ПК 4.4
методическая разработка

Коноплева Виктория Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Защитное слово

Слайд

Текст

Уважаемая комиссия! Сегодня вашему вниманию представлена работа, посвящённая проблеме профилактики развития клипового мышления у младших школьников. Руководитель - Анищенко Ирина Леонидовна.

Тема была выбрана нами неслучайно. Последние годы она всё больше вызывает интерес в научной среде и педагогической практике, определяет поиск путей решения, разработку и предложения педагогу-практику эффективных инструментов для проведения работы в данном направлении.

Рекламные ролики, клиповые сюжеты, подборки новостей, которые длятся 3 минуты, посты и репосты. Сильно фрагментированная информация, которая подается в удобной для восприятия форме – небольшими кусочками. Связано это с тем, что на сегодняшний день темп информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок

Современные школьники привыкли к восприятию визуальной информации и с трудом понимают текст и устную речь. В настоящее время отечественная и зарубежная практика не предлагает учителю готовых педагогических инструментов, целенаправленно воздействующих на профилактику клипового мышления у младших школьников. Поэтому, перед современным учителем стоит задача самостоятельного поиска, разработки методических средств для организации профилактической работы по развитию клипового мышления у детей младшего школьного возраста.

На основании проблемы нами определена тема исследования: «Создание программы курса внеурочной деятельности для профилактики развития клипового мышления у младших школьников».

Цель исследования: создание программы курса внеурочной деятельности «Я не работ» для профилактики клипового мышления у младших школьников и обосновать целесообразность ее использования в образовательном процессе.

Объект исследования – профилактика клипового мышления у младших школьников.

Предмет исследования – методическое обеспечение внеурочной деятельности в начальной школе по профилактике клипового мышления.

В ходе выполнения исследования выполнялись задачи, представленные на экране:

1)        дать характеристику понятия «клиповое мышление»;

2)        обосновать необходимость организации профилактики развития клипового мышления у младших школьников с учетом возрастных особенностей;

3)        проанализировать особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях профилактики развития клипового мышления;

4)        Описать подходы к созданию программы курса внеурочной деятельности «Я не робот» для профилактики клипового мышления;

5)        Отобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности клипового мышления у младших школьников;

6)        обобщить материал исследования, сделать выводы.

Для решения поставленных задач нами использовались методы теоретического характера, такие как: поиск и отбор источников информации, анализ, структурирование, систематизация, синтез, проектирование, обобщение.

В содержании 1 главы нами рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой понятия «клиповое мышление», его развитием во времени. Анализ научной литературы показал, что впервые понятие «клиповое мышление» было введено в конце 90-х г.г. ХХ. В философско-психологической литературе «клиповое мышление» характеризовалось, как особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости (источник на экране)

В отечественной науке первым употребляет термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление, в основе которого лежит линейное, бинарное мышление, перестало играть важную роль в современном мире, а уступающее место так сказать, «клиповому мышлению» (нелинейному, основанному на системе показа.

(на слайде: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар»).

Таким образом, исследуя историческое становление понятия «клиповое мышление», мы пришли выводу, что появилось оно в научной среде совсем недавно, исследовано слабо и среди учёных нет единого взгляда на трактовку этого понятия. В большинстве источников под клиповым мышлением понимается восприятие окружающей действительности в мозаичной форме. Сознание порождает довольно яркий, но не долгосрочный образ в виде фрагментов, который сразу сменяется другими образами.

Ребенок с нетекстовым мышлением и мировосприятием всегда выпадал из традиционной школьной системы и считался неуспевающим. Появление электронных средств коммуникации деформировало восприятие и внимание детей поколения Z, рожденных после 2001 г. Теперь практически нормой становится ситуация, когда ученик не готов слушать учителя и не способен понять задание в учебнике. Учителя жалуются на иллюзию понимания со стороны детей, которые случайным образом выискивают привычные им слова: «спишите», «перескажите», а сами домысливают задания, стараясь придать им понятные и знакомые черты. То есть, в современную школу приходят «дети- зрители». Смотреть легче, чем слушать, и дети не могут надолго сосредоточиться на том, что говорит учитель.

Все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, речь – тесно связаны между собой. Недоразвитие восприятия влечет за собой отставание в развитии других высших психических функций. Дошкольники и младшие школьники сегодня и дети середины 1980-х гг. – это разные люди и в психофизиологическом плане, и в плане работы головного мозга. Изменение моделей мышления происходит с самого раннего возраста. По результатам международного проекта EU Kids Online, в Европе 80–90 % детей в возрасте 3–6 лет используют интернет. Каждый второй трехлетний ребенок пользуется планшетом или смартфоном. Примерно половина детей в возрасте 2–6 лет зарегистрированы в детских социальных сетях. Наиболее популярные ресурсы среди детей до 7 лет: AppStore, Google Play, YouTube.

В России картина идентична: интернет и девайсы стремительно завоевывают детей младшего возраста. Сейчас 80 % детей в возрасте 4–6 лет пользуются интернетом. Исследование 2013 г. показало, что интернетом в России начинали активно пользоваться в 8–9 лет. В 2017 г. речь идет уже о самых первых годах начальной школы: редкий первоклассник приходит в школу, не пользуясь смартфоном или планшетом. По ряду показателей мы опережаем европейские страны: треть детей проводит в интернете по 8 часов в день и часто бесконтрольно.

Важность исследуемой проблемы обосновывает необходимость поиска эффективных способов её решения.

На наш взгляд, весь педагогический процесс в школе должен строиться с учетом следующих приемов, направленных на психолого-педагогическую профилактику развития клипового мышления у детей (назвать не более 5):

1)        Изучение объекта с разных сторон, а также практическая реализация логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий, так как при клиповом мышлении информация не задерживается в сознании и быстро заменяется новой.

2)        Повторное изучение объекта в разных контекстах; (на слайде: системный подход с изучением объекта в иной связи. Данный прием связан с тем, что большинство детей, поступая в первый класс, не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут усвоить затронутые темы).

3)        Подбор специального дидактического материала с целью формирования способности у младших школьников анализировать информацию.

4)        Переключающие внимание приемы в процессе образовательной деятельности, организованной учителем на уроке и за его пределами.

5)        Приведение практических примеров, направленных на актуализацию темы, на повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий период времени.

6)        Чтение и закрепление прочитанного (например, обсуждение, набросок сюжета), (на слайде: помогающие развитию способности у младших школьников анализировать, устанавливать связи между явлениями, как следствие, способствующие концентрации внимания на долгое время (поскольку первоклассники не могут долго концентрироваться на определенном объекте).

7)        Развитие мотивации к познавательной деятельности у младших школьников, зависящее от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.

8)        Применение переключающих внимание приемов в процессе занятия с целью профилактики информационной перегрузки у школьников.

9)        Свободное творчество и возможность экспериментировать, (на слайде: позволяющие ребенку выявить взаимосвязи между предметами, сравнивать и обобщать, видеть будущий результат, способствующие развитию умения, изменяя условия, получать более совершенный результат).

10)        Метод технологии «Теория решения изобретательских задач», (на слайде: помогающий ребенку раскрыть целостность предмета (явления) и получить полную информацию об исследуемом объекте, позволяющий заглянуть в историю появления предмета, разложить его по деталям и даже представить будущее. Данный метод помогает рассмотреть мир в системе как совокупность связанных определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой).

Таким образом, кратко выводы по первой главе 

Одним из решений этой проблемы является развитие системного мышления как своего рода противовеса клиповому мышлению и, таким образом, достижение баланса между двумя способами перцептивно-когнитивной деятельности, которые в современной литературе называются клиповым мышлением и системным мышлением.

На основе анализа состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, изучения возрастных особенностей развития младших школьников, мы пришли к выводу о целесообразности разработки программы курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Я НЕ РОБОТ», направленной на организацию работы по профилактике развития клипового мышления.

Цель данной программы: профилактика развития клипового мышления у младших школьников во внеурочной деятельности.

Структура программы:

Титульный лист, содержание, пояснительная записка, …..

Программа рассчитана на 34 часа. В тематическом планировании представлены темы, по содержанию ориентированные на развитие у младших школьников основных психических процессов: памяти, воображения, представления, умения осуществлять мыслительные операции – анализ и синтез, установление причинно-следственных связей и т.п.

Основные задачи программы представлены на экране:

•        развития мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать делать несложный выводы;

•        развития психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

•        Развитие системного мышления

•        развитие познавательной активности самостоятельности мыслительной деятельности учащихся;

•        формирование развития коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, в группах, уважать мнение других

Особенности реализации программы заключаются в систематическом проведении внеурочных занятий, проводимых в разных формах, но с учётом вышеназванных приёмов, направленных на психолого-педагогическую профилактику развития клипового мышления у детей младшего школьного возраста.

Для определения уровня сформированности клипового мышления у младших школьников нами отобран диагностический инструментарий. В современной научной литературе наиболее часто данная проблема исследуется с помощью методик: тестовая методика «Круги» Э. Вартега, тест на креативности Э. Торренса, методика «Что – почему - как». Более широкий перечень диагностик представлен в тексте курсового исследования нас странице ??

Проведённое исследование позволило сформулировать следующие выводы: кратко выводы по второй главе (без повтора фамилий авторов диагностик)

В заключение следует добавить, что проблема профилактики развития клипового мышления у младших школьников является актуальной и активно исследуется в педагогической теории и практике.

….. из заключения пару тезисов

В выпускной квалификационной работе мы планируем провести апробацию программы курса внеурочной деятельности, направленной на профилактику клипового мышления у младших школьников и обосновать целесообразность её использования в образовательном процессе.

Благодарю за внимание. Мы готовы ответить на ваши вопросы.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Коноплева Виктория Евгеньевна

ПРОФИЛАКТИКА РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

с оценкой «____» (____________)

«_____» _____________ 2021 года

Участие в Конкурсе рефератов:

Рекомендован _________________

подпись руководителя

Не рекомендован ______________

подпись руководителя

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 22

Руководитель: Анищенко И.Л.,

преподаватель МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты работы учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ  ПОНЯТИЯ «КЛИПОВОЕ  МЫШЛЕНИЕ»  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Историческая справка о развитии понятия «клиповое мышление»

5

1.2. Общая характеристика понятия «клиповое мышление» в современной научной литературе

6

1.3. Необходимость организации профилактики клипового мышления у младших  школьников

9

1.4. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условия профилактики клипового мышления

11

Выводы по 1 главе

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

16


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире вся информация преподносится в клиповом формате. Это рекламные ролики, клиповые сюжеты, подборки новостей, посты и репосты. Информация сильно фрагментирована и подается в удобной для восприятия форме – небольшими кусочками. Связано это с тем, что на сегодняшний день темп информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок. Вместо того, чтобы принимать знания в идеальной форме, новое поколение погружается в знания рассеянные, децентрованные – в «общение» и в «поток».  Бездумные клики по ссылкам в сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов – все это ведет к развитию клипового мышления.

Современные дети воспринимают по-другому материал: очень быстро и в кратком объеме. Многие из них не видят надобности в книгах. Современные школьники отказываются их читать. Возникли другие способы переработки информации. У современных детей восприятие не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для них свойственно клиповое мышление [4].

Дети, обладающие клиповым мышлением, могут эффективно работать только с короткими отрывками информации и им трудно воспринимать большие и сложные объемы. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такие дети начинают воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у них появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом они не вникает в ее суть. Клиповое сознание заставляет детей воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий [14].

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы дать характеристику понятие «клиповое мышление» и обосновать возможности внеурочной деятельности в профилактике развития клипового мышления у младших школьников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть историческую справку о развитии понятия «клиповое мышление».
  2. дать характеристику понятия «клиповое мышление».
  3. обосновать необходимость организации профилактики развития клипового мышления у младших школьников.
  4. проанализировать особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях профилактики развития клипового мышления
  5. обобщить материал исследования, сделать выводы.

Для решения поставленных задач использовать теоретические методы исследования:

  1. поиск и отбор информации
  2. анализ
  3. синтез
  4. обобщение
  5. систематизация

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Историческая справка о развитии понятия «клипового мышления»

Термин «клиповое мышление» в  философско-психологической  литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [5].

Предпосылки появления клипового мышления были обнаружены в книге «Галактика Гутенберга» канадского философа Маршалла Маклюэна:

«…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» [3].

Появление первых прообразов современных клипов относят к 20 – м годам ХХ века. В 1975 году всемирно известная английская рок-группа « Queen» совершила революцию в музыке, выпустив первый музыкальный клип на песню «Богемская рапсодия». Так началась эпоха создания клипов, и формирование клипового восприятия информации и особого типа мышления [4].

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами». Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает [9].

В отечественной науке первым употреблял термин «клиповое мышление» философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар».

В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделил пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5)  рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [16].

Таким образом современная цивилизация все в большей мере становится ориентированной на восприятие зрительных и звуковых образов, приводит к развитию клипового мышления.

1.2. Общая характеристика понятия «клиповое мышление» в современной научной литературе

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели [11].

Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

В современном мире в результате развития социальных сетей, компьютерных игр, гаджетов, роликов на YouTube, которые длятся не более 15 минут, что отвлекает детей от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Сначала словосочетание  «клиповое мышление»  означало особенность человека воспринимать короткие яркие образы в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п.

Английское слово «clip» переводится, как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент, газетная вырезка). Этимологический словарь современного русского языка А.К. Шапошникова объясняет «клип» как телевизионный ролик – эстрадная поп или рок-песня, сопровождаемая разнообразными изображениями на экране [2].

Следовательно, клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы.

Среди отечественных философов одним из первых стал употреблять термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок. С его точки зрения, клиповое мышление – это попытка найти ответ на возникший вопрос в очень короткое время. При этом скорость смены событий так велика, что извлечь смысл практически невозможно. В этой ситуации язык мешает быстрому мышлению, вследствие чего возникает языковой минимализм. Более того, людям приходится жить в режиме неизвлеченных смыслов и непонятных событий.

Ф.И. Гиренок противопоставляет клиповое сознание понятийному, которое в нынешних условиях уступает место первому. «Сознание, которое извлекает логику из события, является понятийным. Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым». По его мнению учителя и школьники в современной системе образования принадлежат к разным реальностям: школьники ориентируются на более современное клиповое сознание, а учителя приучают их к традиционному понятийному. Это противоречие порождает конфликт между одними и другими [13].

Еще один отечественный философ К.Г. Фрумкин выделяет пять объективных факторов, породивших клиповое мышление:

Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблему отбора и сокращения информации.

Потребность в выделении актуальной информации и скорости ее поступления. Актуализация сокращает время, которое требуется на обобщение поступающей информации и осознание причинно-следственных связей.

Увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Сегодня занятия называются «проектами», и в этом слове содержатся две важные коннотации. С одной стороны, проект, в отличие от «дела», «занятия», имеет ограниченный срок жизни и будет сменен другим. С другой – он не претендует на то, чтобы монополизировать время и внимание человека. Поскольку человек занимается одновременно разными проектами, он вынужден иметь дело с разными информационными потоками, поступающими от каждого из них.

Увеличение разнообразия поступающей одновременно информации.

Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы, переход от монолога к диалогу. Линейный текст – это монолог автора. Реплики собеседника разбивают текст на фрагменты [12].

Таким образом, по мнению К.Г. Фрумкина, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека [14].

Некоторые психологи дают такое определение клиповому мышлению — это пазл, собрав который у человека формируется яркий, но кратковременный вид окружающего мира.

Таким образом, аналаз источников информации показа, что клиповое мышление — это восприятие окружающей действительности в мозаичной форме. Сознание порождает довольно яркий, но не долгосрочный образ в виде фрагментов, который сразу сменяется другими образами.

Такое мышление основано на:

  1. фрагментарности;
  2. яркости;
  3. кратковременности;
  4. нелогичности;
  5. отрывочности;
  6. разрозненности.

Характерная особенность клипового мышления – сиюминутный, поверхностный прием информации, которая мелькает в глазах беспрерывно. Это похоже на кратковременные вспышки, клипы, поэтому так и называется. Термин появился в условиях современной клиповой культуры, когда мультимедиа стала править информационным миром [10].

1.3. Необходимость организации профилактики клипового мышления у младших школьников

Термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность [6].

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В то же время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

У клипового мышления есть свои признаки.

1. Педагоги знают, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.

2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.

Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила соответствующее определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Эти изменения в поведении и характере школьников являются признаком формирования клипового мышления.

4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным [7].

Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И  это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая мировая проблема [8].

Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление  обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки [15].

Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного,  у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением больше податливы к манипуляции и влиянию [8].

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие и с трудом представляют себе, как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает, и они вынуждены подменять его виртуальным [13].

Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно. Взаимодействие современного ребенка с изменившимся обществом и появившейся новой информационной средой, применительно к образовательному процессу является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Зная это, задача каждого педагога строить свою деятельность с учетом психологических особенностей детей со сформировавшимся клиповым мышлением.

1.4. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условия профилактики клипового мышления

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности [1].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:

  1. включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  2. создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся;
  3. формирование способностей к успешной социализации в обществе;
  4. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. духовно-нравственное;
  3. общекультурное;
  4. обще-интеллектуальное;
  5. социальное;

Формы организации внеурочных занятий: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, дискуссии, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  1. соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  2. преемственность с технологиями учебной деятельности;
  3. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  4. опора на ценности воспитательной системы школы;
  5. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе, то есть внеурочная деятельность направлена на создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Профилактика клипового мышления во внеурочной деятельности может быть организованна в виде дискуссии, которая поможет младшему школьнику глубоко мыслить.

Выводы по первой главе

Таким образом, в первом параграфе мы рассмотрели историю развития понятия «клиповое мышление».

Во-втором параграфе мы изучили такие понятия, как «мышление», «клиповое мышление» и общую характеристику понятия «клиповое мышление».

В третьем параграфе определили необходимость организации профилактики клипового мышления у младших школьников.

В четвертом параграфе рассмотрели особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условии профилактики клипового мышления.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных сочников информации, мы пришли к следующим выводам:

  1. Клиповое — это мышление, которое ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами. Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Формируется в условиях современной клиповой культуры — так называют эпоху господства средств массовой коммуникации. Несёт в себе негативный оттенок. В большей мере им обладают современные школьники и студенты.
  2. Включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний.
  3. ФГОС НОО регламентирует организацию внеурочной деятельности в рамках реализации системно-деятельностного подхода, как условия достижения предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.

В курсовой работе мы планируем изучить методические подходы к организации профилактики клипового мышления во внеурочной деятельности в начальной школе, разработать диагностический инструментарий для оценки сформированности исследовательских умений у младших школьников. Разработать дискуссии, в которых младшие школьники будут развивать умение глубоко мыслить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2011.

https://fgos.ru/

Монографии, учебники, учебные пособия

2) Этимологический словарь современного русского языка. Составитель А.К. Шапошников. – М.: «Наука», 2010.

 http://www.slovorod.ru/etym-shaposhnikov/_pdf/russ-etym-shaposhnikov-1.pdf

3) Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.

Интернет – ресурсы

  1. Исследовательский проект «Клиповое мышление» URL: https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-klipovoe-mishlenie-3659966.html     (15.03.21)
  2. „Клиповое мышление” — феномен современности URL: https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/klipovoe-myshlenie-fenomen-sovremennosti  (15.03.21)
  3. Клиповое мышление: что это и как бороться URL:

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/klipovoe-myshlenie-protivoyadie (04.04.21)

  1. Клиповое мышление и профилактика его развития URL: https://infourok.ru/klipovoe-mishlenie-i-profilaktika-ego-razvitiya-u-obuchayuschihsya-1391400.html (20.03.21)
  2. Клиповое мышление проблемы школьников URL: https://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-myshlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditelej/ (20.03.21)
  3. К.Г. Фрумкин Клиповое мышление и судьба линейного текста URL:   http://www.topos.ru/article/7371 (24.03.21)
  4. Клиповое мышление и как от него избавиться URL: https://miryogi.com/samorazvitie/klipovoe-myshlenie.html (23.03.21)
  5. Мышление URL:     https://psylogik-ru.turbopages.org/psylogik.ru/s/218-myshlenie.html (26.03.21)
  6. Особенности клипового мышления и его влияние на мыслительную деятельность URL:   https://school-science.ru/9/8/44632 (25.03.21)
  7. Почему школьнику трудно на уроках и как ему помочь? URL:

https://pandia.ru/text/80/343/48980.php (28.03.21)

  1. Развитие клипового мышления - мозгового вируса эпохи интернета URL:

https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/razvitie-klipovogo-myshleniya-mozgovogo-virusa-epohi-interneta (01.04.21)

  1. Статья на тему «Феномен клипового мышления у школьников» URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-fenomen-klipovogo-mishleniya-u-shkolnikov-2062833.html (23.03.21)
  2. Ф.И. Гиренок Клиповое сознание. URL:  

https://e-libra.ru/read/489918-klipovoe-soznanie.html (04.04.21)



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра общественных, естественно-научных дисциплин и эстетического воспитания

Коноплева Виктория Евгеньевна

СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Курсовая работа допущена к

защите

«_____» марта 2022 г.

Заместитель директора по НМР

____________ / Анищенко И.Л. п

Курсовая работа защищена высшей

с оценкой___________________

«_____» марта 2022 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

Специальность: 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс: 2, группа: 22

Руководитель: Анищенко И.Л.,

преподаватель МДК 04.01 Теоретические и прикладные аспекты работы учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Историческая справка о развитии понятия «клиповое мышление»

5

1.2. Общая характеристика понятия «клиповое мышление» в современной научной литературе

6

1.3. Необходимость организации профилактики клипового мышления у младших школьников

9

1.4. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условия профилактики клипового мышления

11

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Возрастные особенности развития клипового мышления у младших школьников

2.2. Подходы к разработке программы курса внеурочной деятельности для профилактики развития клипового мышления у младших школьников

2.3. Диагностический инструментарий для определения уровня выраженности клипового мышления у младших школьников

Выводы по 2 главе

14

16

18

20

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

25


ВВЕДЕНИЕ

В современном мире вся информация преподносится в клиповом формате. Это рекламные ролики, клиповые сюжеты, подборки новостей, посты и репосты. Информация сильно фрагментирована и подается в удобной для восприятия форме – небольшими кусочками. Связано это с тем, что на сегодняшний день темп информации такой, что для многих задач детали не нужны. Нужен только общий рисунок. Вместо того, чтобы принимать знания в идеальной форме, новое поколение погружается в знания рассеянные, децентрованные – в «общение» и в «поток».  Бездумные клики по ссылкам в сети, мельтешение несвязанных между собой новостных сюжетов и рекламных роликов – все это ведет к развитию клипового мышления.

Современные дети воспринимают по-другому материал: очень быстро и в кратком объеме. Многие из них не видят надобности в книгах. Современные школьники отказываются их читать. Возникли другие способы переработки информации. У современных детей восприятие не последовательное и не текстовое. Они видят картинку в целом и воспринимают информацию по принципу клипа. Для них свойственно клиповое мышление [4].

Дети, обладающие клиповым мышлением, могут эффективно работать только с короткими отрывками информации и им трудно воспринимать большие и сложные объемы. Их мышление становится осколочным, фрагментарным. Такие дети начинают воспринимать окружающий мир, как своеобразный калейдоскоп разрозненных фактов и образов, у них появляется потребность все время получать новые порции информации, но при этом они не вникает в ее суть. Клиповое сознание заставляет детей воспринимать жизнь не целостно, а как некий видеоклип – последовательность различных, не связанных друг с другом событий [14].

Цель данной работы заключается в том, чтобы на основе анализа современной научной психолого-педагогической литературы дать характеристику понятие «клиповое мышление» и обосновать возможности внеурочной деятельности в профилактике развития клипового мышления у младших школьников.

Объект исследования – профилактика клипового мышления у младших школьников.

Предмет исследования - программа курса внеурочной деятельности

«Я не робот»

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть историческую справку о развитии понятия «клиповое мышление».
  2. дать характеристику понятия «клиповое мышление».
  3. обосновать необходимость организации профилактики развития клипового мышления у младших школьников.
  4. проанализировать особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях профилактики развития клипового мышления
  5. обобщить материал исследования, сделать выводы.

Для решения поставленных задач использовать теоретические методы исследования:

  1. поиск и отбор информации
  2. анализ
  3. синтез
  4. обобщение
  5. систематизация

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ» МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Историческая справка о развитии понятия «клипового мышления»

Термин «клиповое мышление» в философско-психологической литературе появился еще в конце 90-х г.г. ХХ в. и обозначал особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости [5].

Предпосылки появления клипового мышления были обнаружены в книге «Галактика Гутенберга» канадского философа Маршалла Маклюэна:

«…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» [3].

Появление первых прообразов современных клипов относят к 20 – м годам ХХ века. В 1975 году всемирно известная английская рок-группа « Queen» совершила революцию в музыке, выпустив первый музыкальный клип на песню «Богемская рапсодия». Так началась эпоха создания клипов, и формирование клипового восприятия информации и особого типа мышления [4].

За рубежом термин «клиповое мышление» подменяется более широким — «клиповая культура», и понимается в работах американского футуролога Э. Тоффлера как принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума. В своей книге «Третья волна» Э. Тоффлер так описывает клип-культуру: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами». Клип-культура формирует такие уникальные формы восприятия, как «зеппинг» (англ. zapping, channel zapping — практика переключения каналов телевизора), когда путем безостановочного переключения каналов телевидения создается новый образ, состоящий из обрывков информации и осколков впечатлений. Этот образ не требует подключения воображения, рефлексии, осмысления, все время происходит «перезагрузка», «обновление» информации, когда всё первоначально увиденное без временного разрыва утрачивает свое значение, устаревает [9].

В отечественной науке первым употреблял термин «клиповое мышление» философ-археоавангардист Ф.И. Гиренок, полагая, что понятийное мышление перестало играть важную роль в современном мире: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии, а происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, — на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после И. Дамаскина, понимание картинок. Мы формировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое, …реагирующее только на удар».

В 2010 году культуролог К.Г. Фрумкин выделил пять предпосылок, породивших феномен «клиповое мышление»:

1) ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

2) потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

3) увеличение разнообразия поступающей информации;

4) увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

5)  рост диалогичности на разных уровнях социальной системы [16].

Таким образом современная цивилизация все в большей мере становится ориентированной на восприятие зрительных и звуковых образов, приводит к развитию клипового мышления.

1.2. Общая характеристика понятия «клиповое мышление» в современной научной литературе

Мышление является высшим психическим процессом в человеческом сознании. Эта способность во многом определяет успешность человека в жизни, ведь от неё зависит умение решать повседневные задачи, добиваться поставленной цели [11].

Мышление является обобщённым и опосредованным способом отражения действительности.

Многие учёные и философы разных эпох делали упор на то, что мыслительные процессы являются отличительной чертой человеческого сознания и являются самой сущностью человека. «Я мыслю, следовательно, существую», - утверждал Декарт. Паскаль говорил, что человек – это «мыслящий тростник».

Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл. Мыслительные процессы противопоставляются низшим формам познания реальности, свойственным и животным – ощущению и восприятию.

В современном мире в результате развития социальных сетей, компьютерных игр, гаджетов, роликов на YouTube, которые длятся не более 15 минут, что отвлекает детей от вдумчивого восприятия сложной и структурированной информации. Из телевизора непрерывно льётся поток разрозненных данных: вот рассказывают про новый закон, через минуту про слонёнка из зоопарка, а через две уже идёт реклама. Не позволив осмыслить одну тему, нас тут же переключают на другую.

Такой способ подачи информации провоцирует клиповое отношению к жизни, когда мир воспринимается не целостно, а как последовательность неких бессвязных событий.

Сначала словосочетание «клиповое мышление» означало особенность человека воспринимать короткие яркие образы в СМИ: телепередачах, новостях, видеороликах, газетах и т.п.

Английское слово «clip» переводится, как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент, газетная вырезка). Этимологический словарь современного русского языка А.К. Шапошникова объясняет «клип» как телевизионный ролик – эстрадная поп или рок-песня, сопровождаемая разнообразными изображениями на экране [2].

Следовательно, клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы.

Среди отечественных философов одним из первых стал употреблять термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок. С его точки зрения, клиповое мышление – это попытка найти ответ на возникший вопрос в очень короткое время. При этом скорость смены событий так велика, что извлечь смысл практически невозможно. В этой ситуации язык мешает быстрому мышлению, вследствие чего возникает языковой минимализм. Более того, людям приходится жить в режиме неизвлеченных смыслов и непонятных событий.

Ф.И. Гиренок противопоставляет клиповое сознание понятийному, которое в нынешних условиях уступает место первому. «Сознание, которое извлекает логику из события, является понятийным. Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым». По его мнению учителя и школьники в современной системе образования принадлежат к разным реальностям: школьники ориентируются на более современное клиповое сознание, а учителя приучают их к традиционному понятийному. Это противоречие порождает конфликт между одними и другими [13].

Еще один отечественный философ К.Г. Фрумкин выделяет пять объективных факторов, породивших клиповое мышление:

Ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблему отбора и сокращения информации.

Потребность в выделении актуальной информации и скорости ее поступления. Актуализация сокращает время, которое требуется на обобщение поступающей информации и осознание причинно-следственных связей.

Увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно. Сегодня занятия называются «проектами», и в этом слове содержатся две важные коннотации. С одной стороны, проект, в отличие от «дела», «занятия», имеет ограниченный срок жизни и будет сменен другим. С другой – он не претендует на то, чтобы монополизировать время и внимание человека. Поскольку человек занимается одновременно разными проектами, он вынужден иметь дело с разными информационными потоками, поступающими от каждого из них.

Увеличение разнообразия поступающей одновременно информации.

Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы, переход от монолога к диалогу. Линейный текст – это монолог автора. Реплики собеседника разбивают текст на фрагменты [12].

Таким образом, по мнению К.Г. Фрумкина, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека [14].

Некоторые психологи дают такое определение клиповому мышлению — это пазл, собрав который у человека формируется яркий, но кратковременный вид окружающего мира.

Таким образом, аналаз источников информации показа, что клиповое мышление — это восприятие окружающей действительности в мозаичной форме. Сознание порождает довольно яркий, но не долгосрочный образ в виде фрагментов, который сразу сменяется другими образами.

Такое мышление основано на:

  1. фрагментарности;
  2. яркости;
  3. кратковременности;
  4. нелогичности;
  5. отрывочности;
  6. разрозненности.

Характерная особенность клипового мышления – сиюминутный, поверхностный прием информации, которая мелькает в глазах беспрерывно. Это похоже на кратковременные вспышки, клипы, поэтому так и называется. Термин появился в условиях современной клиповой культуры, когда мультимедиа стала править информационным миром [10].

1.3. Необходимость организации профилактики клипового мышления у младших школьников

Термин «клиповое мышление» обозначает особенности мыслительной деятельности современных школьников, которые живут в обществе новых высоких информационных технологий и которых отличает скорость восприятия образов, визуальность, эмоциональность, ассоциативность [6].

Клиповое мышление предполагает упрощение усвоения материала, игнорируя его глубину. Теряется способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек. В то же время клиповое мышление можно рассматривать как защитную реакцию организма на информационную перегрузку и способ получения большего объема информации.

У клипового мышления есть свои признаки.

1. Педагоги знают, что для любого мыслительного процесса ученику нужно время. Но клиповое мышление предполагает быструю реакцию на информацию: быстро думать, быстро понимать, быстро говорить, быстро принимать решение. Все, что мешает этому, должно быть оставлено без внимания. Быстро говорить ученику мешает биологическая особенность речевого аппарата. При клиповом мышлении школьники сводят к минимуму речь, заменяя ее схемами, рисунками, символами. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм, речевая бедность. Клиповое мышление характеризует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное, образное изображение мысли в целом.

2. Вторым признаком клипового мышления является визуальное мышление.

Понятия «смотреть» и «видеть» являются синонимами частично. Для человека с самого рождения это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же символ, но видеть его по-разному. Такая способность видеть не только глазами, но и воображением, получила соответствующее определение – визуальное мышление. По мнению ученых, у современных школьников клиповое мышление и визуальное мышление тесно связаны между собой.

3. Мозг ребенка очень быстро меняется в сторону способности перерабатывать огромный объем информации, который поступает в динамичной форме. Платой за это становятся рассеянность, гиперактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. Эти изменения в поведении и характере школьников являются признаком формирования клипового мышления.

4. Еще один признак клипового мышления – это преобладание конкретного мышления над абстрактным [7].

Леонид Ястребов, кандидат физ.-мат. наук, бывший преподаватель физики и экс-директор Московского центра интернет-образования, считает, что в школах примерно 80% клиповомыслящих детей. И это не только проблема российских школьников. Клиповое мышление — это общая мировая проблема [8].

Специалисты считают, что клиповое мышление имеет и плюсы, и минусы. Так, в современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Умение быстро переключиться с одного источника на другой позволяет не перегружать мозг ненужной информацией. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения. Многозадачность позволяет школьнику одновременно слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии и при этом делать уроки [15].

Вместе с тем у школьников с клиповым мышлением отсутствует способность к длительной концентрации, поэтому они просматривают материал крайне невнимательно, оставляя в памяти лишь обрывистые поверхностные знания, которые сохраняются не на долго. Так как школьник акцентирует внимание только на формулировках и общих понятиях, не утруждая себя пониманием и извлечением главного, у него снижается или совсем утрачивается способность к аналитическому мышлению. Поскольку информация воспринимается частями и отрывками, между которыми не проводится никакого синтетического анализа, то и выражение мысли сводится к очень тезисному изложению. Жестокость и насилие, которые ежедневно поглощают школьники с экранов телевизоров и каналов на YouTube, постепенно повышает порог человеческой чувствительности к переживаниям других. Люди с клиповым мышлением больше податливы к манипуляции и влиянию [8].

Для родителей проблема в конфликте поколений: дети, выросшие в эпоху высоких технологий, по-другому смотрят на мир, чем их родители, которые учились на книгах, имеют последовательное и текстовое восприятие и с трудом представляют себе, как такое вообще возможно. Современные родители упускают главное – обычное живое общение с детьми, которого, к сожалению, новым детям особенно не хватает, и они вынуждены подменять его виртуальным [13].

Таким образом, по мнению специалистов, клиповое мышление – не ущербность, не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Клиповое мышление — это особенность мышления современного человека и это надо знать, чтобы помочь ребенку научиться мыслить полноценно. Взаимодействие современного ребенка с изменившимся обществом и появившейся новой информационной средой, применительно к образовательному процессу является одной из актуальных проблем психологии и педагогики. Зная это, задача каждого педагога строить свою деятельность с учетом психологических особенностей детей со сформировавшимся клиповым мышлением.

1.4. Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условия профилактики клипового мышления

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности [1].

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных. предметных) обучающимися.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:

  1. включение учащихся в разностороннюю деятельность;
  2. создание условий для реализации основных образовательных целей; оптимизации учебной нагрузки учащихся;
  3. формирование способностей к успешной социализации в обществе;
  4. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. духовно-нравственное;
  3. общекультурное;
  4. обще-интеллектуальное;
  5. социальное;

Формы организации внеурочных занятий: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, дискуссии, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  1. соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  2. преемственность с технологиями учебной деятельности;
  3. опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  4. опора на ценности воспитательной системы школы;
  5. свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе, то есть внеурочная деятельность направлена на создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Профилактика клипового мышления во внеурочной деятельности может быть организованна в виде дискуссии, которая поможет младшему школьнику глубоко мыслить.

Выводы по первой главе

Таким образом, в первом параграфе мы рассмотрели историю развития понятия «клиповое мышление».

Во-втором параграфе мы изучили такие понятия, как «мышление», «клиповое мышление» и общую характеристику понятия «клиповое мышление».

В третьем параграфе определили необходимость организации профилактики клипового мышления у младших школьников.

В четвертом параграфе рассмотрели особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в условии профилактики клипового мышления.


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАЗВИТИЯ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Возрастные особенности развития клипового мышления у младших школьников

Исследования головного мозга показывают, что активное использование цифровых технологий дает все основания для тревоги. Компьютеры, смартфоны, игровые приставки и телевидение изменяют не только нашу жизнь, но и наш мозг, высшие психические функции и личность. Наибольшее влияние информационная среда оказывает на детей младшего возраста с их пластичным мозгом в период, когда они только приобщаются к культуре и формируют мировоззрение. Начальная школа становится местом столкновения глобальной информационной техносферы и образовательной среды в душе и психике ребенка. Актуальным представляется исследование психологических изменений, которые происходят в детях, и ответа на них со стороны школьной среды.

В современную школу приходят «дети-зрители». Они привыкли к восприятию визуальной информации и с трудом понимают текст и устную речь [13]. Смотреть легче, чем слушать, и дети не могут надолго сосредоточиться на том, что говорит учитель. Первоклассник конца 1990-х гг. приходил с багажом усвоенных от родителей и воспитателей устных историй и прочитанных книг.

Текстовая школьная информация и речь учителя органично вплетались в восприятие мира ребенка. Дети «нетекстового» строя с неустойчивым вниманием были и раньше, но цифровая среда значительно увеличила их число [5].

Школа – консервативна и «текстоцентрична» на протяжении многих веков [3]. Ребенок с нетекстовым мышлением и мировосприятием всегда выпадал из традиционной школьной системы и считался неуспевающим. Появление электронных средств коммуникации деформировало восприятие и внимание детей поколения Z, рожденных после 2001 г. Теперь практически нормой становится ситуация, когда ученик не готов слушать учителя и не способен понять задание в учебнике. Учителя жалуются на иллюзию понимания со стороны детей, которые случайным образом выискивают привычные им слова: «спишите», «перескажите», а сами домысливают задания, стараясь придать им понятные и знакомые черты [4]. Часто единицей восприятия текстовой информации становится слово или его часть, а не предложение [3].

Все высшие психические функции: восприятие, память, мышление, речь – тесно связаны между собой. Недоразвитие восприятия влечет за собой отставание в развитии других высших психических функций. Дошкольники и младшие школьники сегодня и дети середины 1980-х гг. – это разные люди и в психофизиологическом плане, и в плане работы головного мозга . Нейропсихолог, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета А.В. Семенович формулирует проблему так: «Сегодня мы наблюдаем обвальную деформацию (недоразвитие и/или искажение) церебральных и соматических механизмов развития в современной детской популяции» . В то же время социальные требования остались неизменными, обращенными к прошлому поколению детей со специфичной для него организацией психических процессов [16].

Изменение моделей мышления происходит с самого раннего возраста. По результатам международного проекта EU Kids Online, в Европе 80–90 % детей в возрасте 3–6 лет используют интернет [8]. Каждый второй трехлетний ребенок пользуется планшетом или смартфоном. Примерно половина детей в возрасте 2–6 лет зарегистрированы в детских социальных сетях. Наиболее популярные ресурсы среди детей до 7 лет: AppStore, Google Play, YouTube.

В России картина идентична: интернет и девайсы стремительно завоевывают детей младшего возраста. Сейчас 80 % детей в возрасте 4–6 лет пользуются интернетом [7]. Исследование 2013 г. показало, что интернетом в России начинали активно пользоваться в 8–9 лет . В 2017 г. речь идет уже о самых первых годах начальной школы: редкий первоклассник приходит в школу, не пользуясь смартфоном или планшетом. По ряду показателей мы опережаем европейские страны: треть детей проводит в интернете по 8 часов в день и часто бесконтрольно .

2.2. Подходы к разработке программы курса внеурочной деятельности для профилактики развития клипового мышления у младших школьников

Важность исследуемой проблемы обосновывает необходимость поиска эффективных способов её решения. В настоящее время отечественная и зарубежная практика не предлагает учителю готовых педагогических инструментов, целенаправленно воздействующих на профилактику клипового мышления у младших школьников. Поэтому, перед современным учителем стоит задача самостоятельного поиска, разработки методических средств для организации профилактической работы по развитию клипового мышления у детей младшего школьного возраста.

На наш взгляд, весь педагогический процесс в школе должен строиться с учетом следующих приемов, направленных на психолого-педагогическую профилактику развития клипового мышления у детей:

  1. Изучение объекта с разных сторон, а также практическая реализация логического и сравнительного анализа свойств объекта в процессе занятий, так как при клиповом мышлении информация не задерживается в сознании и быстро заменяется новой.
  2. Повторное изучение объекта в разных контекстах; системный подход с изучением объекта в иной связи. Данный прием связан с тем, что большинство детей, поступая в первый класс, не понимают смысла прочитанного, быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут усвоить затронутые темы.
  3. Подбор специального дидактического материала с целью формирования способности у младших школьников анализировать информацию.
  4. Переключающие внимание приемы в процессе образовательной деятельности, организованной учителем на уроке и за его пределами.
  5. Приведение практических примеров, направленных на актуализацию темы, на повышение уровня приоритетности решения учебных задач в текущий период времени.
  6. Чтение и закрепление прочитанного (например, обсуждение, набросок сюжета), помогающие развитию способности у младших школьников анализировать, устанавливать связи между явлениями, как следствие, способствующие концентрации внимания на долгое время (поскольку первоклассники не могут долго концентрироваться на определенном объекте).
  7. Развитие мотивации к познавательной деятельности у младших школьников, зависящее от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.
  8. Применение переключающих внимание приемов в процессе занятия с целью профилактики информационной перегрузки у школьников.
  9. Свободное творчество и возможность экспериментировать, позволяющие ребенку выявить взаимосвязи между предметами, сравнивать и обобщать, видеть будущий результат, способствующие развитию умения, изменяя условия, получать более совершенный результат.
  10. Метод технологии «Теория решения изобретательских задач», помогающий ребенку раскрыть целостность предмета (явления) и получить полную информацию об исследуемом объекте, позволяющий заглянуть в историю появления предмета, разложить его по деталям и даже представить будущее. Данный метод помогает рассмотреть мир в системе как совокупность связанных определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Одним из решений этой проблемы является развитие системного мышления как своего рода противовеса клиповому мышлению и, таким образом, достижение баланса между двумя способами перцептивно-когнитивной деятельности, которые в современной литературе называются клиповым мышлением и системным мышлением [4].

Развитие последнего помогает ребенку лучше понимать устройство окружающей среды, а также «воспитывает» более правильное отношение к ней. Обладая системным мышлением, он научится грамотно ставить цели, искать эффективные пути и методы их достижения. Причем данную работу необходимо начинать с дошкольного детства, а также с обучения и воспитания в семье. В результате профилактической работы ребенок сможет глубоко усваивать информацию, подключая воображение, внимание; у него повысится уровень аналитических способностей, т. е. он научится находить зависимости между различными объектами и явлениями окружающего мира, предвидеть последствия поступков; у него улучшится способность полно и логично передавать смысл своих мыслей; он сможет концентрировать, распределять свое внимание и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой; ему будет доступна высокая степень эмоциональной ориентации на себя или на других людей.  

2.3. Диагностический инструментарий для определения уровня выраженности клипового мышления у младших школьников

Высокий уровень развития научно-технического прогресса предоставляет человеку большие возможности в освоении различной информации, представленной в знаковых системах, накопленной человечеством за все годы его существования, но только при наличии у него устойчивого познавательного интереса и достаточного уровня развития интеллектуальных навыков и умений.  Современные дети воспринимают и обрабатывают информацию иначе: произошел переход от одной модели мышления – линейной к другой – сетевой, построенной на визуальных образах. Память становится кратковременной и поверхностной. Больше не нужно запоминать различные данные, достаточно знать «путь к ним».

Феномен «клиповости» в полной мере еще не получил доказательной интерпретации. Исследования этого феномена ведутся в основном эмпирическим путем. В то же время возникает необходимость научного описания трансформаций мыслительных процессов в человеческой деятельности и поиска путей решения этой проблемы.

Информационная среда оказывает наибольшее влияние на детей дошкольного и младшего школьного возраста с их пластичным мозгом в период, когда они только познают культуру и формируют свое мировоззрение.

Ученые разных стран утверждают, что у детей произошли серьезные когнитивные изменения. Хотя телевидение, Интернет и видеоигры привели к росту визуального интеллекта, они наносят ущерб вниманию, восприятию, индуктивному анализу, критическому мышлению, воображению и рефлексии [9].

Таким образом, носители этого типа восприятия окружающего мира потребляют не рациональные логические построения, а отдельные запоминающиеся фрагменты. Такой механизм мышления позволяет перерабатывать больший объем воспринимаемых сведений, однако он не дает возможности критически отнестись к получаемой информации, и в процессе познания у ребенка проявляется следующим образом:

  1. неумение анализировать, отсутствие четкой логики, неумение выделять главное и устанавливать логические связи;
  2. преобладание кратковременной памяти при отсутствующей либо слабо выраженной долговременной памяти;
  3. развитие кратковременной «механической» памяти, из которой полученная информация быстро забывается, «стирается»;
  4. ослабление роли логико-рационального восприятия информации;
  5. отсутствие интереса в изучении нового, непонимание того, о чем идет речь;
  6. быстрая утомляемость в процессе обучения.

Проанализировав научные исследования, посвященные клиповому мышлению, с учетом возрастных особенностей развития познавательных процессов в дошкольном и младшем школьном возрасте, мы определили критерии, которые могут стать основой диагностики клиповости мышления у младших школьников (таблица 1).

Таблица 1 – Диагностический инструментарий для определения уровня выраженности клипового мышления у детей младшего школьного и дошкольного возраста

Критерии клипового

мышления

Диагностический инструментарий

Кратковременная память

«Запомни рисунки» (Р. С. Немов);

«Запомни цифры» (Л. Ф. Тихомирова);

«Образная память» (Э. Крис, модификация Н. Я. Семаго)

Скорость обработки информации

Методика Пьерона-Рузера;

Тест Поппельрейтера;

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

Скорость принятия решения

Тест креативности Э. Торренса;

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

Переключаемость с одного вида деятельности на

другой

«Проставь значки» (Р. С. Немов);

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега

Способность к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек

«Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн);

«Логические задачи» (А. З. Зак);

Тест «Логические закономерности» (У. Липпман)

Эмоциональный

интеллект

Проективная методика «Три желания»;

Методика «Что – почему – как»;

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций»

Целостность восприятия

предметов и явлений с учетом их связи между собой

Тест креативности Э. Торренса;

Тестовая методика «Круги» Э. Вартега;

«Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн)

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей мы выделили уровни клипового мышления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  1. высокий уровень: развита кратковременная память; рассеянность или расстройство внимания; высокая скорость переключения с одного вида деятельности на другой; высокая степень непроизвольного запоминания информации; низкий уровень способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек; быстрое принятие решения; слабая эмоциональная ориентация на себя или на других людей; отсутствие способности решать сложные задачи как в процессе обучения, так и в повседневной жизни;
  2. средний уровень: средний уровень развития кратковременной памяти; слабо развита концентрация и распределение внимания; плохая переключаемость внимания; недостаточно развита способность полно и логично передавать смысл своих мыслей, прочитанного, услышанного и др.; недостаточная степень развития эмоциональной ориентации на себя или на других людей;
  3. низкий уровень: хорошо развита долговременная память; концентрация и распределение внимания зависят от внутреннего состояния и прошлого опыта; способность видеть относительность логической системы и избегать противоречий; слабо развита переключаемость внимания; высокая степень развития эмоциональной ориентации на себя или на других людей; высокое развитие произвольной

        В заключение отметим, что для комплексной диагностики клипового мышления детей школьного возраста необходимо учитывать структурность (компоненты) данного феномена.

Выводы по второй главе

Таким образом, в первом параграфе мы рассмотрели возрастные особенности клипового мышления у младших школьников.

Во-втором параграфе мы изучили подходы к разработке программы курса внеурочной деятельности для профилактики клипового мышления у младших школьников.

В третьем параграфе подобрали диагностический инструментарий для определения уровня выраженности клипового мышления у младших школьников .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя поставленной цели исследования, на основе анализа разнообразных сочников информации, мы пришли к следующим выводам:

  1. Клиповое — это мышление, которое ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами. Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Формируется в условиях современной клиповой культуры — так называют эпоху господства средств массовой коммуникации. Несёт в себе негативный оттенок. В большей мере им обладают современные школьники и студенты.
  2. Включение в учебный процесс элементов «клиповой» подачи информации, т.е. исключить монотонность, менять формы восприятия, заставлять слушать, писать, смотреть, использовать наглядный материал, приводить примеры применения получаемых знаний.
  3. ФГОС НОО регламентирует организацию внеурочной деятельности в рамках реализации системно-деятельностного подхода, как условия достижения предметных, метапредметных, личностных результатов обучения.

В выпускной квалификационной работе мы планируем применить методические подходы к организации профилактики клипового мышления во внеурочной деятельности в начальной школе, применить диагностический инструментарий для оценки сформированности исследовательских умений у младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Иные нормативные правовые акты

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования «Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования». — Москва: Просвещение, 2011. https://fgos.ru/

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Введение в нейропсихологию детского возраста. Семенович А.В, М., 2005. 319 с.
  2. Глобальные изменения в мышлении и судьба текстовой культуры // Ineternum Букатов В.М. Указ. соч. ; Фрумкин К.Г. 2010. № 1. С. 26–36.
  3. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. (The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man). – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.
  4. Неграмотность школьников как проблема России в XXI веке // Психология обучения Ратанова Т.А., Ломбина Т.Н., Лукша В.Г.. 2014. № 3. С. 4–17.
  5. Этимологический словарь современного русского языка. Составитель А.К. Шапошников. – М.: «Наука», 2010.

http://www.slovorod.ru/etym-shaposhnikov/_pdf/russ-etym-shaposhnikov-1.pdf

Интернет – ресурсы

  1. Букатов В.М. Клиповое мышление как закономерный феномен современной культуры. URL: http://www.openlesson.ru/?p=25919 (дата обращения: 20.09.2021).
  2. В РФ 80 % детей в возрасте 4–6 лет пользуются интернетом. URL: http://abctv.kz/ru/last/v-rf-80- detey-v-vozraste-4-6-let-polzuyutsya-internetom-248 (дата обращения: 10.10.2021).
  3.  Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Рассказова и др. М., 2012. URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf (дата обращения: 12.10.2021) ;
  4.  Greenfield, P. M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned / P. M. Greenfield. Text: electronic // Science. 2009. Vol. 323, № 5910. P. 69–71. URL: https://doi.org/10.1126/science.1167190.
  5. Игнатова Е.Е. Психологические проблемы понимания текста современными школьниками. URL: http://www.msu.ru/projects/amv/doc/171/v/4/h7_1_7_1_nim1_vg16.pdf (дата обращения: 28.09.21).
  6. Исследовательский проект «Клиповое мышление» URL: https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-klipovoe-mishlenie-3659966.html     (15.03.21)
  7. „Клиповое мышление” — феномен современности URL: https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/klipovoe-myshlenie-fenomen-sovremennosti  (15.03.21)
  8. Клиповое мышление: что это и как бороться URL:

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/klipovoe-myshlenie-protivoyadie (04.04.21)

  1. Клиповое мышление и профилактика его развития URL: https://infourok.ru/klipovoe-mishlenie-i-profilaktika-ego-razvitiya-u-obuchayuschihsya-1391400.html (20.03.21)
  2. Клиповое мышление проблемы школьников URL: https://eduinspector.ru/2015/12/31/klipovoe-myshlenie-kak-problema-shkolnika-uchitelya-roditelej/ (20.03.21)
  3. К.Г. Фрумкин Клиповое мышление и судьба линейного текста URL:   http://www.topos.ru/article/7371 (24.03.21)
  4. Клиповое мышление и как от него избавиться URL: https://miryogi.com/samorazvitie/klipovoe-myshlenie.html (23.03.21)
  5. Кнорре Дмитриева К., Бурмистрова Е. Шесть типичных проблем детей в начальной школе URL: http://www.pravmir.ru/6-tipichnyih-problem-detey-v-nachalnoy-shkole/ (дата обращения: 10.04.2020).
  6. Мы готовим детей к позавчерашнему миру Людмила Петрановская. URL: http://www.pravmir.ru/lyudmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/ (дата обращения: 26.09.2021).
  7. Мышление URL:     https://psylogik-ru.turbopages.org/psylogik.ru/s/218-myshlenie.html (26.03.21)
  8. Особенности клипового мышления и его влияние на мыслительную деятельность URL:   https://school-science.ru/9/8/44632 (25.03.21)
  9. Почему школьнику трудно на уроках и как ему помочь? URL:

https://pandia.ru/text/80/343/48980.php (28.03.21)

  1. Развитие клипового мышления - мозгового вируса эпохи интернета URL:

https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/razvitie-klipovogo-myshleniya-mozgovogo-virusa-epohi-interneta (01.04.21)

  1. Статья на тему «Феномен клипового мышления у школьников» URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-fenomen-klipovogo-mishleniya-u-shkolnikov-2062833.html (23.03.21)
  2. Ф.И. Гиренок Клиповое сознание. URL:  

https://e-libra.ru/read/489918-klipovoe-soznanie.html (04.04.21)



Предварительный просмотр:

Тезисы выступления на педагогическом совете образовательной организации по итогам обобщения педагогического опыта на тему “Функционирование методической службы в Муниципальном общеобразовательном учреждении "средняя общеобразовательная школа" п.Новопокровка”

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю прослушать выступление по теме «Функционирование методической службы в Муниципальном общеобразовательном учреждении "средняя общеобразовательная школа» п.Новопокровка.”

Новопокровская СОШ была создана 31 августа 1964 года. Филиалов и представительств образовательная организация не имеет.

Средней общеобразовательной школой п.Новопокровка руководит директор Михайлов Сергей Васильевич. В школе действует следующая структура МО:

-во главе МО стоит директор школы, который утверждает все документы. Совещательным органом является научно- методический совет учителей начальных классов, в котором руководящую должность занимает Ургубаева Алла Сергеевна. Последним звеном структуры МО являются учителя, которые непосредственно занимаются работой по методическим аспектам .

Методическое объединение работает по следующим направлениям:

  1. Поиск и обобщение идей, способствующих модернизации содержания обучения;
  2. Разработка содержания работы по общей методической теме образовательной организации;
  3. Инициация конференций, творческих конкурсов, мастер-классов, педагогических марафонов и т.п.;
  4. Изучение актуального опыта организаций;
  5. Проектирование новых образовательных моделей, отвечающих современным задачам образования.

Методическая работа проводится в формах заседаний, конференций, творческих конкурсов, мастер-классов, взаимопосещение уроков членами МО с последующим их самоонализом и анализом и т.п.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа» п.Новопокровка предоставляет стимулирующие выплаты для эффективности методической работы учителя. Во-первых, за руководство школьными методическими объединениями в размере 20 % от должностного оклада сотрудника. Во-вторых, за работу в межшкольных методических центрах в размере до 50 % от должностного оклада педагога. Также за определенный вклад в достижение эффективности работы учреждения в размере до 100 % от оклада сотрудника. Также предусмотрены выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.

Таким образом, мы с вами ознакомились с функционированием методической службы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «средняя общеобразовательная школа» п.Новопокровка. Методическая работа в школе ведется на высоком уровне, каждый педагог вносит определенный вклад в работу методического объединения школы. Также образовательная организация поощряет своих сотрудников за эффективную работу методического объединения.



Предварительный просмотр:

Отчет по результатам анкетирования учителей начальных классов

Мною были проанкетированы учителя начальных классов МОУ «СОШ» п.Новопокровка в количестве 2 человек. У одной из учителей высшее образование, другая имеет среднее специальное образование. Средний педагогический стаж опрошенных учителей составляет 20 лет, а стаж работы в данном учреждении варьируется от 2 до 11 лет.

Методические темы учителей начальных классов оказались актуальными и полезными как для младших школьников, так и для родителей и других педагогов. Темы направлены на формирование и развитие функциональной грамотности.

 Учителя принимают активное участие в учебных, научных и методических мероприятиях, таких как семинары, педагогические советы, научно-практические конференции, вебинары разных уровней (районные, городские).

Проанкетированные учителя начальных классов используют различные формы повышения профессионального мастерства: семинары, курсы переподготовки, открытые уроки, мастер-классы.

Учителя данной школы стараются соответствовать стандартам ФГОС НОО, они проводят разнообразны уроки, используя различные педагогические технологии: игровые, проблемное обучение, технологии критического мышления, проектно-исследовательские технологии, и конечно, здоровьесберегающие технологии.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя образовательная школа» п.Новопокровка работает по образовательной программе «Школа России». Помимо этого, осуществляются несколько курсов внеурочной деятельности: «Палитра красок», «Я – исследователь» «Практическая экология», «Гимнастика ума».

Качество обученности учеников в процентах варьируется от 62 до 85%.

Трудностей в профессиональной деятельности у учителей не возникает.

Спасибо!