«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»
статья

В статье представлены ЦОР И ЦОС, которые помогут учителю формировать  функциональную грамотность младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»

Слайд 1 (на заставке)

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вот и наступила пора вновь нам собраться в этом уютном зале.  Сегодня мы с вами стоим на пороге нового учебного года. Разрешите поздравить всех вас с этим замечательным событием.

Пожелать, чтобы в вашем труде чаще встречались отзывчивость и понимание, чтобы трудности обходили стороной, а учебный процесс шел легко и непринужденно. Чтобы каждый день радовал вас новыми успехами и достижениями. Здоровья вам, сил, отличного настроения и больших перспектив!

Не так давно в нашу с вами жизнь активно внедрилось такое понятие как ФГ.
Сегодня мы рассмотрим несколько вопросов, (слайд 2) касающихся формирования ФГ в рамках урока и внеурочной деятельности. Познакомимся с новым проектом «Школа Минпросвещения России» и немного поговорим о разном.

Какие будут предложения? (Начать)

Начать мне бы хотелось с оглашения результатов мягкого мониторинга (слайд 3) сформированности трех основных видов функциональной грамотности, (читательская, математическая, естественнонаучная,).который проводился в нашем районе с 25 апреля по 6 мая. В мониторинговом исследовании приняли участие 126 обучающихся четвертых классов из 15 школ Усть-Таркского района.

(слайд 4)

Цель диагностических работ - получить достоверную информацию об уровне сформированности функциональной грамотности обучающихся 4-х классов, а также познакомить с новым форматом диагностических работ педагогов и детей.

Для мониторинга были предложены демонстрационные задания, разработанные ФГБНУ «Институтом стратегии развития образования РАО».

 То, что у нас получилось, вы видите на слайде (5)

Виды функциональной грамотности

Качественный показатель

выполнения заданий

Менее 60 %

61-80 %

81-100 %

Читательская грамотность

26%

48,8%

25,2%

Математическая грамотность

42%

46%

12%

Естественнонаучная грамотность

39%

47,4%

13,6%

Общая характеристика комплексных работ

Читательская грамотность (слайд 6)

По читательской грамотности оценивались умения:  делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста;

Находить и извлекать одну единицу информации;

Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и др.);

Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов;

Устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие и др.)

Согласно полученному результату, выявлены проблемные зоны сформированности читательской грамотности и отдельных видов читательских умений, на основании которых можно составить реестр затруднений обучающихся.

 Наибольшие затруднения вызывали задания:

  • устанавливать связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент-контраргумент, тезис-пример, сходство-различие);
  • делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста;

Что касается математической грамотности, то здесь (слайд 7)

оценивались умения: подбирать данные для ответа на вопрос, представлять результат в заданном виде (числовое выражение);

Устанавливать последовательность значений величин (массы), правило, по которому она составлена, дополнять последовательность;

Находить долю числа, выбранного в соответствии с практической ситуацией, выбирать правильные ответы с объяснением.

Наибольшие затруднения вызывали задания:

  • Устанавливать последовательность значений величин (массы), правило, по которому она составлена, дополнять последовательность;
  • Находить долю числа, выбранного в соответствии с практической ситуацией, выбирать правильные ответы с объяснением.

Естественнонаучная грамотность (слайд 8)

По естественнонаучной грамотности оценивались умения: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;

Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Наибольшие затруднения вызывали задания:

  • применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Рекомендации: по результатам работы необходимо усилить деятельностную составляющую в обучении, целесообразно используя в работе разнообразные методы, обеспечивающие овладение необходимыми знаниями, и, главное, формирование умений пользоваться этими знаниями, как в стандартной ситуации, так и в измененных условиях. Необходимо на каждом уроке, независимо от предмета, систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьников в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской грамотности (компетенций) (слайд  9  )– «Находить и извлекать информацию», «Осмысливать и оценивать содержание и форму текста», «Интегрировать и интерпретировать информацию».

В этой работе нам может помочь банк заданий, направленных на формирование ФГ по всем направлениям. Который, мы сами с вами создавали, но почему то благополучно забыли. (слайд 10)

Безусловно в соей работе мы рекомендуем пользоваться демонстрационными материалами «Института стратегии развития образования РАО». (слайд 11)

Различными образовательными платформами. Не могу не напомнить о таком ресурсе как Яндекс учебник. (слайд 12)

На платформе подготовлен

комплекс заданий для развития умений по работе с информацией. ( слайд 13) А именно: А. «Умение ориентироваться в источнике информации», Б.  «Умение извлекать информацию», В.  «Умение работать с недостающей информацией» Ии множество заданий на обобщение.

Нам с вами достаточно выбрать ячейку с подходящим навыком и выдать ученикам задания.

Все задания собраны в одну Карту умений, которая упростит вам навигацию по умениям и уровням сложности (они соответствуют годам обучения).

Задания метапредметные, поэтому их можно выдавать на любых удобных вам уроках. Задания каждого класса отличаются по уровню сложности: вы можете выбрать подходящий и выдавать задания поэтапно. Задания предыдущего класса можно использовать как подготовительные.

Кроме того, на данном ресурсе есть замечательный курс «Развиваем в школе ФГ» (слайд 14)

Подробнее о курсе (слайд 15)

В процессе обучения разбирается методика формирования основных типов функциональной грамотности:
— читательская грамотность,
— математическая грамотность, 
— естественно-научная грамотность,
— финансовая грамотность,
— креативное мышление,
— глобальные компетенции.

В чем заключается цель курса?

Помочь педагогу освоить методику формирования функциональной грамотности учеников — для последующего применения на практике в работе с детьми.

Чему вы научитесь

— создавать задания для оценки каждого конкретного типа функциональной грамотности,
—создавать задания по развитию конкретного типа
функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности,
— включать задания на формирование функциональной грамотности в учебный процесс.

Кроме Яндекс Учебника существует еще множество образовательных платформ, которые можно использовать в своей работе, но для нас с вами должен стать приоритетным верифицированный контент, Цифровой образовательный контент на сайте edu.cont. (слайд 16)  Это единый бесплатный доступ к материалам
ведущих образовательных онлайн-сервисов России. Учебные материалы проходят специальную проверку на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам. База образовательных курсов пополняется, к проекту присоединяются крупные онлайн-площадки,. Выстраивается новый полезный контент, который будет полезен  ученикам и педагогам всех организаций начального, основного, среднего общего и среднего профессионального образования. (слайд 17)

В рамках проекта педагоги могут пройти оценку цифровых компетенций и курсы повышения квалификации по применению цифровых учебных материалов в педагогической деятельности. На слайде представлен курс повышения квалификации ««Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов». Программа обучения включает изучение основных понятий, теоретических основ и выполнение практико-ориентированных заданий по 6 составляющим/направлениям функциональной грамотности.

Дмитрий Чернышенко

Заместитель председателя Правительства РФ

«Для Правительства важно повышать доступность образования, создавать условия для получения дополнительных знаний по интересующим направлениям. Благодаря этому сервису студенты и школьники получили расширенный выбор верифицированного образовательного контента, а преподаватели — возможность освоить ключевые компетенции цифровой образовательной среды.

Так же известно, что к 2024 году пройдут регистрацию и получат бесплатный доступ к материалам все образовательные организации. Поэтому, уважаемые коллеги, если вы еще не знакомы с данным контентом, то пора начинать его осваивать и активно внедрять в образовательный процесс.

 

Если говорить о формировании ФГ, то нужно отметить, что данный ресурс нам в помощь. Например: (слайд 18, 19) на «Новом диске « мы найдем

На платформе ЯКласс  (слайд 20) можно заниматься подготовкой к ВПР, а это позволит формировать ЧГ младших школьников.

 На платформе  Глобаллаб (слайд 21)  мы найдем проектные, исследовательские, творческие задания предназначенные для организации и проведения проектной деятельности как в системе общего образования при изучении предметов, так и в системе дополнительного образования.

Интерактивный курс по развитию читательской грамотности для младшей школы. (слайд 22) так же представлен на интерактивной платформе Учи.ру. Здесь ребята научатся осмысленному чтению и анализу текста.

Уважаемые коллеги, на самом деле Цифровой образовательный контент очень богат. Я настоятельно рекомендую всем познакомиться с ним и  внедрить в свою практику. Тем более, что это действительно упрощает нашу с вами работу и способствует повышению мотивации к обучению наших деток. Ну и, конечно же, помогает нам формировать ФГ у обучающихся.

Вот, пожалуй, это все рекомендации по работе в данном направлении. Какие ко мне будут вопросы?

Если вопросов нет,  (слайд 24) то мы переходим к следующему вопросу «Формирование ФГ в рамках урока». Своим опытом с нами поделится …(выступления коллег)

Благодарю всех за внимание и активное участие. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.

В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....

Основы формирования функциональной грамотности обучающихся.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизн...

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области

Организация и методическое сопровождение работ по формированию функциональной грамотности обучающихся в Тверской области...

Обмен опытом «Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в рамках логопедического воздействия»

Современные школьники должны обладать широким спектром знаний, применимых в реальной жизни.Функциональная грамотность- это отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в обществ...

«Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов»

Знакомство с цифровыми  образовательными ресурсами и сервисами, которые помогут в формировании Функциональной грамотности младших школьников. Презентация...

Интернет - ресурсы - помощники формирования функциональной грамотности обучающихся

Функциональная грамотность – это умение человека грамотно, квалифицированно функционировать во всех сферах человеческой деятельности: работе, государстве, семье, праве, политике, культуре.Наряду...