Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.
методическая разработка по логопедии

Кузнецова Галина Михайловна

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий.

Учитель-логопед «Школы-интерната № 22 ОАО «РЖД» Кузнецова Г.М.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным ,работоспособность значительно повышается.

Рассмотрим некоторые из игр на уроках русского языка на формирующем этапе эксперимента.

I. «Выбери три слова » (Игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9карточках записаны девять слов:

1-й набор :рыбка, вьюга ,чулок, дубки, варенье, чучело ,ручьи, чум, гриб.

2-й набор :подъезд, склад ,ворона, град ,съемка, клад, ворота, подъем ,в оробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I

рыбка

вьюга

чулок

II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

II . Игра« Почтальон»

Цель :Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика  дисграфии.

Ход :Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.)приглашения.

Дети определяют ,куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра« Шифровальщики»

Цель : автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза понимание  смысло -различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся ,развитие логического мышления.

Ход : Играют в парах :один в роли шифровальщик а,другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра« Клички»

Цель :формирование процесса словоизменения и словообразования ,закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход :Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР,СТРЕЛА, ОРЕЛ,РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК,СТРЕЛКА, ОРЛИК,РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова ,которой вы воспользовались при составлении кличек (суффик с,окончание).

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель :развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

ЛУК

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания : Подчеркни «лишнее» слово .Какие орфограммы встретились в этих словах?2. Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть…………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова,развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных игровых упражнений на уроках состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей,чувствующих свою собственную несостоятельность,создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель ,таким образом ,стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную .Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность ,внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку ,является игра. Цель игры пробудить интерес к познанию ,науке, книге ,учению. В младшем школьном возрасте ...

«Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий»

laquo;Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс ИКТ (информационных коммуникационных технологий»...

Развитие познавательных процессов младших школьников через применение игровых технологий

.Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и психологических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи ...