Мастер- класс «Учимся правильно дышать»
статья

Юлия Александровна Орлова

        Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.Как показывает практика, дыхание является важнейшим факторм в создании голосового звучания.Речевое дыхание  призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_uchimsya_pravilno_dyshat.docx684.16 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Учимся правильно дышать!»

            Цель: познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми ; научить изготавливать нетрадиционное оборудование для использования при проведении дыхательных упражнений. Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.

            Задачи: использовать приёмы проведения дыхательных упражнений в работе с детьми.

            Оборудование: столы, стулья, пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля, вертушки, свистки, картон, ножницы, клей, шаблон кита.

         - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить Вам поучаствовать в моем мастер-классе по дыхательной гимнастике, который называется «Учимся правильно дышать».

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы о здоровье. Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью?

            Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

           Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

           Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

          Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Дыхание также является важной частью речи.

Различают два вида дыхания: - физиологическое (неречевое);

- речевое (фонационное).

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

- Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

- Занятия проводить до еды.

- Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

- Выдох должен быть длительным, плавным.

- Необходимо следить. чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

- В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

- Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

-Достаточно трёх-пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.

- Дозировать количество и темп проведения упражнений.

- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.


         Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.

        При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.


Хочу предложить вам выполнить несколько упражнений для развития правильного дыхания, которые я использую в своей работе с детьми:

«Сдуть снежинку (листик, бабочку, цветочек)»

- Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом предмете, висеть на ниточке.

«Фокус»

- Пушинка или ватка кладется на кончик носа и нужно ее сдуть.

«Загони мяч (ватку) в ворота»

- Из кубиков сделать ворота. Дуть на ватку, чтобы она попала в «ворота». Можно устроить соревнование, кто быстрее «забьет гол».

«Надуй шарик»

- Тренировать силу вдоха и выдоха. (У каждого ребенка индивидуальные шарики).

«Буря в стакане»

- Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Салют»

- В пластиковую бутылочку нарезать конфетти и опустить туда соломинку через пробку. Дуть в соломинку, чтобы конфетти раздувались внутри бутылочки, образуя «салют».

«Дудочка»

- Можно использовать различные дудочки, свистки, гуделки.

«Удержи мяч»

- Дуть в трубочку с воронкой, в которой лежит шарик. Нужно воздухом удержать шарик в воздухе.

         А сейчас предлагаю приступить к изготовлению тренажёра для дыхательных упражнений «Кит». Для этого нам понадобится шаблон кита, картон, ножницы, клей, трубочка для коктейля и маленький бумажный шарик или небольшой ватный шарик.


hello_html_57bbd550.jpg hello_html_m68c78c09.jpg


Наносим трафарет на цветной картон, затем вырезаем по контуру. Получилась заготовка кита.

hello_html_223d3831.jpg

Наносим

Далее на трубочке делаем надрезы, иммитируя брызги фонтана.

hello_html_59686ac8.jpg

Соединяем при помощи клея трубочку и цветной шаблон кита (трубочку для прочности можно зафиксировать в нескольких местах клейкой лентой).

hello_html_m1436f05.jpg

Наш кит готов. Теперь можно приступить к выполнению упражнения

«Кит дышит».

hello_html_m59e38181.jpg


Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие . Надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Спасибо за участие! Будьте здоровы!

В завершении мастер-класса педагогам предлагается памятка.

 «Учимся правильно дышать»

        Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.Как показывает практика, дыхание является важнейшим факторм в создании голосового звучания.Речевое дыхание  призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих.

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии. Я заметила что  регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствую воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное носовое дыхание способствуют тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В  нашем дошкольном учреждении дыхательным упражнениям мы уделяем уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

  • Выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 минут, в зависимости от возраста детей;
  • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
  • Заниматься до еды;
  • Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
  • Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
  • В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
  • После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 с.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

          В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объем легких. В основном присутствует ротовой тип дыхания.

Работа над речевым дыханием ребенка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

         Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из легких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребенок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

1. Ребенка обучают, не надувая щеки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы сдувать поднесенный ко рту любой легкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т. д.).

Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твердом поле (картонный цветок, листок и т. п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твердому полю.

2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребенку предлагается для перемещения более тяжелый предмет, на пример карандаш. Причем сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладется на гладкую поверхность стола, и ребенок дует на него, чтобы он покатился до определенной границы (кубика, книги и др.).

3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и теплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя.  В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т. п.).

4. Ребенка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик»  — ч-ч-ч-ч).

5. Детей учат на одном выдохе произносить 3—4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т. п.).

6. Детей учат слитно произносить фразу из 2—3, 3—4, 4—5, 5—6 слов — с коротким вдохом и длительным выдохом.

7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание: вдох ртом, выдох ртом;

вдох ртом, выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.

Спасибо за внимание.!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс" Учимся понимать текст"

Данный мастер-класс обеспечивает применение различных приёмов работы с разными учебными текстами. В сонове мастер-класса лежит технология продуктивного чтения.Основная идея мастер-класса, оказание пом...

Мастер-класс "Учимся работать с мобильным классом"

В данном материале представлен опыт работы с" мобильным классом", обучающихся начальной школы....

Учимся правильно дышать

Что даёт человеку правильное дыхание? Что такое правильное дыхание? Как правильно дышать? Ответы на все эти вопросы вы получите в этой статье....

Сценарий и презентация мастер-класса "Говорим правильно"

Сценарий мастер — класса «Говорим правильно».Аудитория - учащиеся младших классов пришкольного лагеря.Автор - Ненянг А.М., учитель-дефектологЗадачи:Развивать речевую активность, инт...

Мастер - класс "Учить учиться"

Мастер - класс знакомит с приемами и  методами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя...

Мастер-класс "Учись учиться"

laquo;Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...