Технология развития критического мышления в начальной школе
статья по чтению (1, 2, 3 класс) по теме

Стародубцева Татьяна Валерьевна

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_aprel.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

Стародубцева Т.В.,

учитель начальных классов

МКОУ  СОШ  №2  г. Омутнинск

Технология развития критического мышления в начальной школе

Мышление развивается в

проблемной ситуации, когда

ребёнок сам «собирает»

понятия о предмете.

               Л. Выготский

       

2  слайд

 С переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникла   необходимость изменения подходов к планированию современного урока.  Современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, самостоятельно планирует свою учебную деятельность и способен к адекватной самооценке. Педагогу же, в свою очередь, отводится роль координатора действий ученика.

3  слайд

 Руководствуясь новыми государственными документами, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления.

4 слайд

Данная технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы  (США) в 80-е годы  20 века. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году. Проект, предложенный российским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления», он подробно знакомил участников семинаров с приемами технологии, давал общие представления о теоретических основах технологии. Совместная работа идеологов технологии и педагогов-практиков и российских ученых позволила адаптировать предложенную модель для российской педагогики, дополнить практическую часть проекта, обогатив ее новыми приемами, и создать модель, которая в педагогической литературе получила название «Технология развития критического мышления».

5 слайд

Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

 6 слайд

Технология формирует следующие навыки:

  • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость,  гибкость,  рефлексивность;
  • развитие таких базовых качеств личности, как   коммуникативность, креативность,   самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • организация групповой работы в классе дает возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками общения;
  • формирование культуры продуктивного чтения;
  • стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

7 слайд

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее.  

Формы урока в технологии критического мышления отличаются от уроков в традиционном  обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится главная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют.  Роль учителя — в основном координирующая.

8 слайд

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

подготовительный  – стадия вызова;

восприятие нового – стадия осмысления;

присвоение информации – стадия рефлексии.

9 слайд

Подготовительный  этап – стадия вызова.

Функции этого этапа:

1.Мотивационная

2.Информационная

3.Коммуникационная

10 слайд

Восприятие нового -  стадия осмысление.

Функции этого этапа:

1. Информационная

2. Систематизация

11 слайд

Присвоение информации  - стадия рефлексии.

Функции этого этапа:

1. Коммуникационная  

2. Информационная  

3. Мотивационная

4. Оценочная  

12 слайд

 Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через "извлечение" уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать  учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме.  При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение обучающегося ценно».

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Итак, в случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает  стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

 13 слайд

 Вторая стадия – «осмысление» предполагает ввод новой информации, контакт с новой информацией, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Этот процесс всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание текста. Контакт с новой информацией может принимать форму чтения текста, просмотра видеоролика, фильма, прослушивания выступлений и презентации, или выполнения опытов, экспериментов, исследований. Именно во время этой стадии ученик самостоятельно и активно участвует в данной работе.

14 слайд

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации.

Это «момент истины», когда становится ясно, правильно ли была организована работа, получены ли ответы на вопросы, появившиеся на стадии вызова.

Исследователи утверждают, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты сможешь их применить.

15 слайд

Технология критического мышления предлагает определенные методы, стратегии и приемы в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Существуют конкретные приемы  для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе размышления. Каждый прием в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых. 
Приёмы, используемые на стадии «Вызов»:

  • кластер;
  • корзина идей;
  • мозговой штурм;
  • верные – неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки.

16 слайд

 Приёмы, используемые на стадии «Осмысление»:

  • « инсерт»;
  • бортовые журналы;
  • таблица – ЗХУ;
  • таблица – синтез;
  • чтение с остановками.

17 слайд

Рефлексия:

  • концептуальная таблица;
  • «Шесть шляп»
  • синквейн;
  • сочинение;
  • ментальная карта» (расширенный кластер)
  • прием «Письмо по кругу».

Сочинение на определенную тему по одному предложению.

18 слайд

Кластер

Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

19 слайд

«Корзина идей» (фактов, понятий). Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно поместить изображение корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики знают об изучаемой теме. По мере усвоения новой информации происходит исправление ошибок.

 

20 слайд

Прием “Верные и неверные утверждения”

«Верите ли вы, что...», «Да – нетка». Принцип работы похожи"извлечение" уже известного

Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Обучающиеся должны установить, верны ли данные утверждения, полагаясь на собственный опыт. Идёт настраивание на изучение новой темы.  После знакомства с новой информацией мы возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Этот прием может быть началом урока (на стадии вызова) и его можно использовать в конце урока на стадии рефлексии.

21-23слайд

Прием "Инсерт" 

Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения.

При изучении новой информации  учитель просит каждого  сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).

Для её заполнения  вначале учитель  просит обучающихся во время чтения  делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом или  распечатывать тексты.

В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Этот приём может быть применён на любом этапе урока.

Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

«Инсерт» как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Начинать надо с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложнять работу с текстом.  

24 слайд

Чтение с остановками  

Цель технологии критического мышления — научить в процессе чтения понимать информацию, имеющуюся в тексте, осмыслить ее, соотнести с собственным опытом и формировать на ее основе самостоятельное   суждение. Для этого подходит приём

«Чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

25 слайд

«Все тайное становится явным».

Перед чтением спросить:

Как вы понимаете смысл этой фразы?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в рассказе с таким названием?
– Можно ли по названию  рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
В каждой части (почти в каждой) последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

26 слайд

«Зигзаг»

Организуется  работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Класс разделен на четверки (один из вариантов использования приемов)  у каждого обучающегося номер от 1 до 4. Дети работают с текстом, каждый сосредоточен на части с соответствующим номером, затем первые номера объединяются с первыми, вторые – со вторыми и т.д. для обсуждения своей части текста, составления схемы рассказа по теме и выбора представителя, который проведет итоговую презентацию. Вернувшись в свою группу, школьники по схеме рассказывают о своей части текста, слушают других, делают записи в тетрадях, затем эксперты от каждого номера проводят презентации своих тем, все остальные вносят уточнения и дополнения.  

1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп;

2 этап – рассаживаются в группы  по номерам, каждая группа обсуждает, изучает свою часть текста, составляют опорные схемы;

3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал – взаимообучение.

27 слайд

«Шесть шляп мышления»

Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации.

Белая шляпа – статистическая

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты, цифры и информация Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

 Красная шляпа – эмоциональная.( эмоции, чувства, интуиция)

Красный цвет - цвет жизни, любви, чувственности.

Учащиеся  могут высказать свои чувства и  догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа – осторожность

 Чёрный цвет – цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.

 Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?

Желтая шляпа – позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

 Зеленая шляпа – творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой,  дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн, проводят исследования, высказывают предложения и новые идеи. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя шляпа – аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.  

 Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания .

28 – 30 слайд

Синквейн – творческая форма рефлексии. Синквейн –  белый стих, который требует   от автора умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.  

 На уроках можно использовать как средство для проверки терминов и понятий, на стадии рефлексии на любом уроке и как заключительное задание по пройденному материалу на обобщающих уроках. Но можно предложить синквейн на стадии вызова без первой строчки. - Определите первое слово синквейна?  

31 слайд

Прием “Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

32слайд

Вывод: Предложенные  приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе, дает реальную возможность создать в классе (группе) атмосферу партнерства.

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы,  принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.