответу).

Примерные ответы слушателей:

Да вы совершенно правы, что быть здоровым нужно:

- мыть руки и содержать свое тело в чистоте;

-соблюдать режим дня;

-делать зарядку;

-заниматься физкультурой и спортом;

-следить за своей осанкой;

-есть полезную для здоровья пищу;

-выполнять предписания врача;

-соблюдать правила безопасности;

-вести здоровый образ жизни и т. д.

  1. Совместное целеполагание

Я прошу Вас предположить, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем мастер-классе?

(ответы слушателей)

Слайд 3.

-  тема «Воспитание культуры ЗОЖ младшего школьника как способ духовно – нравственного развития».

Ш. Основная часть

Впервые термин «Культура здоровья» обосновал и ввел в употребление в 1968 году выдающийся русский мыслитель, известный ученый, доктор медицинских наук, профессор педагогики и психологии Виктор Андреевич Скумин.  (слайд  4)

(по В.А. Скумину). Культура здоровья – фундаментальная наука о Духовном  Человечестве, разрабатывающая и решающая перспективные задачи гармоничного ноопсихического развития Человека Духовного…» (слайд 5 )Есть и другое определение «Культура здоровья» по В.Н. Ирхину:

«…это сложное структурное образование личности, характеризующееся достаточным (для данного возраста) уровнем физического, психического и духовно-нравственного развития и образованности, осознанием и принятием способов достижения …. в различных видах деятельности».

        

В буклетах которые лежат у вас на столах, вы можете найти еще несколько определений, что такое «здоровье», «культура здоровья»

 Здоровье  -  состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.

Культура – это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования.

Культура здоровья – это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа.

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Поэтому перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами культуры ЗОЖ. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности младшего школьника.

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.

Каждый из вас знает, что главной задачей работы любого педагога является создание такой комфортной среды для ученика, в которой он сможет сохранять свое здоровье, развивать индивидуальные физические и интеллектуальные способности, а также эффективно управлять и контролировать собственную здоровьесберегающую деятельность.

(слайд 6)Реализация внеурочной деятельности по культуре здорового образа жизни  – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.

Уважаемые коллеги давайте вместе выстроим – «Цветок здоровья».

Задания для первой  группы: вам необходимо «создать» корень нашего цветка. Это будут направления формирования здоровой личности младшего школьника.

 (нравственное здоровье, физиологическое, психологическое, социальное, духовное).

Вторая группа создает стебель с листьями. В основе стебля находятся факторы которые влияют на формирование ЗОЖ ребенка.

 (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни).

Третья группа создает цветок, в сердцевине которого находится культура здоровья личности ребенка.

(гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, пропаганда здорового образа жизни).

Итак, мы определи вместе основные направления формирования ЗОЖ младшего школьника. А для решения таких  задач необходимо тщательно подбирать методы и приемы такого воздействия.

Научить человека быть здоровым с детства – вот что сейчас самое главное. Разговор о ЗОЖ способствует формированию у детей основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с этим возможно решение других, не менее важных задач. Мной была разработана программа внеурочной деятельности  «Экология здорового питания младших школьников». Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы.

Цель программы- формирование у детей  основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.  

         Данная система занятий предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

         Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках внеурочной деятельности в форме:

  • внеклассных  занятий по правильному питанию;
  • праздников;
  • бесед;
  • классных часов;
  • экскурсий;
  • родительских  собраний, круглых столов, семинаров;
  • в рамках проектной деятельности;
  • конкурсов  рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни;
  • выпуска газет, информационных буклетов.

        В отличие от многих других обучающих программ,(Слайд 7)  разговор о правильном питании  носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой, что способствует духовно-нравственному воспитанию. Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

(слайд 8)В ходе обучения по данной программе дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран. Дети начинают соблюдать режим питания, правила гигиены, при выборе блюд и продуктов отдают предпочтение более полезным для здоровья и т.д.

В ходе реализации Программы предлагается  использовать разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей во внеурочной деятельности, они стимулируют их интерес к изучаемому материалу, дают возможность проявить свои творческие способности. При изучении тем дети опираются на свой опыт, показывая знания в бытовых сферах жизни. Это создает  ситуацию успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно.

Слайд 9 Программа имеет 3 основных раздела: разнообразие питания; гигиена питания; рацион питания.

IV. Практикум

На слайде вы видите темы занятий.

Слайд 10.

Темы занятий

Самые полезные продукты

Правильно ли мы едим? Режим питания

Гигиена питания

Хлеб- всему голова.

Азбука витаминов

- А сейчас я вам представлю задание, которое было включено  в одну из  тем « Азбука витаминов». На занятии перед детьми была  озвучена проблема:  «Где прячутся витамины».  Найти пути  решения  этой  проблемы я предлагаю и вам, разгадав кроссворд и ответив на вопрос.  Какие полезные продукты вы знаете?  Приложение 1.

(Слайд 11)

http://festival.1september.ru/articles/520908/img3.gif

1. Над землёй трава, под землёй алая   голова

2. На даче у бабушки домик стоит,
Прозрачною плёнкою сверху покрыт.
Но бабушка с дедушкой в нём не живут
В домике том помидоры растут.

3. Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.

4. Показался жёлтый бок,
Только я не колобок.
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня … я …

5. Расту в земле, на грядке я ,
Красная, длинная, сладкая.

6. Он круглый и красный, как глаз светофора
Среди овощей нет вкусней …

7. Его зубчики едят в сыром виде,
Добавляют при засолке помидор и огурцов.

8. Золотая голова велика и тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла
Голова велика, только шея тонка

Воспитывают культуру здоровья детей младшего возраста можно не только загадками, но и пословицами и поговорками, в которых заключается народная мудрость о здоровом образе жизни.

У вас на столах находятся разрезанные пословицы, ваша задача из кусочков собрать целое предложение и озвучить, что у вас получилось.

  1. Здоровье дороже богатства.
  2. Чистота — залог здоровья.
  3.  Береги платье снова, здоровье смолоду.
  4. Ешь чеснок и лук — не возьмет недуг.
  5. В здоровом теле-  здоровый дух.
  6. Двигайся больше, проживёшь дольше.
  7.   Доброе слово лечит, а злое калечит.
  8. Заболеть легко, вылечится — трудно.
  9.  Кто много лежит, у того бок болит.

Наша встреча походит к концу. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу. На прощание мы построим с вами Пирамиду Добра и Здоровья.

 (слайд 12)У меня к вам последнее  задание: Произнести прощальные и добрые пожелания при расставании. Кто первый произнесет свое доброе пожелание здоровья, вытянет руку вперед, тот, кто произносит пожелание следующим, положит ее сверху на ладонь коллеги, уже высказавшего свое пожелание. Начинайте свои пожелания со слов: "Я желаю вам……!"

После того как вы выскажете свои пожелания – у вас из ваших рук получится Пирамида Добра и Здоровья. Предлагаю ее тихонько раскачать и со словами: "Мы сделали это!!!!" – подтолкнуть лежащие ладони вверх, рассыпать пирамиду.

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

- Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье своих  учеников. (слайд 13)

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бикшева Александра Александровна учитель начальных классов МБОУ «Благодарновская СОШ» 2020 г.

Слайд 2

Что бы быть здоровым, я должен…

Слайд 3

« Воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника как способ духовно – нравственного развития».

Слайд 4

Виктор Андреевич Скумин . Культура здоровья – фундаментальная наука о Духовном Человечестве , разрабатывающая и решающая перспективные задачи гармоничного ноопсихического развития Человека Духовного.

Слайд 5

« Культура здоровья » (по В.Н.Ирхину ): «… это сложное структурное образование личности , характеризующееся достаточным ( для данного возраста) уровнем физического , психического и духовно-нравственного развития и образованности, осознанием и принятием способов достижения в различных видах деятельности ».

Слайд 7

Рабочая тетрадь

Слайд 9

Разделы Р азнообразие питания Рацион питания. Гигиена питания

Слайд 10

Темы занятий: Самые полезные продукты. Правильно ли мы едим? Режим питания. Гигиена питания. Хлеб- всему голова . Азбука витаминов.

Слайд 12

Пирамида здоровья и добра .

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура здорового образа жизни младшего школьника.

Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней при...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников.

В современном образовательном стандарте здоровье выпускников школы рассматривается как один из важных показателей качественности школьного образования....

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

Опыт формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля/А. Шопенгауэр         Здоровье подрастающего поколения и разраб...