Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения через создание проблемной ситуации.
статья

Швец Зинаида Владимировна

  Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация,т. е. перед учащимся ставится некоторая проблема, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках чтения через создание проблемной ситуации.

  Организация учебного процесса в коррекционных классах  способствует активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и  психическому развитию ребенка.

  Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация,т. е. перед учащимся ставится некоторая проблема, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса.

  Проблемная ситуация, созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы, отвечая на которые учащиеся усваивают определенные знания.

  Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию учебной мотивации учащихся, активизации их познавательной деятельности. Конечно, можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности являются для ребенка одними из главнейших и направляющих. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость.

Необходимо учить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

   Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации. Сама проблемная ситуация создает определённый эмоциональный настрой учащихся.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

I тип. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способов решения поставленной задачи, не может ответить на проблемный вопрос.

II тип. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

III тип. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

IV тип. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

   Однако нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как они требуют специальных знаний и особой подготовки. Главная ценность применения проблемных ситуаций на уроке в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ.  

  Приемы:

1.Ситуация неожиданности – проблемная ситуация «с удивлением» при работе с текстом учащиеся сталкиваются с фактами, идеями кажущимися парадоксальными, поражающими своей неожиданностью;

2.Ситуация конфликта – создается, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с известными учащимся научными теориями и представлениями;

       3.Ситуация несоответствия – создается, когда жизненный опыт учащихся противоречит данным, полученным из текста документа;

   4.Ситуация неопределенности – возникает в случаях, когда текст не содержит достаточной информации для решения поставленной проблемы, расчет делается на сообразительность, интуицию учащихся;

5.Ситуация предположения –  различные точки зрения на один и тот же вопрос основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий;

6.Ситуация выбора – основана на возможности выбора одного из вариантов решения поставленной проблемы.

7. «Яркое пятно» -сообщение занимательного материала (исторических фактов, легенд, сказок, фрагментов из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни).

8. Одним из приемов  реализации применения проблемных ситуаций не уроках чтения  является тестирование, которое позволяет осуществить объективную, эффективную и быструю диагностику знаний и получить наглядную картину успеваемости. Кроме того, тестовая форма активизирует деятельность учащихся на уроках, существенно экономит учебное время. Тестовую форму контроля  возможно применять как при фронтальной проверке знаний, так и при индивидуальной работе с обучающимися.

 В своей работе я применяю  тесты-задания разного типа: с выбором ответа, в форме «вопрос-ответ», поиск «лишнего» варианта. Задания носят не только контролирующий, но и занимательный, творческий характер, предоставляющий учащимся возможность самостоятельного поиска ответа на вопросы разной степени трудности.

При выполнении самостоятельной работы на уроке (например вставить в текст пропущенные слова) ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», а учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

  В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов и приемов  на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. Добиваюсь того, чтобы на моих уроках ученик не просто слушал и запоминал, а под моим руководством добывал и усваивал новые знания,  самостоятельно  делал выводы.

  Эффективность таких уроков достигается, когда мыслительная активность школьника и творческая деятельность учителя сливаются воедино. Только при таком условии познавательная активность учащихся  повышается, они стремятся принять непосредственное участие в разборе вопросов, когда я ставлю перед ними вопросы-задачи типа: «Докажите…», «Сравните…», «Почему?», «К чему это привело?» и т.д.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед обучающимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию.

   При этом проблемные задания должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Они должны нацеливать ученика на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых эти задания не могут быть выполнены.

      В ходе применения проблемных ситуации на уроках обучающиеся  в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение.

  Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.

Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование, как вид познавательной деятельности обучающихся на уроках.

Мой опыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно приобр...

Педагогический проект учителя «Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроках марийского государственного языка через активные формы обучения»

Цель проекта: Формирование положительного отношения к своей культуре, языку, возрождение национального самосознания, как одного из качеств личности, умение взаимодействовать с людьми других националь...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...

«Развитие логического мышления обучающихся начальной школы через создание проблемных ситуаций на уроках русского языка»

Актуальность опыта заключается в создании определенных условий для развития полноценной личности: любознательной, интересующейся, активно познающей мир, владеющей основами умения учиться и т.д. ...

Развитие познавательной активности обучающихся на уроках математики через использование дидактических игр

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность межд...

Развитие познавательного интереса через создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира

Развитие познавательного интереса  через создание  проблемных ситуаций на уроках окружающего мира...