«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» в начальной школе на уроках окружающего мира.
статья по окружающему миру (4 класс)

Лариса Анатольевна Шхиян

Оснавная идея ТРКМ -создать такую атмосферу учения при которой учащиеся, совместно с учителем активно работают, сознательно расмышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира

            Работая с детьми, я находилась в поиске таких приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности   является технология развития критического мышления, которая помогает формировать УУД.

           Технология развития критического мышления (ТРКМ) основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Особенность данной педагогической технологии заключается в том, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Целью образования является то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Важнейшие условия реализации ТРКМ для развития коммуникативных навыком учащихся на уроке «Окружающий мир»:

 - создание проблемных ситуаций;

 - организация групповой работы обучающихся;

 - включение учащихся в дискуссии; - обеспечение рефлексии обучающимися своих достижений на уроке. 

Практические задания:

1. Упражнение «Профессия-репортер» по теме «Животные лугов».

Цели: учить учащихся делать сообщения на заданную тему; развивать познавательный интерес, исследовательские умения и способности; формировать культуру речевого высказывания.

Процедура выполнения упражнения.

Учащимся предлагается побыть в роли репортеров и использовать эту возможность для расширения и углубления своих знаний по познанию мира.

Ученики в роли репортеров делают сообщения на определенную, ограниченную тему, которую они готовили заранее. Это способствует тренировке свободной речи и даёт возможность повторения изученной темы.

Ученики получают задание, которое применяется при повторении и обработке пройденного материала - подготовить короткий, «живой», двухминутный репортаж на заданную тему. Эта игра имеет большое значение при повторении и обработке пройденного материала.

Учитель оказывает помощь в подборе литературы и предоставляет необходимую информацию.

Сообщение 1

Разнообразен животный мир луга. Животные приспособились к жизни в травянистом покрове.

Скрываясь среди густых растений, некоторые насекомые дают о себе знать своеобразными звуками: кузнечики и кобылки стрекочут, а сверчки мелодично «поют». Способность издавать стрекочущие звуки связана с наличием у них органов звучания. У кузнечиков и сверчков на крыльях есть особая жилка, которой они водят, как смычком, по перепонке в виде округлого зеркальца и издают стрекочущие звуки. Кобылки воспроизводят подобные звуки, двигая бедрами по одной из жилок надкрыльев. Стрекочут только самцы, которые привлекают этим самок.

Кузнечики и кобылки, почувствовав приближение человека, прекращают стрекотание, а сверчки, кроме того, прячутся в норки, где они живут. Окраска кузнечиков и кобылок настолько хорошо гармонирует с фоном окружающей поверхности, что почти невозможно заранее обнаружить их местонахождение.

Сообщение 2

На луговых просторах разнотравья в период цветения различных растений летает много бабочек. Днем порхают с цветка на цветок мотыльки яркой окраски – голубянки, или многоглазки, перламутровицы, крапивницы, адмиралы, павлиний глаз и другие. Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Эти и другие бабочки, питаясь сладким соком цветов, способствуют опылению растений. Гусеницы этих бабочек не приносят вреда, так как обычно пищей для них служат различные сорняки.

Но среди бабочек есть и злостные вредители. К ним относятся луговые мотыльки и озимые совки. Основной вред приносят гусеницы этих бабочек, которые отличаются всеядностью и большой прожорливостью, поедая культурные растения.

Сообщение 3

На цветках растений в хорошую погоду кормятся многочисленные пчелы и шмели. Они собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля, который опыляет важное кормовое растение – клевер. Если полезное значение пчел известно всем и их никто не трогает, то шмелей часто убивают как жалящих насекомых, приравнивая их к осам. Однако шмели гораздо миролюбивее ос и пчел и жалят значительно слабее их. Кроме того, семья шмелей живет только одно лето. На зиму остается в живых только молодая самка-матка, которая после пробуждения весной начинает летать в поисках места для гнезда. Если эта матка погибнет, значит, некому будет создавать новую семью.

Материалы для выполнения упражнения:

- книги из серии «Что? Где? Когда?»;

- материалы школьной медиатеки в помощь ученику;

- энциклопедии.

2. Упражнение «Ключевые слова» «Цепочка». 

Цель упражнения: развитие творческих способностей учащихся, фантазии и воображения, быстроты реакции; воспитания умения слушать своего товарища, коммуникативных умений, тактичности, доброжелательности.

Упражнения можно использовать при прохождении темы «Степи».

Процедура выполнения упражнения

Упражнение можно выполнять как на уроках, так и во время классного часа. Игровой характер данного упражнения стимулирует мотивацию учения, развивает познавательный интерес, способствует сплочению детского коллектива.

После изучения темы «Степи», учащимся предлагается подумать и назвать ключевое слово, которое может отразить содержание всей изучаемой темы. Все слова записываются на доску. Используя каждое ключевое слово, необходимо было составить учебный рассказ таким образом, чтобы в каждом предложении было по одному из записанных на доске ключевых слов. Рассказ учащиеся составляют по цепочке, начиная с первого ряда. Один ученик начинает, следующий продолжает.

Ключевые слова: степь, пространство, трава, стадо, вода талая, луговые степи, сухие степи, пахотные степи, низкорослые растения, деревья, влага, засуха, пожары, животные, пастбища, кусты, лето, зима, джейран, сайга, температура, реки, весна, почва, скот, снеговой покров, растения.

Материалы для выполнения упражнения:

- песочные часы;

- ключевые слова. 1.Упражнение «Пресс-конференция». Цель развитие у учащихся культуры безбоязненного говорения, общения с одноклассниками и посторонними людьми; единения классного коллектива, преодоления негативного отношения к одноклассникам; усвоения учебного материала. Можно использовать при прохождении темы «Степи. Растения и животные Степей».

Процедура выполнения упражнения

Учащимся предлагается представить себе, что они участвуют в пресс-конференции. Для участия в пресс-конференции необходимо предоставить рассказ на заданную тему, по предложенным заранее вопросам. Подспорьем для выполнения задания служат вопросы, которые заранее будут предложены учащимся для использования в подготовке к интервью. Вопросы могут быть следующие:

- Что называют степью?

- Где расположены степи?

- Что их отличает от других природных зон?

- Какие растения встречаются в степной зоне?

- Какие из них относятся к кормовым, лекарственным, ядовитым?

- Расскажите об одном из растений поподробнее.

- Какие животные обитают в степях?

- Какие птицы встречаются в степях?

- Обитают ли в степях крупные животные. Почему?

- Какие мелкие грызуны, обитают в степях?

- Назови обитателей степей. Приведи пример связи между ними.

- Имеются ли степи в вашей местности. Расскажи о них.

- Какое значение имеют степи?

- Какую пользу растениям приносят насекомые? Какие?

- Какой вред растениям приносят насекомые? Какие?

- Для каких целей использует человек степь?

- Предположите, какие растения исчезнут, а какие останутся через 3-4 года.

- Подумайте и расскажите, что будет, если человек, не дождавшись момента, когда растения сбросят семена, начнет пасти скот, заготавливать сено на зиму? Что произойдет с растениями степи?

Во время пресс-конференции должны соблюдаться следующие требования:

- каждый ученик имел возможность высказаться;

- время выступления каждого участника не более 3-4 минут;

- никто не мешал выступать каждому участнику пресс-конференции.

После пресс-конференции ученики обязательно должны проговорить свои ощущения во время пресс-конференции, сто им понравилось в выступлениях других учеников, с какими трудностями они столкнулись во время выступления.

Материалы для выполнения упражнения:

- вопросы для участников пресс-конференции;

- песочные часы;

- подготовка помещения для проведения пресс-конференции.

3. Упражнение «Фишбоун» по теме «Растения и животные степей».

Цели: дать возможность учащимся проявить не только предметную компетенцию, но и коммуникативные способности, а также развития уверенности в себе, своих знаниях, побуждения к говорению.

Процедура выполнения упражнения

Ученики должны сформулировать проблему и проинформировать своих одноклассников в определенной области знаний, в которой они хорошо разбираются. Статус «учителя» повышает уверенность в себе, побуждает к говорению и прояснению сути дела.

Для начала каждый ученик должен подготовить специальную тему, о которой он будет информировать одноклассников. Тема должна быть в рамках изучаемого предмета («Растительный и животный мир», «Природные зоны России» и др.)

Для того чтобы представление учащихся было необычным и интересным, дома ученики готовили свою тему (это мог быть слайд, текст, шарж или карикатура).

4-5 учеников с различными темами становятся вдоль стены, каждый прикрепляет название своей темы, и они, по очереди, представляет каждый свою тему и отвечают на вопросы одноклассников. Затем выходит новая группа и так далее.

Темы для выступлений: тюльпаны, ирисы, гиацинты, типчак, ковыль, полынь, сайгаки, волки, мыши, суслики, сурки, жаворонки, степные орлы, ящерицы, зайцы, серые куропатки, лисица.

Материалы для выполнения упражнения:

- экран;

- плакаты;

- карточки для представления тем.

4.Упражнения «Корзина идей», «Мозговая атака» при прохождении темы «Животные пустынь».

Цели: развитие творческих способностей учащихся, активности в общении, неординарности мыслительной деятельности; воспитание коммуникативной культуры, уважительного, но критического отношения к каждой точке зрения, какой бы абсурдной она не была; стимулирование положительных эмоций и чувств учащихся.

Процедура выполнения упражнений

Ученики должны быстро высказать как можно больше идей по той проблеме или вопросу, которые предлагает обсудить учитель. Это развивает активность и творческие способности, побуждает к говорению.

Нужно записать проблемный вопрос на доске, на основе которого могло возникнуть много идей.

Возможные вопросы для «мозговой атаки»:

- « Как можно увеличить численность джейранов? »;

- «Как изменить отношение людей к природе?»;

- «Охрана редких животных и растений пустыни»;

- «Какие меры стоит предпринять по охране исчезающих видов животных пустынь?»

- «Что можно сделать по улучшению жизни животных пустынь».

Список тем можно расширить. Лучше всего рассматривать проблемы, которые непосредственно касаются школьников и требуют незамедлительного решения. Основное правило «мозговой атаки» - принимается любая идея. Критика и дискуссии при «мозговой атаке» запрещены. Каждый ученик может предлагать сколько угодно идей, а также подхватывать и развивать идеи своих одноклассников. Сначала ученикам даётся время для обдумывания собственных идей. Затем начинается обсуждение в маленьких группах, после этого идеи представляются на суд класса и коротко записываются. Только после окончания «мозговой атаки» возможны комментарии, дискуссия и подведение итогов.

Материалы для выполнения упражнения

- вопросы для обсуждения;

- карточки для записей.

5. Упражнение «Идеал» при прохождении темы «Земледелие и животноводство в степях и пустынях». 

Цели: закрепление в памяти у учащихся изученного материала по теме, развития познавательного интереса, кругозора учащихся, потребности в знаниях; развития коммуникативных способностей учащихся, которые выражаются в активном слушании и говорении.

Процедура выполнения упражнения

Задачей учеников стоит представить материал изучаемой темы в виде загадочных описаний имен, понятий или событий. Таким образом, происходит повторение пройденного материала, тренируется слушание и умение правильно формулировать основные положения воспринимаемого материала.

Несколько учеников заранее получили задание подготовить загадочное описание определенной личности, животного, растения, страны, столицы, понятия, исторического события и другое.

Начало описания должно было быть достаточно непонятным, но потом конкретизировалось, чтобы, по возможности, все ученики могли отгадать загадку.

Один из учеников выходит перед классом и зачитывает свое описание. Тот, кто догадывается, о чем идет речь, записывает отгадку себе на листок, тот, кто не догадывался, ставил прочерк.

Затем выступает следующий ученик и так далее. Побеждает тот, кто отгадал больше всех загадок. В конце упражнения сравниваются отгадки и обсуждались возникшие трудности.

Материалы для выполнения упражнения

- учитель должен заранее распределить задания среди учеников;

- карточки для записи отгадок;

- описание должно занимать не более 1 минуты.

6. Упражнения «Что? Где? Когда?», «Толстые и тонкие вопросы» «Работа в парах» по теме «Растения и животные пустынь».

Цели: развитие умения задавать вопросы, запрашивать информацию, формулировать ответ согласно заданному вопросу; закреплять пройденный учебный материал в игровой ситуации; развивать умение внимательно слушать и своевременно отвечать на поставленный вопрос, наблюдательность, внимание, быстроту реакции.

Процедура выполнения упражнения

Подготовка к викторине проводится следующим образом. В качестве творческого, домашнего задания учащимся предлагается подготовить вопросы и ответы на них, а также объяснить, почему они считают необходимым включить данный вопрос в викторину.

Затем просматриваются результаты работы учащихся и отбираются те вопросы, которые необходимо включить в викторину. На уроке вопросы викторины прорабатывались в парах. Можно распределять их следующим образом: в парах у ученика А должны быть свои 10 вопросов, а у ученика Б – свои 10 вопросов. Затем ученики садятся в 2 круга лицом друг к другу. Ученики, сидящие во внутреннем кругу, задают свои вопросы. Ученики из внешнего круга повторяют вопрос и отвечали на него.

Вопросы А:

  1. Расскажите о верблюжьей колючке и саксауле.
  2. Что вам известно о солянке и полыни?
  3. Что вы можете сказать о молочае?
  4. Назовите характерные для пустыни особенности строения растений.
  5. Ценный закрепитель песков.
  6. Какие растения сдерживают движение песка?
  7. Какое растение господствует в пустыне?
  8. Какое растение называют «сеном на корню»? Объясните почему.
  9. Расскажите о пустыне весной.
  10. Что происходит с растениями через месяц их цветения в пустыне?

Вопросы Б:

  1. Какими бывают пустыни?
  2. Охарактеризуй песчаную пустыню.
  3. Охарактеризуй глинистую пустыню.
  4. Расскажи о солончаках.
  5. Охарактеризуй каменистую пустыню.
  6. Как животные пустынь приспосабливаются к суровым условиям пустыни?
  7. Как животные пустынь спасаются от жары?
  8. Расскажи о джейране.
  9. Расскажи о сайгаке.
  10. Что вы знаете об ушастом еже?

Все участники меняются ролями и так до тех пор, пока не используют все вопросы.

Вопросы, на которые ученики не смогут ответить, откладываются в сторону и на них отвечают всем классом в конце опроса.

Упражнение заканчивалось оцениванием.

Материалы для выполнения упражнения

- подготовка вопросов для викторины;

- песочные часы.

7. Упражнения «Писатели» и «Синквейны». При прохождении темы «Растительный и животный мир пустыни».

Цели: предложить учащимся попробовать реконструировать текст и написать литературное произведение, а затем озвучить его согласно риторическим правилам; развивать умение представлять, воображать, фантазировать; стимулировать творческие способности учащихся.

Процедура выполнения упражнения

Это упражнение уместно использовать в закреплении знаний учащихся.

Учащимся предлагается побыть некоторое время в роли писателей. Для этого учащимся предлагается прочитать небольшой текст, в котором изложена лишь суть.

Ученики должны «развернуть» текст, снабдив его различными наглядными средствами речи. После того, как учащиеся прочитали тексты, они, в течение 7-10 минут, работают над их литературной обработкой. Затем ребята объединяются в группы, прочитывают свои тексты и определяют те тексты, которые они могли назвать лучшими.

Критериями оценки лучших текстов является:

- использование различных языковых средств, которые помогут сделать текст более интересным и содержательным и, самое главное, понятным читающему человеку;

- использование специальных терминов учебной темы или значимых деталей;

- логичность и систематичность построения текста.

На основе лучших текстов ребят класса поясняется, как можно сделать текст понятнее. Для этого могут быть предложены следующие правила:

  • Текст должен быть изложен понятно (простые предложения, широко употребляемые слова, конкретные высказывания).
  • В тексте должны выражаться мысли последовательно и наглядно.
  • В тексте должны использоваться, по возможности, короткие и точные выражения.
  • В тексте должны использоваться интересные дополнения (личные переживания, жизненные примеры, риторические вопросы, прямое обращение к слушателям, остроумные формулировки).

После этого ученики еще раз просматривают свои тексты и дорабатывают их, согласно этим четырем пунктам.

Текст 1

Шерсть у одногорбого верблюда, как правило, песчаного цвета, однако встречаются и другие окраски: от белого до тёмно-коричневого. Верхняя часть головы, шея и спина покрыты более длинными волосами. У одногорбых верблюдов длинная шея, на которой расположена вытянутая голова. На коленях, ступнях и других частях тела у одногорбого верблюда многочисленные мозоли. На ногах, как у всех верблюдовых, имеются всего два пальца, увенчанных не копытами, а мозолевыми подушками. Приспособленность к засушливому климату позволяет одногорбым верблюдам жить в пустынных регионах. Они в состоянии обходиться долгое время без воды, умея сохранять её в больших количествах в своём теле. Горб на спине содержит запасы жира, которые организм верблюда постепенно использует для получения энергии. Жидкость верблюды хранят не в горбу, а в желудке. Ноздри животного окружены мышцами, которые смыкаются и препятствуют попаданию в дыхательные пути песка и пыли, а ресницы защищают от песчинок глаза.

Верблюды могут проходить через безводные пространства. На них навьючивают груз до 250 килограмм, с которым они могут идти по 300 километров в день со средней скоростью 10 километров в час. В пути верблюды едят полыни, солянки, колючки и могут пить горько-соленую воду.

Верблюды дают человеку мясо, шерсть, кожу и напиток – шубат, который приготавливают из их молока.

Текст 2

Cайгак - некрупная антилопа, высоконогая, легкая и подвижная. Ни с кем не спутаешь сайгака благодаря крупной голове с вздутой горбатой мордой, оканчивающейся как бы небольшим хоботком. У самцов - небольшие полупрозрачные светлые рога с темными кончиками, самки безроги. Самые крупные взрослые животные не превышают 60 кг, в среднем самцы бывают порядка 45 кг, а самки - 30-35.

Пасутся они табунами. Эти животные неприхотливы к пище, но в то же время любят полакомиться травами, в поисках которых кочуют на расстояния. Сайгаки могут долго обходиться без воды, однако регулярно посещают водопои.

