Формирование функциональной грамотности в начальной школе
материал

Кулакова Ирина Игоревна

Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа №14»

Выступление на ШМО

«Формирование функциональной грамотности в начальной школе»

                         

                             Учитель: Кулакова Ирина Игоревна

2022 г.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

    Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников»

            Понятие “функциональная грамотность” впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Каждая страна заинтересована в конкурентноспособности своего образования. В настоящее время меняются запросы на качество образования. Главной целью для всех стран становится формирование функциональной грамотности. По результатам исследований 2018 года по читательской грамотности мы на 31 месте, по математической грамотности 30 место, по естественно-научной -33 место. Т.е по функциональной грамотности наши школьники уступают многим странам. Президент России Владимир Путин поставил задачу вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования к 2024 году.

Чтобы войти в 10 необходимо предпринять много усилий. Главная проблема российских школьников в том, что они не видят связи обучения и той реальности, которая их окружает.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.). Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

            Формы функциональной грамотности

Общая грамотность

•        Считать без калькулятора .

•        Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

•        Написать сочинение, реферат .

Коммуникативная

•        Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия .

•        Расположить к себе других людей.

Информационная

•        Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

•        Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

•        Читать чертежи, схемы, графики .

Компьютерная

•        Искать информацию в сети Интернет.

•        Пользоваться электронной почтой.

•        Создавать и распечатывать тексты .

Грамотность при решении бытовых проблем

•        Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах).

•        Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

•        Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

                      Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Учителю необходимо  научить ученика  ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности.

Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.).

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника.

                     Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность.  Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать.

 Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д.

 Исходя из вышесказанного, что же мы можем сделать для того чтобы наши ученики приобретали элементарные навыки функциональной грамотности. Это конечно развивать их на наших уроках.

           

                 Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на формирование грамотного письма, но вместе с этим ребята овладевают навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

                 Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает развитие читательской грамотности и овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения.

                 Учебный предмет “Математика” предполагает развитие математической грамотности и  формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии.                   Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности.

                   Учебный предмет “Технология”  развивает креативное мышление, предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Прежде всего это означает, что школьник должен не только зубрить правила и решать задачи, но и творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни.

                  Перед  учителем  начальной  школы  стоят  колоссальные  задачи:  развить  ребёнка.   Что это значит. Это значит  развить  мышление:  из  наглядно-действенного  перевести  его  в  абстрактно-логическое:  развить  речь,  аналитико-синтетические  способности,  развить  память  и  внимание:  развить  фантазию  и  воображение,  пространственное  восприятие:  развить  моторную  функцию,  способность  контролировать  свои  движения,  а  также  мелкую  моторику,.Очень  важно  развить  коммуникативные  способности,  способность  общаться,  контролировать  эмоции,  управлять  своим  поведением.

Решая  эти  задачи,  педагог как в  пазлах  -  собирает  картинку, получает  в результате

функционально развитую  личность.

                Я  думаю,  что   в  образовательном    процессе  они  могут быть  приобретены  учениками,  если  соблюдены  следующие  условия:

- обучение    носит  деятельностный  характер:

- учебный  процесс  ориентирован  на  развитие  самостоятельности  и  ответственности  за  результаты  деятельности:

- представляется  возможность,   для  приобретения  опыта достижения  цели:

- правила  оценивания  отличаются  чёткостью  и  понятны  всем  участникам  учебного  процесса:

- используются  личностно-ориентированные  технологии.

      На уроках используются  различные  формы  работы:  фронтальная,  групповая,  парная,  индивидуальная.

А также  технологий для младших школьников:

•        Технология  проектной  деятельности.  

•        Здоровьесберегающие  технологии.

•        Технологии   развивающего  обучения:  написание  четверостиший,  ролевая  игра.

•        Технология  критического  мышления,  на  основе  построения  проблемной  ситуации: работа  над деформированным  текстом,  способствует  на  развитие  сообразительности,  творческого  чутья.

•        Уровневая  дифференциация  обучения,  использование  которой  вносит  определённые  изменения  в  стиле  взаимодействия  с  учеником.  Раздаточный  и  тестовый  материал  составляется  по  уровням.

•        Информационные  и  коммуникативные  технологии.  Интернет,  средства  мультимедия,  библиотека.

                           Начальная школа – это  только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности.

Существуют логические приёмы формирования функциональной  грамотности на уроках в начальной школе :

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить.

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

В  современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3)оценивать свое знание-незнание;

4)стремиться к саморазвитию.

          В современном понимании функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности четко просматривается в ее определении как умении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе. В условиях общеобразовательной школы она служит основой подготовки к социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также самообразованию на протяжении всей жизни.

Более подробно расскажут коллеги.

                            Модель  развития  функциональной  грамотности можно представить

в  виде   дерева. Как  любому  дереву  необходим  уход,  полив,  тепло,  свет,  так  же  как  маленькой  личности  приходящей  к  нам  на  урок,  необходимы  знания,  умения  и  навыки.    Поливая  это  дерево,  спланированной, чётко  продуманной,  слаженной  работой,   по  технологиям,  дерево  незамедлительно  даст  плоды – замечательные,  достойны  восхищения  яблочки  (ключевые  компетенции),  т.е.  образованных,  успешных,  сильных, способных  к  саморазвитию,   людей.

Дерево – функционально  грамотная  личность

Вода – педагогические  технологии

Яблочки – ключевые  компетенции

Лейка – учитель

   Лейка-  учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  т.е.  заниматься  самообразованием.

   Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах  и приемах обучения для формирования функционал...