Особенности обучения детей с ОВЗ
презентация к уроку

Давыдкова Светлана Павловна

В данной презентации раскрывается работа учителя  при построении коррекционно-образовательного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл особенности обучения детей с ОВЗ1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательном классе Учитель начальных классов: Давыдкова С.П.

Слайд 2

ЗПР Заде́ржка психи́ческого разви́тия - нарушение нормального темпа психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста

Слайд 3

Деятельность учителя, работающего с детьми с ЗПР Диагностика уровня развития ребенка С оставление индивидуального образовательного маршрута Отслеживание динамики развития ребенка Взаимодействие со специалистами и родителями Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса

Слайд 4

Основные требования к построению коррекционно - образовательного у рока

Слайд 5

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия . Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств .

Слайд 6

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями : Урок должен иметь четкий алгоритм . Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными. Начало урока : Второй вариант – пока Первый вариант работы – «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т . к . они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным» детям) . вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока .

Слайд 7

На данном этапе урока можно предложить детям с ОВЗ: • карточки с понятиями предыдущего урока (дети дают этим понятиям письменную характеристику) . • карточки, содержащие слова - подсказки или предложения с пропущенными словами (чтобы детям было проще дать определение понятию) . • карточка с заданием такого характера : в одном столбике даются понятия, в другом – определения этих понятий (дети стрелочкой должны указать какому понятию соответствует то или иное определение) . • карточки с практическими примерами . • словарная работа (устно или по карточкам) . Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии . Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы, пазлы со словами из словаря) . • Можно предложить детям задание по типу «10 слов» : на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем . После этого карточки с понятиями убираются, а у себя в тетрадях дети должны воспроизвести все слова, которые они запомнили, а потом дети устно дают определения этим словам . После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями . Начало урока с детьми с ОВЗ всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала .

Слайд 8

Основная часть урока: Первый вариант работы – « обычные » дети Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему . В это время учитель в «доступном» варианте объясняет обучающихся . При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала . Также не забывать про использование алгоритма и наглядности . новую тему детям с ОВЗ . • При этом используются : наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием ); постепенный переход от одного действия или понятия к другому ; • Постоянное речевое сопровождение со стороны педагога , но не насыщенное, а краткое и четкое, т . к . речевая информация усваивается в малом объем ; • Далее идет закрепление материала . Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом . Учитель активно помогает . • Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми • Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками .

Слайд 9

Все задания для детей с ОВЗ должны отвечать определенному алгоритму действий Устные задания выполняются по следующему алгоритму: • Учитель проговаривает само задание (т . е ., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя ; можно использовать карточки с опорными словами, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц . • Пошаговое выполнение самого задания, проверка вместе с учителем . Письменные задания: • Учитель проговаривает само задание (т . е ., что мы будем делать) обучающиеся проговаривают задание после учителя . • Детям раздаются карточки с заданиями для самостоятельного выполнения (алгоритм действия прописывается в самой карточке) . • Проверка задания : учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку .

Слайд 10

Урок в инклюзивном классе , где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала . Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно - образное мышление . Не могут в полном объеме использовать словесно - логиче ское мышление, по скольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер .

Слайд 11

Учителю на заметку Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью . Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:  начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;  сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока ;  чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий  на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления );  использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги,  ролевые игры, мини - постановки (т . е . всю ту деятельность, которая затрагивает  эмоции детей и связывает знания с жизнью ). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным ( индивидуально - коррекционным) образовательным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер.

Слайд 12

Схема урока в инклюзивном классе ориентировочно выглядит следующим образом:  поэтапное объяснение нового материала ;  дозированное выполнение заданий ;  повторение учеником инструкции к выполнению задания ;  обеспечение аудио -, визуальными средствами обучения ;  система специального оценивания уровня учебных достижений .  Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями .

Слайд 13

Для учителя главная трудность на уроке состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта. Инклюзивное обучение основывается на специальных дидактических принципах , которые необходимо соблюдать при планировании и организации уроков: Принцип педагогического оптимизма (исходит из того, что учиться могут все дети) . Опирается на идею Л . С . Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка , свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно - развивающей программы . Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться . Принцип дифференцированного и индивидуального подхода направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка , так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития . Принцип ранней педагогической помощи . Одним из ключевых условий успешной коррекционно - педагогической помощи учащимся – это обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей . Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании . В специальном образовании распространена коллективная предметно - практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «подгруппами»), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении .

Слайд 14

Принцип коррекционно - компенсирующей направленности образования (опирается на здоровые силы обучающегося) . Построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития . Принцип социально - адаптирующей направленности образования позволяет сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность ребёнка к жизни в окружающей социокультурной среде . Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования . Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления , коммуникации существуют у всех категорий детей и подростков с ОВЗ , поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно - педагогической помощи по развитию речи , мышления и общения . Принцип необходимости специального педагогического руководства . Учебно - познавательная деятельность ребёнка с ОВЗ требует постоянного и терпеливого руководства со стороны педагогов . Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества

Слайд 15

Обычный учитель может быть успешен при условии, если: • он достаточно гибок, • ему интересны трудно сти и он готов пробовать разные подходы, • он уважает индивидуальные различия, •он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива, • он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе, • он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде .

Слайд 16

Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном классе:  Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей , имеющих разные стартовые возможности ;  Необходима организация системы эффективного и комплексного психолого - медико - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в ОУ через : взаимодействие диагностико - консультативного , коррекционно - развивающего, лечебно - профилактического, социально - трудового направлений деятельности ;  Преодоление негативных особенностей эмоционально - личностной сферы через включение детей в успешную деятельность ;  Охрана и укрепление физического и нервно - психического здоровья детей ;  При комплектовании инклюзивного класса учитывают, что в состав каждого общеобразовательного класса можно вводить 2-3 детей с ОВЗ, которые периодически должны объединяться в один гибкий класс для проведения дефектологом ряда учебных занятий по специальным программам . Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно . Этот процесс связан с изменениями на ценностном, нравственном уровне .

Слайд 17

Формирование и развитие положительной мотивации учения детей с ОВЗ:  создание условий, комфортности для учащихся на уроках ;  установка на успех ;  спокойный тон на уроке, взаимоуважение, взаимопонимание ;  организация разных видов деятельности ;  чередование устной и письменной работы ;  индивидуальная и дифференцированная работа ;  нетрадиционная форма урока ;  физминутки ;  коллективные , групповые работы ;  привлечение к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки ;  уважение к результатам деятельности детей в сочетании с разумной требовательностью ;  применение метода поощрения ;  Стимулировать познавательной интерес многообразием приёмов занимательности (иллюстрацией , игро кроссвордами, драматизацией, задачами - шутками, занимательными упражнениями и т . д .) При формировании учебной мотивации и познавательной активности необходимо учитывать следующие рекомендации: нельзя выставлять отметки, особенно публично; нельзя устраивать соревнования детей друг с другом; нельзя одновременн дисциплинировать и требовать, чтобы ребёнок думал; нельзя обещать награды вне самого процесса.

Слайд 18

ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОНЯТЬ: При создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение , развитие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с разным каналами восприятия

 Известно, что дети по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. У раз...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в недостатке или отсутствии кон...

Особенности обучения детей с ОВЗ с использование СОР.

Основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траект...

Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности

Руководство для учителей, работающих в клаасах компенсируующего обучения....

Особенности обучения детей с РДА в классе.

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом в классе....