Сайгаки ведут дневной образ жизни. По ночам животные отдыхают. Главными врагами являются волки и беркуты. Поэтому они очень осторожны.

Текст 3

Журавль-красавка - самый  маленький представитель семейства Журавлиные. Длина тела этой птицы - до одного метра, масса - 2-3 килограмма, размах крыльев - 1,5-1,85 метра. Оперение – светло-серое. Шея - спереди черная, со свисающей на грудь косицей из удлиненных перьев. Голова - черная со светло-серой шапочкой и пучком белых украшающих перьев за глазами (косицы). Крики – курлыканье, но менее звучное, чем у других журавлей.

Для гнезда выбирает сухое место, хотя близость водопоя для журавлей необходима. Гнездо - в неглубокой ямке, но часто и без нее. Высиживает преимущественно самка, но когда она кормится, самец охотно заменяет ее, тогда как обыкновенно берет на себя роль только охраника. При этом он помещается обыкновенно на каком-либо пригорке, откуда можно далеко наблюдать за окрестностями, и как только он заметит что-либо подозрительное, он сейчас же особым криком предупреждает самку об опасности. Тогда самка немедленно поднимается с гнезда и спокойно, стараясь не возбудить внимания врага, отходит в сторону к самцу. Лишь удалившись на довольно большое расстояние от гнезда, обе птицы улетают прочь, отлично зная, что найти гнездо на ровной, повсюду одинаковой, покрытой травой степи почти невозможно.
Если к гнезду приближается хищник, с которым журавли рассчитывают справиться сами, будь это степной орел, цапля, лисица, собака и т. п., они храбро нападают на него для защиты детей или яиц.

Материалы для выполнения упражнения

- тексты для первоначальной обработки учащимися;

- копии правил работы над текстом.

8. Упражнения «Редакторы» по теме «Растения и животные лесов и тугаев».

Цели: способствовать развитию речевых умений учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы из полученной информации; побуждать стремление к говорению, к преодолению речевого дискомфорта и неуверенности.

Процедура выполнения упражнений

Учащимся предлагается побыть в роли редакторов журнала, которым часто приходится читать различную информацию с целью допуска к печати.

Для этого учащимся предлагается текст без заглавия, который им нужно понять, реконструировать и на основе текста, изученного ими, создать свой текст. При этом они должны попытаться определить, как этот текст был первоначально озаглавлен. В ходе выполнения задания, учащиеся проводят анализ текста, делая соответствующие пометки на полях.

Время работы над текстом – 15 минут.

Для выполнения работы учащиеся получат инструкцию следующего содержания:

  • прочти и подчеркни те предложения, которые ты считаешь значимыми в данном тексте;
  • подумай и определи заглавие к данному тексту;
  • обсуди с соседом по парте наиболее значимые, на твой взгляд, мысли из данного текста;
  • на основе данного текста составь свой собственный текст, который ты хотел бы предложить для публикации в журнале.

После выполнения задания учащиеся обмениваются друг с другом своими текстами, при этом они сами определяют сверстника, которому они бы доверили прочесть свой текст, читают их, обсуждают и дают им критическую оценку. Все тексты вывешиваются на школьной доске, при этом фамилия автора каждого текста не указывалась. Все учащиеся могут подойти к доске и определить три самых лучших текста, прикрепив к ним красный кружок.

Текст

Животный мир леса

Важная составная часть леса – его животное население. Трудно себе представить лес без зверей, птиц, насекомых, дождевых червей и так далее. Они встречаются повсюду и представляют собой обязательную принадлежность леса. Видов этих животных существует много, в особенности насекомых. Деятельность их очень разнообразна и оказывает большое влияние на лес. В лесах распространены, прежде всего, крупные млекопитающие животные. Однако их влияние на жизнь леса в целом менее значительно в сравнении с мелкими млекопитающими. Крупные растительноядные животные обгрызают ветки, кору и листья деревьев, чем причиняют им ущерб. Мелкие же животные вредят деревьям больше: они уничтожают упавшие на землю семена этих растений и тем самым препятствуют появлению всходов.

Среди лесных зверей встречаются, конечно, не только растительноядные. Некоторые из них настоящие хищники (волк, лисица), другие всеядные (медведь, кабан).

В лесу мы встречаем также всевозможных птиц. Пернатое население исчисляется многими десятками видов. Лесные птицы сильно различаются по месту гнездования, по способам питания. Среди них есть оседлые и перелетные. Наиболее важна их роль в уничтожении вредных насекомых, в том числе таких опасных, причиняющих лесу громадный урон, как непарный шелкопряд, дубовая листовертка и некоторые другие. Уничтожая вредителей, пернатые «лесные санитары» приносят большую пользу лесу.

Многочисленное и разнообразное животное население играет важную роль в жизни леса и составляет его обязательный элемент.

Материалы для выполнения упражнения:

- бумага для написания собственных текстов;

- один экземпляр текста на каждого ученика для аналитической работы;

- красные кружки для открытого голосования учащихся;

- инструкции для работы учащихся над текстом.

9. Упражнение «Шпаргалка», для закрепления темы «Растения и животные лесов и тугаев».

Цель: предложить учащимся повторить изученный материал необычным способом; развивать наблюдательность, творческие способности, познавательный интерес, учебный азарт; воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Процедура выполнения упражнения

Это упражнение очень полезно для развития активного учебного говорения учащихся. Учащимся предлагается игровое задание. Они должны составить шпаргалку по изученной теме.

К составленной шпаргалке предъявляются определенные требования:

  • она должна быть минимальна по объему и максимальна по содержащейся в ней информации;
  • понятна любому, кому она попадет в руки.

Учащимся даётся время подготовить шпаргалку в течение 10-15 минут. При изготовлении шпаргалки ребята могут пользоваться учебником и справочной литературой.

После того, как ребята выполняют задание, они усаживаются в круг и передавали шпаргалки из рук в руки.

На определенном ученике путешествие «шпаргалок» прекращается и ученик, на которого указал учитель, должен открыть незнакомую шпаргалку, прочитать ее содержание и пересказать учебный материал, который в ней зашифрован. После этого этапа путешествие шпаргалок вновь продолжалось.

Такая работа учащимся очень понравится, они с удовольствием выполняют задание со шпаргалкой и не против возвращаться к нему при изучении сложных учебных тем. Автор шпаргалки, которая содержит много информации, будет понятна учащимся, в руки которых она попадала, должен быть награждён хорошей оценкой.

Материалы для выполнения упражнения

- бумага для составления шпаргалок;

- справочная литература, учебники.

Для развития понимания и внимания учащихся, памяти; активного слушания, которое способствует пониманию учебного материала существует

10. Упражнение «Испорченный телефон» по теме «Использование леса и его охрана».

Цель: развитие понимания и внимания учащихся, памяти; активного слушания, которое способствует пониманию учебного материала.

Процедура выполнения упражнения

Данное упражнение – это аналог всем известной детской игры «Испорченный телефон».

В данном случае детская игра используется для активизации учебных умений учащихся, мыслительной деятельности на уроке.

Ученики тренируются в слушании, играя в «испорченный телефон». При этом они должны осознавать, насколько важно внимательно слушать, поскольку в игре исходная информация и информация на выходе не всегда совпадали. Это должно побудить учеников внимательно слушать в дальнейшем, чтобы улучшить понимание.

Ученики становятся в ряд. Учитель заранее готовит карточки с короткой информацией по теме урока (одна карточка – одно предложение). Первому в ряду ученику даётся карточка с информацией, тот читает ее и шепчет на ухо следующему ученику и так далее. Когда информация с первой карточки доходит до пятого ученика в ряду, запускается вторая карточка с новой информацией.

Когда информация в той или иной форме доходит до последнего ученика, он записывает то, что услышал на листок и так далее.

В конце исходная информация и информация на выходе зачитывается и сравнивается. Затем общими усилиями делаются выводы из этой игры.

Содержимое карточек может быть следующее:

  1. Лес – сложное растительное сообщество, в состав которого входят крупные деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники.
  2. Все эти растения тесно связаны между собой и влияют друг на друга.

3. Лес играет важную роль в жизни Земли:

4. Он вырабатывает кислород в результате фотосинтеза.

5. Лес вырабатывает органические вещества.

6. Живые существа, обитающие в лесу, находят в нем пищу.

7. Лес является домом для многих животных.

Материалы для выполнения упражнения

- карточки с информацией по теме;

- последним в ряду лучше поставить ученика, который умеет быстро писать.

11. Упражнение «Информационная цепочка» можно применить при изучении темы «Растения и животные водоемов».

Цели: закрепить пройденный учебный материал, использовать его для развития говорения учащихся; развивать учебную уверенность учащихся, безбоязненное говорение по изученной теме.

Процедура выполнения упражнения

Ученики должны устно ответить на ключевые вопросы по данной теме. Им даётся достаточно времени на подготовку с тем, чтобы они могли делать это без боязни. Это улучшает не только знания по познанию мира, но и речевую компетенцию. С этой целью учитель с помощью учеников заранее формулировали ключевые вопросы по теме, причем количество вопросов соответствовало количеству учеников, чтобы все они могли поучаствовать в информационной цепочке. Готовятся вопросы по теме на основе школьных учебников и других доступных источников. Вопросы записываются на полосках бумаги и нумеруются.

