Использование технологии развития критического мышления в начальной школе.
презентация к уроку

Феоктистова Мария Петровна

 Выступление на ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt331.5 КБ
Microsoft Office document icon priemy_km.doc31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе Подготовила Феоктистова Мария Петровна учитель начальных классов МКОУ «Киреевский центр образования №2»

Слайд 2

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выготский

Слайд 3

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Авторы: американские ученые Ч.Темпл, К.Мередит, Дж.Стил, С.Уолтер. Универсальная, надпредметная технология, открытая к диалогу с др. педагогическими подходами. Может использоваться в разных предметных областях. В России технология появилась в 1997 году. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской, Игорем Загашевым, Сергеем Заир-Беком

Слайд 4

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Слайд 5

Три этапа технологии развития критического мышления: I фаза. (5 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации) II фаза. (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации) III фаза. (10 минут) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)

Слайд 6

I . Фаза вызова. Задачи : 1) Активизация познавательной деятельности учащихся . 2) Постановка целей урока.

Слайд 7

II . Фаза осмысления содержания. (Смысловая стадия) Главной задачей этой фазы является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом.

Слайд 8

III . Фаза рефлексии. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Слайд 9

Методические приемы I . Стадия вызова «Кластер» «Загадка» «Мозговой штурм»или «Корзина идей» «Отсроченная догадка» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Театрализация» «Да – нетка» «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия» «Перепутанные логические цепочки» «Проблемный вопрос»

Слайд 10

II . Стадия осмысления «Зигзаг» «Инсерт или «Чтение с пометами» «Дерево предсказаний» «Круги по воде» «Чтение с остановками» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Метод «Думательных шляп» «Кластер» «Двухчастный дневник» «Бортовой журнал» «Ромашка Блума» «Фишбоун» (рыбный скелет) «Взаимоопрос»

Слайд 11

III . Стадия рефлексии «Синквейн» «Письмо к учителю» «Пятиминутное эссе» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

Слайд 12

Прием «Корзина» или «Мозговая атака» Позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. В корзине будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Слайд 13

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?

Слайд 14

«Дискуссия» Правила ведения дискуссии: 1.Выдвигать идеи, слушать внимательно, 2. Не повторяться. 3. Каждое следующее высказывание: а) либо продолжает предыдущее; б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).

Слайд 15

«Инсерт» или «Чтение с пометами» Прием маркировки текста "V" – уже знал. "- " – думал иначе "+" – новое для меня "?" – не понял Маркировочная таблица " V " " + " " - " " ? " " ! "

Слайд 16

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Что осталось не раскрыто Источники, из которых мы намерены получить информацию

Слайд 17

«Дерево предсказаний» Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Веточки» -предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено) "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Слайд 18

«Дерево предсказаний» Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения Защитит ли дамба наш город? идет усовершенствование защитных сооружений дамба и сейчас не спасает от наводнений Город надежно защищен Городу грозит катастрофа

Слайд 19

Метод «Думательных шляп» БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько? КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось? ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось? ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо? СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему? ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания творческого характера.

Слайд 20

«Кластер» (гроздья)

Слайд 21

«Ромашка Блума» Воспроизведение Простые Кто? Когда? Где? Понимание Уточняющие Правильно ли я понял? Применение Практические Как можно применить..? Анализ Интерпретационные Почему? Синтез Творческие вопросы Что будет, если..? Оценка Оценочные Как вы относитесь?

Слайд 22

«Фишбоун» (рыбный скелет) Проблема, вопрос Причина Причина Факты Факты Вывод, ответ на вопрос

Слайд 23

«ПМИ» (Плюс –Минус –Интересно) «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» «+» «-» «?»

Слайд 24

« C инквейн» Правила написания синквэйна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова , который повторяет суть темы.

Слайд 25

Образовательные результаты ТРКМ: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением ; способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и работать в группе и др.

Слайд 26

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем. Конфуций



Предварительный просмотр:

Приемы КМ могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой работы.

Прием « Обучение сообща» (работа в группе над общим заданием)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:

Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.

« Высказывания». Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по данной теме, учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например:

 - Текст можно делить на части

 - Текст имеет заголовок

 - Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно

 - Когда я пишу сочинение, я составляю текст

 - Текст можно составить по опорным словам.

При проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»

Пример опроса по теме « Части речи»

 - Что такое Имя существительное?

 - Что такое глагол?

 - На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

 - Для чего служит предлог?

 - Какую роль выполняет местоимение?

 - Назовите морфологические признаки ИС.

 - В чем различие между именем существительным и предлогом?

 - Предположим, что из нашей речи исчезли

глаголы, имена прилагательные - это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся размышления, позволяет выразить собственное мнение.

Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах.

«Попробуйте построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол». « Я пришел в магазин» без применения имен прилагательных и глаголов. Далее можно предложить детям самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.

Следующий прием эффективен при парной работе

Учащиеся получают варианты текста для работы в парах. Задание – Определить основную мысль текста, придумать заголовок, разбить на части.

«Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок. Как хорошо!»

На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно – неверно»

Повторение ключевых понятий темы « Текст»

 « ДА – НЕТ»

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу (да)

Текст бывает только описание (нет) и т. д.

« Инсерт».

Здесь отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой.

 Маркировка на доске

*V* - я это знаю

* - * - я думал иначе

*+* - это новое для меня

*?* - я не понял

На стадии «Рефлексия»

Рефлексия учебной деятельности -

Подведение итогов урока – « Составление мудрого дерева» (учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока, что узнали нового, что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном (на доске).

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3 - 4 класс)

 «Верные и неверные высказывания»

1. Текст состоит из предложений. +

2. К тексту нельзя придумать название.  -

3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -

5. В тексте всегда о чем - то или о ком - то говорится. +

6. Текст можно разделить на части. +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если н...

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффектив...

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе...