Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах для обучающихся с ОВЗ
статья

Швец Зинаида Владимировна

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Для этого в школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальных классах для обучающихся с ОВЗ

Швец Зинаида Владимировна, учитель начальных классов

КГБОУ «Тальменская общеобразовательная школа-интернат» р.п.Тальменка

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению их здоровья. Сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовании для детей с ОВЗ. Для этого в школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии:

  • дифференцированное обучение;
  • рациональная организация урока;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • нейрогимнастика;
  • коммуникативные игры;
  • развитие мелкой пальцевой моторики;
  • когнитивные упражнения;
  • кинезиологические упражнения;
  • зрительная гимнастика;
  • динамические паузы.

Я предлагаю рассмотреть некоторые подходы к организации здоровьесбережения, как главной составляющей образовательного процесса,

используемых мной на уроках.

Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Важной задачей учителя является поддержание положительного эмоционального состояния воспитанников. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность детей.

На своих уроках использую технологию развития критического мышления (на уроках чтения и письма)ТРКМЧП. Нужно помнить о том, что в работе с детьми с ОВЗ нужно часто менять виды деятельности для поддержания внимания и занимать отдельными приёмами только часть урока.

Использование приёмов этой технологии (ТРКМЧП) на уроках даёт несколько явных преимуществ:

• создают психологический комфортный климат в классном коллективе;

• делают уроки разнообразными и интересными.

На уроках стараюсь использовать дополнительный материал, практические задания, которые дают ребятам дополнительные возможности потрогать, пощупать, увидеть, понять лучше изучаемый материал.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы обучающихся в процессе занятия. Известно, что большую часть урока учащиеся, как правило, проводят сидя за партой, в условиях обездвиженности и статического напряжения. В то же время установлено, что даже кратковременное воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности учащихся.

Нейрогимнастика – упражнения растяжки, психомышечное расслабление, энергетическая гимнастика.

  1. Ноги на ширине плеч. На раз-два потянулись одной рукой вверх, другая рука внизу. На три-четыре поменяли руки.
  2. Разминаем руки («месим тесто»): похлопываем, поколачиваем руки. Движения от кисти рук к позвоночнику.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу музыкальные физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Ребята с удовольствие выполняют упражнения.

Игра «Глухой телефон» или «Паровозик». Дети встают в цепочку, «пишут» по очереди друг другу на спине какой-то знак - букву или цифру. Потом разворачиваются в другую сторону и передают этот же знак обратно.

         У учащихся с ОВЗ наблюдаются искажения в движении, плохо формируются учебные навыки, плохая речь. Таким детям рекомендована арт- терапия. В своей работе я использую :

  • работу с солёным тестом;
  • оригами;
  • музыкальную терапию;

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики обучающихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и на разных этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что в свою очередь развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивает слуховое восприятие, облегчает усвоение навыков письма.

На своих уроках я использую данные упражнения:

Упражнения для мышц рук:

1) «Моя семья» (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого)

Когнитивные упражнения (жизнерадостная гимнастика) например:

  1. Пишем, не отрываясь от листа, начиная удобной рукой писать фигуру (яблоко, квадрат,…). Потом пишем неудобной рукой, затем двумя руками одновременно.
  2. Пишем в воздухе восьмёрки, также поочерёдно меняя руки.

Кинезиологические упражнения (развитие межполушарного взаимодействия) А.Л. Сиротюк

  • Блок дыхательных упражнений
  • Глазодвигательные упражнения

Важным моментом сохранения работоспособности учащихся во время занятия, сохранения их умственного и психического здоровья является смена видов деятельности на занятиях, смена видов работы в течение даже небольшого промежутка времени.(Практикую : выполнили задание – подняли руки вверх, кто прочитал текст – встали, выполнил задание и можешь помочь товарищу- подойди, помоги, получите задание – подойдите, сдайте тетради – подойдите по рядам и т.д.)

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий обучения детей с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной интересной для ребенка развивающей среды способствует:

  • повышению работоспособности
  • развитию психических процессов
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков
  • развитию общей и мелкой моторики
  • и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Литература литературы:
1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
2. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе.-2005.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано»,2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках в начальных классах

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко ис...

"Здоровьесберегающие минуткина уроках в начальных классах"

В наше время актуально приоритет  здорового образа жизни. Здоровье человека -тема для разговора. В статье говорится о здоровьесберегающих минутках на уроках, как их использовать, чтобы укрепить и...

Использование ИКТ на уроках в начальных классах

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного ...

"Использование ИКТ на уроках в начальных классах!

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной и средней школе. В связи с этим  необходимы новые подходы к организации учебного процесса. ...

Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"

В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....

Использование ИКТ на уроках в начальных классах (из опыта работы)

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Это обстоятельство накладывает отпечаток на развитие его личности. Сегодня в традиционную сх...