Выступление на МО
материал

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_uchiteley_nachalnyh_klassov_po_teme.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках литературного чтения».

Современный человек уже не может обойтись без помощи новых информационных технологий. С каждым днём в нашу жизнь всё настойчивее врывается компьютер. Словарь пополнился такими словами, как ноутбук, интерактивная доска, документ камера... И учителю нужно идти «в ногу со временем», чтобы быть интересным для своих учеников, человеком у которого хочется учиться. А, значит, учителю необходимо постоянно развиваться, не прекращать учиться, осваивать и применять новые информационные технологии. Это необходимость времени, так как системно-деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта, предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества»

Информационные технологии дают возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Именно поэтому на своих уроках стараюсь применять современные информационно-коммуникационные средства.

Известно, что «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования

А, значит, учитель должен продумывать так организацию и содержание учебной деятельности, чтобы это реализовать на практике.

На уроках литературного чтения с использованием ИКТ имеют место следующие виды работ:

1) презентации (знакомство с творчеством писателей и поэтов). При ознакомлении с творчеством писателей использую Интернет-ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволяет детям более углубленно познакомиться с биографией писателя. А рассказ об интересных фактах биографии писателя служит стимулом к чтению его книг;

2) воспроизведение эталонной художественной речи;

3) видеофрагменты;

4) задания занимательного характера для уроков закрепления и обобщения;

5) тестовые задания для контроля и проверки знаний учащихся.

«По словам многих учёных, психологов и педагогов, чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего учащиеся изучают большинство учебных предметов. Следовательно, навык чтения определяет и эффективность обучения по другим предметам. Поэтому важно контролировать уровень развития навыка чтения каждого ученика, проводить работу по совершенствованию техники чтения». Сделать эту работу интересной помогают ИКТ, например интерактивная доска. Она даёт возможность видеть слова, предложения всем учащимся класса. В первом классе можно использовать следующие виды работ:

«Фотоглаз»: а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;

б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.

«Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

«Восстановление текста». Группа из 2-3 человек должна восстановить текст, который состоит из частей (слов, слогов) и другие.

Для развития осознанности чтения можно использовать логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать. Например: «Назови одним словом», «Раздели слова по группам». После прочтения и выполнения задания устно можно использовать картинки, которые будут соотнесены со словами. И технику чтения я проверяю на компьютере, на экране сразу появляется результат, что очень нравится ребятам.

Таким образом, использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию высокого уровня мотивации.

ИКТ могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв сложите фамилию детского писателя

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, нацеливание учащихся на работу.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты), при работе над новыми словами.

4. Для контроля учащихся и рефлексии.

Хорошо эмоционально настраивает на урок просмотр отрывка фильмов. Многие детские произведения экранизированы, что даёт возможность на уроках литературного чтения использовать выборочно наиболее значимые фрагменты или эпизоды фильма, а также видеоклипы по изучаемой теме. Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала и могут использоваться на разных этапах урока. 

Применяя ИКТ на уроках, необходимо помнить о здоровье сберегающих технологиях (физические и динамические паузы, зарядка для глаз).

«Ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важнейших средств формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках начального общего образования» .

В результате проведенного урока литературного чтения у учащихся сформировались следующие универсальные учебные действия. Познавательные – смогли составить алгоритм рождения книги, выполнить работу на компьютере, написать эссе к иллюстрации, оформить его; коммуникативные – научились сотрудничать, оказывали взаимопомощь при работе на компьютере; личностные – поняли ценность книги и необходимость бережного к ней отношения; регулятивные – научились ставить цели оценивать свою работу.

После проведенного урока сделала вывод, что использование ИКТ в учебном процессе позволяет учителю:

– усилить образовательные эффекты;

– повысить качество усвоения материала;

– построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

– осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

– организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Преимущества для учащихся:

– Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

– Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

– Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

– Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

– Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Хочется отметить, что, изучив опыт учителей по организации и проведению уроков с использованием ИКТ, узнала много нового. Буду использовать на уроках литературного чтения интерактивные пазлы, чтобы вспомнить и закрепить изученные произведения в игровой форме, узнаю о телецикле «Мой Живой журнал», который построен в виде дневников великих писателей и ученых, стилизованных под современные Интернет-блоги. Он будет интересен современным школьникам, позволит больше узнать о детстве и юности наших великих соотечественников.

Но для того, чтобы суметь с этим разобраться, нужно продолжать осваивать новые знания, стремиться к достижению новых вершин. А ведь известно, что дорогу осилит идущий. И я смогу сделать для своих учеников урок ещё более интересным, полезным и запоминающимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....