Развитие познавательных процессов младших школьников через применение игровых технологий
методическая разработка

.Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и психологических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи самовыражения и развития личности, психологии человека как субъекта развития культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Развитие познавательных процессов младших школьников через применение игровых технологий

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуются познавательные процессы, а именно мышление, восприятие, воображение, память, внимание и речь. Однако в современной школе распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу. Достаточно редко учителя предлагают детям игры и упражнения тренировочного типа, требующие проявления выдумки и инициативы. В результате такого обучения у детей недостаточно развиваются познавательные процессы, и как следствие появляются проблемы в школьной успеваемости.

Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) характеризуется развитием познавательных процессов. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго остается непроизвольное внимание детей. Память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. С 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации. Восприятие младшего школьника определяется особенностями самого предмета: замечают не главное, а то, что бросается в глаза, часто восприятие ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного мышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Воображение проходит 2 стадии: воссоздающее (репродуктивное), продуктивное.

Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и психологических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи самовыражения и развития личности, психологии человека как субъекта развития культуры.

Ребенок, пришедший в школу и уже с определенным объемом знаний, только в учебном процессе активно развивается и развивает свою познавательную деятельность. Но чтоб она была еще более эффективной и целенаправленной, это уже в основном зависит от учителя, как он сможет заинтересовать ученика и настроить его на учебную деятельность.

В практике начальной школы основное внимание и время уделяется выработке у детей практических навыков – чтения, письма, счета; требованиям к усвоению знаний, а не к формированию определенного отношения к этим знаниям и глубокой заинтересованности в них. В работах многих авторов (Н.В. Кухарев, Н.Г. Морозова, М.В. Матюхина, С.Л.Фокина, В.Н. Максимова, Ф.К. Савина) отмечается спад познавательных интересов к концу начальной школы. У большинства учащихся они находятся на низком или средне-низком уровне, остаются эпизодическими и не приобретают выраженной мотивационной функции. Поэтому состояние изученности этой проблемы, посвященной исследованию познавательных интересов младших школьников на данный момент недостаточно. Для того чтобы повысить уровень развития познавательных интересов, необходима длительная работа педагогов и психологов, требуется выработать оптимальные пути его развития. Одним из важнейших направлений работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развивающая работа с каждым из познавательных процессов имеет свою специфику.

Так в основе коррекции наглядно-образного мышления в школьном возрасте  лежат выявления и отражение объективных связей и отношений действительности в виде наглядно-пространственных моделей. Основной задачей коррекции в этом случае становится формирования у ребенка умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач. При этом ориентировка детей должна быть направлена на общие способы действия, а не только на получения конкретного результата. Целесообразно применение таких видов конструктивной деятельности, как конструирование по образцу, по условиям и по замыслу.

Коррекция развития памяти может быть направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка – выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирования внешнего опосредования. Коррекция развития внимания определяется задачами становления умениями ребенка контролировать свою деятельность. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой  деятельности.

Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.

1.   Упражнение «Зеваки», цель – развитие внимания.

Процедура упражнения: дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала.

Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончиться, когда 2-3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают.

2.                 Упражнение «Стихотворение» по развитию памяти. Цель – развитие долговременной памяти.

Изучение стихотворения С. Маршака «Пожалуйста, потише!». Заранее записанные слова изучаемого стихотворения – на разноцветных полосках бумаги. Подклеить их кусочками материала, который прикрепить к фланели.

Процедура игры: все сообща читают стихотворение. Затем кто-либо забирает одно выражение. Дети снова читают стихотворение, без труда добавляют недостающую фразу. Затем еще забирают одно выражение и т.д.

Возможны варианты: только мальчики читают; еще забирают выражение, читают только девочки. Фразы снимаются до тех пор, пока на фланели ничего не останется. За время этой игры дети запоминают стихотворение.

3.                 Упражнение «Запомни порядок!». Цель – развитие зрительной памяти.  Процедура игры. Выбирают 5-6 детей. Остальные «зрители».

Из выбранных детей один становится водящим. Другие четыре пять участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» одну минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.

4.   Упражнения «Запрет на слово» по развитию воображения. Цель – развитие воображения.

Процедура игры: педагог, договаривается с детьми не употреблять в течение дня «рука» или «книга». Как только кто-нибудь из участников «заговора» произносит слово, запрещенное в течение этого дня, напротив его имени на доске появляется крест. Суть упражнения состоит в том, что участники должны провоцировать друг друга на употребление именно запрещенного слова. Это требует определенной изобретательности. К тому же надо быть очень внимательным, чтобы не пропустить оговорки других игроков, а также следить за своей речью. Эта игра обостряет чувство слова, так как приходится постоянно  искать слово-заменитель (синоним).

5.   Упражнение «Картинки загадки». Цель – развитие мышления.

Процедура игры: Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.        

6.Упражнение «Сочини предложение». Цель - развитие мышления.

Процедура игры: учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит название двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее простых приемов запоминания через повторение и воспроизведение ребёнок переходит к группировке и осмыслению связей основных частей заучиваемого материала. Для запоминания используются схемы и модели. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на требуемом учебном содержании. Внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объём, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами.

Формируясь в процессе учебной деятельности, как необходимые средства её выполнения, анализ, рефлексия и планирование становятся особыми мыслительными действиями, новое и более опосредованное отражение окружающей действительности. По мере становления этих мыслительных действий у младших школьников принципиально иным образом развиваются и основные познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление.

Проблема развития познавательных интересов стоит перед каждым учителем в школе. Для того чтобы повысить уровень развития познавательных интересов, необходима длительная работа педагогов и психологов, требуется выработать оптимальные пути его развития.

 

Список используемой литературы:

1.            Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб: Питер, 2000.

2.            Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: «Просвещение», 1991.

3.            Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.

4.     Гельфман Е.М., Рябинин Б.С. «Игры и упражнения для маленьких и больших», М.1969 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций

Статья раскрывает основные способы и приемы применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий».

laquo;Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий»....

Активизация познавательной деятельности младших школьников через применение современных технологий

Представление педагогического опыта работы учителя начальных классов по теме "Активизация познавательной деятельности младших  школьниковчерез применение современных технологий"...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий....