Стратегии смыслового чтения. Понимание текста на уроках - основа формирования успешного ученика
материал

Сафина Эльмира Зинатулловна

          Практически на каждом уроке мы обращаемся к учебнику. Чтобы научить детей работать с книгой, нам надо научить их читать, и читать так, чтобы они понимали прочитанное, чтобы умели извлекать из текста нужную информацию, интерпретировать и оценивать её.  Нам необходимо воспитывать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_strategii_safina.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии смыслового чтения.

Понимание текста на уроках - основа формирования успешного ученика

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать вас на нашем семинаре. Надеюсь, что мы сегодня плодотворно с вами поработаем и вы будете мне помогать.

Хочу рассказать вам одну притчу: 

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

          Скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «КНИГА»? (ответы)         

          Практически на каждом уроке мы обращаемся к учебнику. Чтобы научить детей работать с книгой, нам надо научить их читать, и читать так, чтобы они понимали прочитанное, чтобы умели извлекать из текста нужную информацию, интерпретировать и оценивать её.  Нам необходимо воспитывать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

        -Что же такое «стратегия»? Из какой области знаний это слово? «Стратегия» (в переводе с древнегреческого) – это «искусство полководца»; план военных действий; способ достижения цели.

        -Как применяется слово «стратегия» в образовании? (Направлять, руководить образовательным процессом).

        - По мнению профессора Сметанниковой:

 «Стратегия-это план, программа совместной деятельности, в которой учащиеся работают самостоятельно под руководством учителя»

Стратегия чтения – это план, программа действий читателя, которые способствуют умению размышлять о читаемом и анализировать информацию.

Процесс чтения состоит из трех этапов.

Первый — это восприятие текста,

Второй — это извлечение смысла,

Третий - это создание собственного нового смысла 

1 этап Стратегии предтекстовой деятельности

Цель: развитие важнейшего читательского умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения - это

Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания.

  • Является эффективным средством отработки техники чтения:

при регулярных тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.

Ассоциативный куст

Цель: актуализация знаний, мотивирование к последующей деятельности, настрой их на работу.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает.

     Глоссарий

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

Рассечение вопроса

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

2 этап Стратегии текстовой деятельности

Итак, основная задача учителя на уроках– помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут  быть  направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".

Инсерт или чтение с пометками в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

     «Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».

 2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Прием «Тонкие и толстые вопросы». Вовремя самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы,  требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

3 этап Стратегии послетекстовой деятельности

Зaключитeльный этaп работы пocвящeн oбoбщeнию знaний учащихся и бoлee глубoкoй paбoтe нaд видaми тeкcтoвoй инфopмaции и cpeдcтвaми их худoжecтвeнной выразительности.

  • Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.  Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

Ромашка Блума

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции

«Тайм-аут»

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Кластер

  • это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту  или иную тему

«Отношение между вопросом и ответом» или «Где ответ?»

Ответ на вопрос может быть в тексте в одном предложении или в нескольких его частях. В первом случае, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Во втором случае ответ надо формулировать, соединяя части текста.

Ещё один приём смыслового чтения - Фишбоун (рыбий скелет/рыбья кость) Схему Фишбоун называют также диаграммой Исикавы. В середине XX века японский профессор Каору Исикава изобрёл схему Фишбоун, которая успешно применяется в самых различных сферах.

В голове рыбы прописывается проблемный вопрос. На косточках слева – причины (общее), справа – факты (частный случай, проявление). В хвосте – вывод, который может быть сформулирован в виде пословицы. Это и будет авторская позиция по одному из проблемных вопросов (в произведении их, как правило, несколько).

«Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном,  главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов  (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Мои коллеги более подробно расскажут вам о приёмах, которые они применяют в своей работе.

В завершении своего выступления, хочу рассказать притчу:

Учитель мудрости всегда рассказывал притчу в конце каждого урока, но ученики не всегда понимали ее суть…
— Учитель. – обратился к нему однажды вечером ученик, — ты рассказываешь нам истории, но не объясняешь их значения.
— Прошу прощения за это, — извинился учитель, – Позволь мне в знак признания своей ошибки угостить тебя вкусным персиком.
— Спасибо, учитель, — радостно ответил ученик.
— Я бы хотел сделать тебе приятное и сам очистить этот персик. Ты не возражаешь?
— Большое спасибо, — ответил ученик.
— Хочешь, я порежу его тебе на кусочки, чтобы было удобнее есть?
— Конечно… Но я не хочу злоупотреблять твоим великодушием, учитель…
— Это не злоупотребление, ведь я сам тебе предлагаю. Я лишь хочу сделать тебе приятное… Позволь мне и разжевать его прежде, чем ты его получишь…
— Нет, учитель. Я не хочу, чтобы ты это делал! – ответил удивленный ученик. Учитель помолчал.
— Если бы я объяснял суть каждой истории, это было бы все равно, что предлагать вам разжевать плод за вас.

- ХХ1 век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем интернет-сетей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Презентация «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Организация деятельности муниципальной стажировочной площадки....

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

В   современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество чело...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...