Особенности работы со слабовидящими детьми.
методическая разработка (1 класс)

Людмила Юрьевна Симонова

Особенности работы со слабовидящими детьми. Этот материал поможет в работе со слабовидящими детьми начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы со слабовидящими обучающимися.

          Я расскажу вам об организации обучения и особенностях работы со слабовидящими детьми в нашей школе.

          Мы работаем по адаптированной основной общеобразовательной  программе начального общего образования для слабовидящих детей.

        Программа предусматривает  три   варианта обучения начального  образования : 4.1. 4.2 , 4.3.

           По варианту 4.1 обучаются дети, которые достигают уровень развития, близкого к возрастной норме. Срок обучения начальной школы 4 года. Такие дети учатся в общеобразовательных школах.

        По варианту 4.2 обучаются дети, которые не достигают уровня развития близкого к возрастной норме.  Получение образования соответствуют образованию детей, не имеющих ограничения по возможностям здоровья. Срок обучения увеличен на 1 год ( обучение в начальной школе 5 лет)

        По варианту 4.3 обучаются дети с легкой умственной отсталостью

( нарушение интеллекта). Срок обучения в начальной школе- 5 лет.

        В нашей школе мы обучаем  слабовидящих  детей по варианту 4.2. 

Но у на есть дети, которые учатся по варианту 4.3 как в классе, так  на надомном обучении.

         Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. Обучая слабовидящего ребенка, учителю необходимо изучить особенности развития данной категории детей и  определить, чем отличается  зрительное восприятие детей с нарушением зрения от зрительного восприятия детей, у кого зрение в норме.              

         Не все представляют, что значит для человека  - видеть плохо. Сейчас мы посмотрим, как видят дети с нарушением зрения.

  1. Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы. Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.
  2. Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

  1. Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

  1. Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.
  2. Косоглазие - заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. При косоглазии   возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

               

      У нас учатся дети с такими заболеваниями как:  миапия ( близорукость, распространенное заболевание глаз, при чем из года  в год оно молодеет), гиперметропия ( дальнозоркость), амблиопия ( как следствие запущенной гиперметропии), астигматизм, нистагм, косоглазие  и другие более тяжелые нарушения.

  Адаптированная образовательная программа строится на базе основной образовательной программы  и в соответствии с особенностями и особыми образовательными потребностями ребенка с нарушением зрения и учитывает:

- разнообразные проблемы речевого развития;

- специфику формирования и реализации мыслительной деятельности;

- специфические проблемы памяти;

- ослабленную познавательную активность;

- нарушения в становлении и развитии всех компонентов моторной сферы (в том числе для формирования навыков письма, чтения);

- ограниченное и замедленное восприятие, снижение скорости переработки всех видов информации;

- пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях;

Вариант  4.2  (по которому  учатся наши дети) предполагает в большей степени коррекцию и развитие у обучающихся нарушенных функций.

         В программу включены  разделы (модули ), обеспечивающих коррекционно-компенсирующую и коррекционно-развивающую направленность образования обучающихся.  Групповые и индивидуальные занятия проводят учителя- логопеды, дефектологи. Тьютеры.

          Успех обучения и развития слабовидящих школьников  в значительной мере зависит  от применения индивидуальных  форм работы с каждым учащимся. Индивидуальный подход  позволяет своевременно предупредить трудности и восполнить пробелы при усвоении знаний. 

          Каждый учитель, набирая 1 класс, делает  офтальмологическую карту своего класса, где указывает:

1.        диагноз заболевания органа зрения;

2.        остроту зрения;

3.        номер парты.

Все эти особенности состояния зрения детей необходимо учитывать в педагогическом процессе:

  1. Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе по рекомендациям офтальмолога.

Детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте, детям с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду на первых партах (чем ниже остротазрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобоязнью (при альбинизме и

др.), должны сидеть как можно дальше от освещенных окон

 При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие

глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.

 В помещения создается повышенная освещенность. Дополнительные настольные лампы при необходимости.

2. Учебники для учащихся  с крупным шрифтом.

3. Используются по необходимости специальные оптические индивидуальные средства: очки телескопические, лупы – ручные , стационарные, используются специальные оптические средства для фронтального обучения: эпи и диапроекторы.

4. Во время фронтальной работы для детей нужно подготовить индивидуальные карточки, тексты, наглядные пособия, чтобы они могли применить при работе с классом, памятки с правилам, алгоритмами, формулами.

5. Педагог должен проговаривать все , что он пишет, рисует, демонстрирует.

6.  Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Следует не торопить их с ответом, а наоборот дать 1—2 минуты .

7.  При работе на доске необходимо использовать указку с ярким наконечником, а для индивидуальной работы с учащимся в тетради или учебнике - ручку с красным колпачком. Это помогает ребѐнку направить взгляд в нужное место и удерживать его более длительное время.

8. Карточка-опора ( я использую памятки) очень важное значение имеет в запоминании и понимании учебного материала слабовидящего ребѐнка (например, жи-ши пиши с и, чаща пиши с а и т.д.). Данная карточка  пишется учеником в тетрадь правил, которую оформляют учащиеся  или в готовом виде раздает учитель. Работа с данной  памяткой облегчает слабовидящему ребѐнку усвоение учебного материала, даѐт возможность быстро найти правило для повторения пройденного материала. Разрешается пользоваться на контрольной работе.

9.  Для восприятия наглядных пособий должно предоставляться больше времени, чем нормально видящим детям. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемому материалу, подойти к доске, внимательно рассмотреть его, обследовать с помощью осязания.

10.  Ручки должны быть с черной или темно синей  (для записи учебного материала) и зеленой (для выполнения графических работ) пастой;

11. Все изображения наглядных пособий должны быть матовые.   Ученикам при расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол с ровной поверхностью.

12. Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой. Между строками надо оставлять широкие промежутки.  Прописи, тетради в узкую и косую линейку не использую. Все тетради  в широкую линейку , разлиновываю сама черной пастой для всех учеников 1 классе.

13. Для детей с косоглазием и амблиопией  необходимо использовать указки,   для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие, рекомендуется использовать подставку для книг.

14. Необходимо  соблюдать в изображениях пропорции в соответствии с реальными объектами.( Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту; он должен соответствовать естественным размерам, т. е. машина должна быть меньше дома, помидор— меньше кочана капусты и т. п.)

15. Линзы  противопоказаны  детям начального звена до старших классов.

16. Время зрительной работы  ограничено ( не более 15-20 минут) Слабовидящий ребенок читает и пишет медленно, поэтому все задания, особенно письменные, творческие и практические работы выполняются в том объѐме, в котором успевает ребѐнок: например, выполняя упражнение по русскому языку одни учащиеся записывают 2 предложения, другие - 3, а кто-то и 5.        

17. Оценка знаний слабовидящих учащихся осуществляется с учетом индивидуальных зрительных и психофизических особенностей детей. (низкая острота зрения и сопутствующие нарушения, трудности восприятия предметов и явлений действительности, замедленность темпа выполнения задания, нарушения речи, заикание и т. д.).

  Результаты техники чтения у слабовидящих детей действительно ниже, чем у их сверстников с нормой зрения.  Техника чтения должна сравняться ко второму полугодию 4 дополнительного  класса. Количество слов в диктантах, изложениях, сочинениях  различается.

У нас с 1 по 4 класс существует безотметочная систама оценивания таких предметов как: ИЗО, технология, музыка и физкультура. Отметка вводится с 4 дополнительного класса.  

18. Физкультура – адаптивная, прыжки, наклоны головы противопоказаны. Нормативов нет.

         Большое внимание уделяю длительности непрерывной зрительной нагрузки. После интенсивной зрительной работы за столом в течение 10—15 минут (чтения, письма, рисования и т.д.) ребенку необходимо сделать упражнения для снятия зрительного утомления, например, взгляд на отдаленные предметы за окном (дом, куст, антенна на доме и т.д.),  атем на метку на стекле, на свой кулачок или любой предмет, находящийся рядом предмет). Одним из наиболее эффективных средств снятия таких следовых впечатлений являются яркие цветовые дорожки. Дети могут самостоятельно «пробежаться глазами» по тренажѐру.  Выполнение на уроке зрительных гимнастик и физкультминуток обязательно.   Во время физминуток очень важно сопровождение взглядом движения рук (например, руки кверху поднимаем и взглядом сопровождаем руки). Моргание, выполняемое в течение 10 секунд в перерыве между заданиями, даѐт также мгновенные периоды отдыха нервам сетчатки, которые находятся в постоянной работе, и посредством этого стимулирует их, поскольку отдых укрепляет нервы. Моргание также способствует расслаблению напряженных мышц, помогая глазам, таким образом, лучше сфокусироваться.        

        Правильная организация обучения слабовидящего ребѐнка  даѐт возможность быть ему успешным, усваивать учебный материал, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.                

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми

Особенности работы с одаренными детьми...

Статья "Особенности работы с гиперактивными детьми "

    Каждый ребёнок индивидуален и требует определённого подхода. Учет индивидуальных особенностей ребёнка просто необходим. Знание свойств психики детей позволяет правильнее пон...

Особенности работы с одарёнными детьми

Доклад на тему " Особенности работы с одарёнными детьми" затрагивает  вопрос о том, как важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить...

Особенности работы с одарёнными детьми

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Статья "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"

В данной статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми в начальной школе....

Особенности работы со слабовидящими школьниками на уроках английского языка в начальной школе

В школах слабовидящих обучение английскому языку начинается со второго класса, обучение ведется по общеобразовательной программе ( базовый уровень). Поэтому к окончанию начальной школы дети школ слабо...

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...