Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)
статья по иностранному языку на тему

Клименко Ольга Сергеевна

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогут поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения. В данной статье представлен личный опыт работы по выявлению и сопровождению одаренных детей в рамках урочной и внеурочной деятельности по английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennost_cheloveka.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                   В.А.Сухомлинский

В современном российском обществе возрастает потребность в творческих, активных людях, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей. Понимая значимость и актуальность данной проблемы, наше образовательное учреждение (МАОУ СШ № 51 г. Липецка) с февраля 2016 года стало одним из участников инновационного проекта «Система выявления мотивированных к интеллектуальной деятельности детей и разработка моделей их поддержки и сопровождения», реализуемого Московским Государственным Психолого-Педагогическим Университетом, при поддержке Департамента образования города Липецка. В рамках проекта была проведена диагностика по выявлению одаренных и высокомотивированных детей среди 5-9 классов, а также разработаны стратегии сопровождения талантливых учеников.

«Иностранный язык» является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной школой стоит задача создания таких условий, которые помогут поддерживать и развивать индивидуальность ребенка, его способности, реализовать и развивать его потенциальные возможности, обеспечивать образовательные потребности одаренных детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их достижения.

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей. Однако, на мой взгляд, выявление способных и мотивированных к изучению языков детей нужно начинать не с 5 класса, а еще в начальной школе. Общепризнано, что сензитивный период для овладения иностранными языками приходится на дошкольный возраст. В школе изучать языки дети начинают со 2 класса, значит, и выявлять одаренных к предмету детей нужно на самых ранних ступенях обучения. Склонность к изучению иностранного языка выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания.

Предлагаемая мною система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру и включает три основных аспекта:

  1. Выявление одаренных детей.
  2. Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.
  3. Результативность работы с одаренными детьми, реализация их потенциальных возможностей.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Для этого я направила все усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. С этой целью в начале учебного года совместно со школьным психологом среди учеников 2 классов (2017-2018 уч. год), в которых я преподаю английский язык, был проведен и обработан Культурно-свободный тест на интеллект (Culture-free test), по итогам которого был выявлен довольно высокий процент одаренных детей. Выбор именно этого теста был продиктован универсальностью для людей всех возрастов, национальностей, уровней образованности и сравнительной простотой установок к заданиям. Данный тест апробирован и рекомендуется специалистами по выявлению одаренности.

Класс

Общее кол-во учащихся в группе

Кол-во одаренных детей,

чел./%

2 А

15

4ч./27%

2 Г

15

2ч./13%

2 Д

14

1 ч./7%

На первый и второй триместр был составлен план участия учащихся 2 классов в дистанционных олимпиадах, реализуемых разными образовательными порталами. Участие и результаты учащихся в олимпиадах, на мой взгляд, способны не только помочь выявить одаренность, но и мотивировать всех детей к изучению языка.

Класс

Дистанционная олимпиада

Кол-во учащихся, принимающих участие

2 А

Я Лингвист

Олимпусик

Мир олимпиад

8

4

3

2 Г

Я Лингвист

Олимпусик

9

6

2 Д

Я Лингвист

Олимпусик

Мир олимпиад

4

3

7

 Задачей развития и поддержки детей с признаками одаренности заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ, но и в том, чтобы продвинуть детей в развитии. Моя приоритетная функция как учителя английского языка - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Работа с одаренными и высокомотивированными детьми должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения, должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время. Целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально, а ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей. Для этого я использую следующие формы работы:

В урочной и внеурочной деятельности я использую следующие виды деятельности:

– проблемно-развивающее обучение,

– работа в малых группах,

– проектно-исследовательская деятельность,

– игровые технологии,

– информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации),

– задания творческого и нестандартного характера.

Очень важно на уроках развивать еще и творческие способности. Развить творческие способности обучающихся мне помогают следующие виды деятельности:

1. Привлечение учащихся к проектной и исследовательской работе. Это делает процесс обучения интересным; расширяет познания за пределы темы; придает учебному процессу динамичность и привлекательность; учащиеся становятся творческими исследователями; получают удовлетворение от работы. В 2017-2018 учебном году под моим руководством 3 учащихся 2 классов пишут научно-исследовательские работы для участия в ежегодной научно-практической конференции, которая проводится в нашем ОУ.

2. Использование ролевых игр, которые активизируют творческий процесс на уроке: включают элементы драматизации; дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями; предполагают неформальное общение. Так, по итогам первого полугодия все три 2-х класса подготовили небольшое театрализованное представление на английском языке на Рождественскую и Новогоднюю тему, которое было продемонстрировано одноклассникам из второй подгруппы.

3. Использование творческих заданий, например, составить комикс, придумать загадку; составить кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков; quiz по заданной теме. Учащиеся 2-х классов поучаствовали в конкурсе на лучшую книжку-брошюру на тему «Мой питомец».

4. Внеклассная работа по предмету, как то: предметные недели; олимпиады; форумы, международные конференции; праздники по изучению английских традиций; марафоны, вечера и т. д. В учебном году запланированы и частично проведены мероприятия, посвященные Хэллоуину, Дню матери, Рождеству и Новому году, Дню Святого Валентина, Международному женскому дню, 1 апреля, окончанию учебного года.

        На мой взгляд, реализация создания условий для развития личности  в обучении иностранному языку происходит  в основном на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок. Что касается разноуровневой технологии, она предполагает незримое подразделение детей на одаренных, продвинутых и обычных. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

        Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений. Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от него личностного роста, хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения. Я стараюсь соответствовать этим требованиям. С этой целью я регулярно принимаю участие в семинарах, посвященных работе с одаренными детьми, проводимых ведущими специалистами Московского Государственного Психолого-Педагогического Университета, а также ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» Липецкой области. В 2016-2017 году проходила обучение в магистратуре МГППУ по направлению Психология и педагогика образования одаренных детей. Я также прошла курс повышения квалификации по теме «Практический опыт и рекомендации по работе с одаренными детьми в соответствии с требованиями ФГОС на уроках английского языка», проводимый ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки». Процесс развития и обучения детей "с признаками одаренности"- это целостная система в моей педагогической деятельности.

        Вырастет ли из ребёнка с признаками одарённости талантливая личность, зависит от множества факторов. Но главной целью для меня на сегодняшний день в процессе выявления одаренных детей и работы с ними является развитие творческих способности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми на занятиях английским языком.

Деятельность педагога, направленная на выявление и развитие одаренных обучающихся в объединении "Веселый английский" Дом детского творчества....

МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образованияМАСТЕР-КЛАССРабота с одаренными детьми на уроках русского языка...

Организация групповой работы на уроках английского языка (из опыта работы)

Семинар-практикум "Современный урок: новые образовательные форматы и и технологии....

Эффективная работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ  В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система...

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...