Каждый ученик вытягивает вопрос и готовится отвечать на него в специально отведенное на уроке время. Ученик с вопросом № 1 начинает информационную цепочку, зачитывая свой вопрос и отвечая на него полными предложениями. Затем выступает ученик с вопросом №2 и так далее.

В качестве домашнего задания ученикам можно предложить следующее: раздать список всех вопросов и отвечать на них письменно.

Вопросы:

  1. Какие виды водоемов ты знаешь?
  2. Какие травы растут по берегам водоемов?
  3. Как распространяются семена этих растений?
  4. Расскажи о камыше.
  5. Расскажи о рогозе.
  6. Какие растения можно встретить на поверхности водоемов?
  7. Какое значение для жизнедеятельности других организмов в воде имеют растения?
  8. Назови животных, чья жизнедеятельность связана с водой?
  9. Что чаще всего покрывает поверхность водоемов?
  10. Значение ряски для водоплавающих птиц.
  11. Отличие водных растений от растений суши.
  12. Какие насекомые обитают в воде?
  13. Характерная особенность водорослей.

Материалы для выполнения упражнения

- список всех вопросов темы;

- копии вопросов для учащихся для домашнего задания.

12. Упражнение «Экспромт» также можно использовать при прохождении темы «Охрана растений и животных водоемов».

Цели: развивать речевую гибкость учащихся, творческие способности, способности к импровизации; стимулировать проявление воображения и фантазии учащихся при составлении рассказов, а также способности к умозаключению; способствовать проявлению умения слушать своих товарищей, не проявляя при этом иронии и сарказма.

Процедура выполнения упражнения

На основе ключевых слов ученики должны подготовить рассказ-экспромт на 2 минуты. Это упражнение направлено на укрепление речевой гибкости и способности к импровизации.

Учитель подготавливает ключевые слова на заданную тему:

Хозяйственная деятельность человека, природное сообщество, испарение воды, заводы и фабрики, скот, жилища животных, ценные пушные зверьки, сети рыбаков, Красная книга, вырубка деревьев, костры, охота, рыбалка, переселение животных, правила.

Импровизация и фантазия допускаются в любом случае, чтобы рассказ был увлекательным и живым.

Если у учеников возникают проблемы с экспромтом, даётся некоторое время на обдумывание, но не более 3-4 минут.

Ученики вытягивают карточку с ключевыми словами. Затем один ученик выходит вперед и представляет свой рассказ. После выступления ему можно аплодировать, затем выходит следующий ученик со своим рассказом.

После четырех выступлений можно оценивать как со стороны выступавших, так и со стороны зрителей. Затем выступают следующие четыре ученика и так далее.

Каждое слово записывается отдельно на карточке, чтобы ученики могли вытянуть их.

Материалы для выполнения упражнения

- карточки с ключевыми словами.

13. Упражнение «Спрашивайте - отвечаем» по теме «Растения и животные горных районов».

Цели: тренировка учащихся в постановке вопросов и умении отвечать на них, уточнять и переспрашивать вопросы; укреплять уверенность в своих силах, развивать умение слушать и правильно понимать, адекватно реагировать на вопрос и ответ; способствовать установлению дружелюбных отношений среди учащихся, преодолению конфликтных ситуаций.

Процедура выполнения упражнения

Ученики исследуют определенную учебную тему, заданную на дом.

Для выполнения упражнения класс делился на 8 групп (делятся в зависимости от количества учащихся в классе).

Первые 4 группы – это группы экспертов, которым предлагается очень хорошо, глубоко и детально изучить данную тему. От них требуется использовать не только материалы учебника, но и дополнительную литературу.

Следующие 4 группы – это журналисты, которые должны тоже владеть этой темой, чтобы задавать квалифицированные вопросы. В задачу журналистов, помимо знания учебного материала, входит умение ставить вопросы, уточнять, переспрашивать отвечающих учащихся.

После того, как обе группы подготовятся, начинается первый опрос.

Первые две команды экспертов и журналистов, подготовившие первую часть вопросов, садятся за столы так, чтобы они могли видеть друг друга и чтобы их могли видеть зрители.

Учитель берёт на себя роль ведущего. Журналисты задают подготовленные вопросы, эксперты отвечают по очереди (чтобы все имели возможность высказаться).

Затем выходят вторые две команды журналистов и экспертов, подготовившие вторую часть темы и так далее.

Оценивание проводилось после каждого опроса.

Текст

Горы – обширные участки земной поверхности, которые высоко поднимаются над прилегающими равнинами.

На земном шаре редко встречается одна гора. Обычно они располагаются в ряд одна за другой, образуя горные хребты, которые могут тянуться на многие километры. Понижения между хребтами называются горными долинами. Они наиболее удобны для жизни людей в горной местности. Понижения между двумя горами называются горными перевалами. Их используют для прокладки дорог в горах.

Как и холм, ора имеет свое строение. У каждой горы можно выделить подножие (подошву), склон, вершину. Из шести материков самый гористый – Евразия.

Говоря о высоте горы, всегда следует помнить, что у горы есть абсолютная и относительная высота. Абсолютная высота – высота от уровня моря до вершины. Относительная высота – высота от подошвы (подножия) до вершины.

В зависимости от абсолютной высоты горы делятся на низкие, средневысокие и высокие. По возрасту горы делятся на молодые и старые. Чем выше горные вершины, тем моложе горы.

Для жизни человека наиболее пригодны низкие и средние горы, подножия высоких гор, склоны которых покрыты растительностью, а также горные долины, где человек занимается сельским хозяйством, животноводством, выращивает виноград, цитрусовые культуры, чай. Горные реки используются для строительства ГЭС и горных плотин. Горы являются местом отдыха и туризма.

Материалы для выполнения упражнения

- подбор учебного материала и вопросов.

14. Упражнение «Беседа-эстафета», при проведении итогового урока по теме «Растения и животные горных районов».

Цель: развитие умения подытоживать свои знания по теме, проводится для закрепления знаний по данной теме.

Процедура выполнения упражнения

Проводится итоговый урок в виде эстафеты.

Этапы эстафеты проходили по следующей схеме:

Первый этап – подробный пересказ параграфа учебника;

Второй этап – ответы на вопросы учителя или эксперта из числа учащихся;

Третий этап – объяснение цитат из учебника, связанных с изучаемой темой (кому принадлежит высказывание, с чем оно связано, в чем его значение);

Четвертый этап – просмотр слайдов и их комментарий;

Пятый этап – составление тезисов по изученной теме без помощи учебника и дополнительных материалов;

В ходе выполнения этого упражнения ученики тренируют свободное говорение, слушание и диалог.

Для того чтобы ребята выполняли упражнение более ответственно, они объединяются в группы. В каждой группе назначается старший. Каждая группа определяет экспертов, которые оценивают знания учащихся. Эти эксперты оценивают знания учащихся не в своей, а в другой группе.

Каждый эксперт отвечает за свой этап. Все этапы эстафеты нумеруются. Ученики тянут жребий с соответствующими цифрами эстафеты. Те, кто вытягивает № 1, идут на первый этап эстафеты, № 2 – на второй и так далее.

Беседы ведутся в соответствии с поставленными учителем условиями. Каждый этап ученик проходит за три минуты. За то время участник должен высказаться, говорить полными предложениями, логически рассуждать.

Эксперт, назначенный в каждой группе, не только слушает участника эстафеты, но и ведет с ним разговор.

Когда отведенное время заканчивается, учитель давает звуковой сигнал, и участники переходят к следующему этапу эстафеты.

После того как группа проходит все этапы эстафеты, происходит оценивание сначала внутри группы, а затем при участии всех групп.

Цитаты:

- «Хвойные леса занимают более высокий горный пояс»;

- «На южных склонах гор растут густые и высокие травы»;

- «В нашем государстве они взяты под защиту… »;

- «Это очень красивое, стройное животное, легкого сложения, на высоких ногах»;

- «Эти крупные серые птицы очень осторожны»;

- «В Казахстане редкая и малочисленная птица»;

- «Его «хохот» и «уханье» ночью могут испугать любого».

Вопросы:

  1. Расскажи о разнообразии животного и растительного мира гор.
  2. Как изменится растительный покров от подножия гор до их вершин?
  3. Какое значение для народного хозяйства имеют горные леса и пастбища?
  4. Расскажи об архарах, маралах, грифах.
  5. Какие горы есть в вашей местности?
  6. Расскажи об их растительном и животном мире.
  7. Какие заповедники на территории Казахстана вам известны?
  8. Почему необходима защита и охрана горных областей?

Материалы для выполнения упражнения

- карточки для жребия участников;

- выборы экспертов;

- таблички с указанием этапов эстафеты;

- песочные часы;

- карточки-задания для учащихся для каждого этапа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если н...

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффектив...

«Приёмы «Технологии развития критического мышления» в начальной школе

Из опыта  работы Соловьёвой С.Н. по теме самообразования: «Приёмы «Технологии развития критического мышления»  в начальной школе»...