Выступление на РМО
материал

Светлана Петровна Груздева

Оценка уровня сформированности математической

функциональной грамотности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на РМО28.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22»

Оценка уровня сформированности математической

функциональной грамотности

(выступление на РМО учителей начальных классов)

Подготовила:

Груздева Светлана Петровна

учитель начальных классов

2022 год

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать.

Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Способность личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и  социальных отношений. Особую актуальность приобретает исследование  уровня функциональной грамотностим учащихся, т. к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

На концепции функциональной грамотности основаны международные оценочные исследования - оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS), международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которые оценивают способности обучающихся использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе.

            В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA, которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Российская школа, верная своим традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные – то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат.

       ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.

Оценка уровня сформированности математической ФГ младших школьников проверяется через задания, которые включены в ВПР.

Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества общего образования, которая согласно приказу министерства образования и науки РФ от 27.01.2017 года № 69 «О проведении мониторинга качества образования» с 2017 года вошла в штатный режим.

Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? 

Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.

Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы.

В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны. Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне под руководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Проведение ВПР направлено на помощь обучающимся, их родителям и школе, с тем чтобы:

• выявить сильные и слабые места в преподавании предмета и скорректировать процесс обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);

• спланировать обучение педагогов на курсах повышения квалификации;

• позволить детям избежать лишних стрессов на ГИА;

• определить учителю и родителю образовательную траекторию ребенка;

• определить, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

      Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения ООП и готовности школьников к продолжению образования.

ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Скорее, их можно сравнить с годовыми контрольными работами, которые ранее традиционно проводились во многих регионах и отдельных школах. Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки младших школьников не только в разрезе ОУ, но и региона в целом.

Введение нового образовательного стандарта гарантирует достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы , что составляет основу успешности дальнейшего обучения.

Итоговая оценка может проводиться в различной форме внешней и внутренней оценки, построенной на одной и той же содержательной критериальной основе.

Внутренняя оценка,  как правило,  организуется педагогами на основе общих требований к оценке  достижения планируемых результатов. Эти требования сформулированы в разделах «Выпускник научится» по каждому предмету в «Планируемых результатах начального общего образования».

Внешняя оценка организуется на региональном и федеральном уровнях также в различных формах, одной из которых является написание выпускниками начальной школы всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике, окружающему миру. Внешняя оценка дает общее понимание того,  что собственно нужно оценивать. В ходе итоговой оценки значительное внимание должно отводиться оценке способности школьников применять полученные знания при решении учебных и практических задач, оценке осознанности применения знаний и обоснования приведенного ответа или решения.

Пожелание.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было не легко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....