Технология развития критического мышления в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Cосницкая Надежда Николаевна

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Технология развития критического мышления является одной из  современных педагогических технологий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления в начальной школе

Сосницкая Надежда Николаевна

учитель начальных классов

ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 57 Приморского района Санкт-Петербурга

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Технология развития критического мышления является одной из  современных педагогических технологий. В основу технологии были положены идеи развивающего обучения великих психологов и педагогов:  Жана Пиаже, Лоуренса Колберга,  Льва Выготского.

Что понимается под критическим мышлением? 

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.

Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, синоним качественного мышления.

Конструктивную основу технологии критического мышления составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

  • на этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы,
  • на стадии осмысления обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала,
  • этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

Технология критического мышления способствует формированию учащегося, как субъекта учебной деятельности и дает возможность:

  • овладеть различными способами интегрирования информации,
  • учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений,
  • поддерживать активность на уроке,
  • вызывать продуктивную дискуссию,
  • развивать умение учащихся самостоятельно формулировать и задавать вопросы,
  • поддерживать мотивацию к чтению,
  • строить умозаключения и логические цепи доказательств,
  • выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Основные методические приемы технологии развития критического мышления

прием «Кластер»

диаграмма Венна

учебно-мозговой штурм

интеллектуальная разминка

прием «Инсерт»

эссе

приём «Корзина идей»

приём «Составление синквейнов» 

метод контрольных вопросов

приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

да – нет

приём «Чтение с остановками» 

приём « Взаимоопрос»

приём «Перепутанные логические цепочки» и др.

Остановлюсь на использовании некоторых приёмов технологии критического мышления в начальной школе.

На уроках литературного чтения приём «Чтение с остановками» развивает у учащихся воображение, учит их видеть, слышать, понимать прочитанное. Такое задание, как «написать эссе - продолжение начала авторского произведения», дает возможность сравнить свое сочинение  с  литературным источником. На уроках возникают интересные варианты, позволяющие по-другому взглянуть на развитие сюжета, на применение средств художественной выразительности.

Приём «Диаграмма Венна» - графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. Приём помогает выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме. Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата и прямоугольника. На уроке литературы — героев произведения. Ученики рисуют кольца и заполняют графы. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах). Для каждого урока можно выбрать нужное количество колец — в зависимости от количества сравниваемых понятий, предметов.

Этот приём можно  использовать для работы с несколькими текстами,  сопоставляя точки зрения разных людей на одну и ту же проблему, находить общее и различное в них.

Составить «Диаграмму Венна» трудно, если не знаком с содержанием, ведь надо сравнивать, оценивать, находить общие признаки.

На заключительном этапе уроков - рефлексии - часто используется приём «Составление синквейна». Это возможно как на уроках литературного чтения,  так и на уроках русского языка, и на других уроках. Но если ученик не читал произведение или не понял учебный материал урока, синквейн он не сможет написать. В начальных классах этот приём обычно применяется в парной или групповой работе. Например, при  изучении темы «Омонимы» получилось такое пятистишие:

  1. Омонимы
  2. Созвучные, одинаковые
  3. Звучат, называют, значат
  4. Разные по лексическому значению
  5. Слова

Можно долго перечислять приёмы КМ, но не это главная цель. Что дает использование в своей работе этой технологии? Во-первых, все учащиеся стремятся прочитать изучаемый материал. Во-вторых, дети на уроках начинают говорить, ведь спикеры в каждой группе меняются, и появляется возможность высказаться каждому. В-третьих, работая в группе, сравнивая, оценивая, выбирая, ученики постигают главное – умение общаться. Кроме того, учащиеся сами составляют определения, понятия. Даже мало активные ребята включаются в работу.

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения», - сказал Анри Барбюс. Приёмы критического мышления будоражат мысли, активизируют процесс изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью. А значит одно из главных требований к условиям...

"Некоторые приемы технологии развития критического мышления в начальной школе". Из опыта работы.

В данной работе поделилась опытом работы по использованию на уроках русского языка, литературного чтения некоторых приемов технологии развития критического мышления, а именно, бортовой журнал, кластер...

Технология развития критического мышления в начальной школе

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если н...

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе

Применение технологии развития критического мышления в начальной школе...

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе...

«Приёмы технологии «Развитие критического мышления» в начальной школе на уроках окружающего мира.

Оснавная идея ТРКМ -создать такую атмосферу учения при которой учащиеся, совместно с учителем активно работают, сознательно расмышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают ил...