Формирование функциональной грамотности в начальной школе
консультация (4 класс)

Формирование функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_funktsionalnoy_gramotnosti_boyko_o.v._2.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Васильевна Бойко,

 учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

руководитель МО учителей начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением отдельных

 предметов № 52» города Курска

 «Мои ученики будут узнавать

новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами. 

Моя задача - помочь им раскрыться

и развить собственные идеи».

Иоганна Генриха Песталоцци

Виды функциональной грамотности,

формируемые у  обучающихся в начальной школе

        С 1 сентября 2022 года начальные классы перешли на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Функциональная грамотность - одна из составляющих обновлённых ФГОС. Важнейшая задача современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что же такое «функциональная грамотность»?

  Термин «Функциональная грамотность» далеко не новый, он был введен в 1957 году в документах ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». «Грамотность» - это навыки чтения, письма, счёта и работы с документами. «Минимальная грамотность» - это способность читать и писать простейшие сообщения. Функциональная грамотность – совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем.

  Алексей  Алексеевич Леонтьев (советский и российский лингвист и психолог) дает такое определение: «Функциональная грамотность способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

 «Функциональная грамотность» с точки зрения ученика начальной школы – это  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

   В функциональную грамотность входят следующие  направления: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетентности.

   В рамках международных оценочных исследований TIMSS, PIRLS оцениваются три области функциональной грамотности младших школьников:  грамотность в чтении,    математическая,  естественнонаучная грамотность. На развитие этих направлений делается акцент в начальной школе. Сегодня подробнее становимся именно на них.

   Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм, для целей, требуемых обществом и ценных для индивида.

   Основа формирования читательской грамотности – это работа с текстом. Эффективно зарекомендовала себя технология правильного типа читательской деятельности, включающая в себя три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый, послетекстовый.

Стратегия предтекстовой деятельности – это «вопросы для припоминания»  важной информации, касающейся темы текста;

«рассечение вопроса» - это смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия; «предваряющие вопросы» - это актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Стратегия текстовой деятельности – это: «чтение в кружок»-проверка понимания читаемого вслух текста; «чтение про себя с вопросами»-управление процессом осмысления текста во время его чтения; «чтение про себя с пометками»-мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Стратегия послетекстовой деятельности – это: «отношения между вопросом и ответом»-обучение пониманию текста; «тайм-аут»- самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения в парах и группе; «вопросы после текста» -ромашка Блума, кубик  Блума, проверка понимания текста с помощью критического анализа; « проверочный лист»- проверка понимания текста.

     Читательская грамотность  - это базовый навык функциональной грамотности, это гарантия успеха в любой предметной области, основа развития ключевых компетентностей.

Одним из эффективных учебных материалов, позволяющих формировать читательскую грамотность, является, на наш взгляд, учебно-методический комплект О.Н. Крыловой «Чтение. Работа над текстом». Мы используем это пособие в своей работе и составляем  к урокам литературного чтения подобные задания. А сам предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создавать можно обложку изучаемого произведения, модель книги); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу одноклассника (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

   В этом году команда третьеклассников нашей школы приняла участие в областном конкурсе «Читательский чемпионат» среди обучающихся 3-4 классов. В отборочном туре была представлена презентация команды и умение  работать с информацией, анализировать текст, структурировать аннотации к произведениям, представлять проект.  Из 55 команд только 6 прошли во 2 этап. В финальном туре (командное первенство) была представлена творческая мастерская по теме «С.Алексеев: детям о «Курской битве». Где демонстрировался уровень читательских компетенций, навыки взаимодействия в команде, сформированность и произвольность личностных, коммуникативных, регулятивных УУД на основе умения работать с литературным поэтическим произведением. Творческая мастерская    состояла из следующих этапов: выразительное чтение отрывка, домашнее задание- «Стендовый доклад» «Жизнь и творчество писателя», характеристика героя произведения- «Паспорт», творческий пересказ от имени героя, работа с текстом- приём «Ромашка Блума». Во 2 этапе в командном первенстве мы стали призёрами,  дипломантами 3 степени.  Сейчас идёт подготовка к личному первенству, где необходимо будет представить электронную презентацию книжной выставки, посвящённой теме конкурса, отражающей проектно-исследовательскую, читательскую, творческую работу финалиста.

Уже появился очень полезный курс внеурочной деятельности  «Функциональная грамотность». В тренажере «Функциональная грамотность» задания для школьников представлены  на цветных страницах. Читательская на страницах голубого цвета, математическая на страницах оранжевого цвета.

   В нём уже продуманы задания, ничего самим придумывать не нужно. Единственная пока трудность, это то, что нужно потратить время, на создание презентации.

Хочется отметить, что пока данные задания выполняются с затруднениями, действительно, у ребят нет нужного опыта работы с текстом. Они с трудом выискивают нужную информацию. Еще никак не привыкнут, что надо несколько раз обращаться к тексту и вдумчиво читать.

   Математическая грамотность – способность распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Выделяют три составляющие математической грамотности: 

  • -умение находить и отбирать информацию; 
  • - производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач; 
  • - интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
  • В реальной жизни все три группы навыков могут быть задействованы одновременно.

     Наибольший эффект в процессе формирования математической грамотности  может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей, так как в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.

   Неразрывно математическая грамотность связана с финансовой грамотностью. Финансовая грамотность  – это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях. И здесь не обойтись без уроков цифры.

   В тренажере «Функциональная грамотность» задания для школьников по финансовой грамотности представлены  на фиолетовых страницах. А в работе можно использовать различные пособия.

  Не обойтись без креативного  мышления. Без  умения смотреть на вещи с уникальной точки зрения, замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно и использовать воображение при выполнении задач, в том числе и задач естественнонаучного цикла.

   Естественнонаучная грамотность – позволяет человеку использовать  теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе  призван обеспечить учащихся не только необходимыми общими естественнонаучными знаниями, а ещё и умениями применять эти знания в жизненных ситуациях.  

  Типичное комплексное задание по ЕНГ включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Размещены задания в тренажёре «Функциональная грамотность»  на  зелёных  страницах.

  Таким образом у младшего школьника закладываются основы глобальных компетенций. Что же это такое?  Это способность

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Итак, мы можем рассматривать образование как функциональную грамотность. А модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходимы уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетенции.

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, он  должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

   Это дерево, политое спланированной, чётко продуманной, слаженной работой с использованием современных педагогических технологий, незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

Как дерево зачахнет без полива, так и без грамотной  компетентной работы педагога невозможно добиться развития функциональной грамотности младших школьников.

  Сегодня, как никогда актуальны слова Иоганна Генриха Песталоцци (швейцарского педагога): «Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

  В завершении своего выступления предлагаю вашему вниманию прослушать  притчу, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». Аудиозапись

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –

с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –

добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник,» –

подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

-Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя?

/самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний/.

 Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод;

- умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей.

   Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

Спасибо за внимание.

Список литературы:

          https://img1.picmix.com/output/stamp/normal/4/0/5/9/749504_25c4f.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Примеры заданий по формированию функциональной грамотности в начальной школе

В работе предлагаются примеры заданий, направленные на формирование математической и естественнонаучной функциональной грамотности в начальной школе...

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе.

Данная статья предназначена для учителей начальных классов. В ней идет речь о понятии "функциональная грамотность", приведены примеры методов формирования читательской, математической и есте...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе"

Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучени...

Современные приемы и методы формирования функциональной грамотности в начальной школе

В современном образовании есть необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах  и приемах обучения для формирования функционал...