МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"
учебно-методический материал (2, 3, 4 класс) на тему

Казакова Людмила Ивановна

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

МАСТЕР-КЛАСС

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc426.24 КБ
Office presentation icon universalnye_uchebnye_deystviya.ppt296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей начальных классов

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования

МАСТЕР-КЛАСС

Работа с одаренными детьми на уроках

русского языка


Цель.

Познакомить участников МО с универсальными учебными действиями, их ролью в системе современного общего образования.

Задачи.

  1. Познакомить участников МО с характеристикой универсальных учебных действий.
  2. Познакомить участников МО с заданиями для одаренных детей на уроках русского языка.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе - научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

Слайд №1 (понятие УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд №2 (Функции УУД)

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

1. обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,

искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2. создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

3.обеспечение успешного усвоения знаний,

формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Слайд №3 (виды УУД)

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

Слайд №4 (Личностные УУД)

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Критерий сформированности.

  1. структуру ценностного сознания;
  2. уровень развития морального сознания;
  3. присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
  4. полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

Слайд №5 (регулятивные УУД)

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

  • выбирать средства для организации своего поведения;
  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;
  • тормозить ненужные реакции.

Слайд №6 (Познавательные УУД)

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Слайд №7 (общеучебные УУД)

К^общеучебным универсальным действиям относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Слайд №8

Логическими универсальными действиями являются:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;

» выдвижение гипотез и их обоснование. Слайд №9

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Слайд №10 (Коммуникативные УУД)

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

Критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
  • умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Памятки «Как помочь ученику освоить УУД» 2 часть. Мастер - класс

В 1 класс приходят самые разные дети, но среди общего количества, всегда можно выделить детей, которые усердно относятся к учению, легко идут на контакт со сверстниками и учителем. У таких детей высокая мотивация к обучению, они знают для чего им это надо. Они достаточно легко осваивают УУД. Этих детей мы называем одаренными. Я Вам хочу показать работу с одаренными детьми на уроках русского языка.

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка.

Одаренные дети - это школьники с высокой познавательной активностью

Слайд «Фонетическое задание»

  1. уровень:

подсчитать количество букв и звуков в слове: ещё        3 буквы, 4 звука

  1. уровень:

написать транскрипцию слова ещё        [й'эш'о]

  1. уровень:

привести примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает яма, юла, втроём, гвоздь

Слайд

Какие слова получатся, если в словах куль, ноль, лей, лён звуки произносить в обратном порядке?        

Определите количество букв и звуков в данных словах

 

Слайд

Подбери и запиши слова, соответствующие

Подбери и запиши слова, соответствующие

схемам.

схемам.

...' е ...' е ... ь

к ... т

...'у ... а

к ... шк ...

... ы ... ь

Слайд «Слово и слог»

Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новые слова.

  1. Пластинка, картина, павлин.
  2. Сапоги, парашют, фантазия.
  3. Косари, заморозки, летчик. Слайд «Обычный уровень» Слайд

Прочитайте, путем перестановки букв и слогов составьте слова и запишите их. Подчеркните лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

Ныстачй, лодевой, мучезанный, горазвор. Слайд «Обычный уровень»

«

Слайд «Склонение имён существительных»

Напишите предложения в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

Спишите предложения, определите падеж у слова лист.

Слайд «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Подберите к данным устойчивым выражениям противоположные по значению.

Найдите к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините их линиями.

Слайд «В русском языке много образных выражений, связанных с водой. Например, «как в воду кануть» -бесследно исчезнуть и т.д.»

Вспомните какие устойчивые выражения соответствуют следующим значениям

Установите соответствие между устойчивыми выражениями и следующими значениями

Слайд «ПОСЛОВИЦЫ»

К иностранным пословицам и поговоркам подберите подходящие по смыслу русские.

Поставьте русские и иностранные пословицы и поговорки в пары так, чтобы в каждой паре оказались пословицы, близкие по смыслу.

Слайд

Из каждой данной пословицы выберите по одному слову и составьте новую пословицу Слайд «Обычный уровень»

Модель выпускника 1-го класса. Универсальные учебные умения.

Формирование универсальных учебных умений осуществляется с учётом: а) индивидуальных возрастных особенностей первоклассников; б) преемственности при формировании этих умений в предшкольном периоде.

УУД

Результаты предшкольного образования

Способности как результаты обучения в 1 классе

Личностные

Сформированность внутренней позиции школьника, мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и моральная децентрация.

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятив ные

Функционально-структурная сформированность продуктивной деятельности; для познавательных знаково-символических действий - моделирование(кодирование и дифференциация планов знаков и означаемого)

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познава тельные

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

установления взаимно днозначного соответствия;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре),

« Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

  • синтез как составление целого из частей;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;

сравнение, группировка, классификация объектов на конкретно-чувственном предметном материале;

установление причинно- следственных связей;

различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности;

умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нес кольких точек зрения на объект).

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуника тивные

Учет позиции собеседника (партнера); умение организовать и осуществить сотрудничество; адекватность передачи информации и отображения предметного содержания и условий деятельности.

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Памятка для учителя Как помочь ученику освоить УУД?

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: действие смыслообразования; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание: планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция: оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  1. В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
  2. Важное значение имеет эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; одобрение с подчеркиванием реального продвижения, личностного роста; поощрение познавательной активности, интереса к отдельным предметам и учению в целом.
  3. Создавать благоприятный психологический климат в классе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности как условие для успешного усвоения материала.
  4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении.
  5. Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).
  6. Выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика согласно Устава школы.
  7. Выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
  8. Участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий - театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).
  9. Выстраивание партнерских отношений в системе «школа - родители» в интересах воспитания и развития ребенка. Проектирование программ совместной деятельности (обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса, проектирование и реализация образовательного процесса).
  10. Ознакомление учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности.
  11. Объективность оценок, педагогический такт и педагогическая этика.
  12. Эмоциональная поддержка ученика.
  13. Позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащегося.
  14. Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий при достижении даже малейших успехов, не забыть похвалить.
  15. Для        учащихся с завышенной самооценкой учебных действий необходимо регулярно проводить разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.

1. Познавательные УУД:

  1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно.
  2. Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  3. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставляйте ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
  4. Максимально используйте возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования
  5. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  6. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  7. Не только давайте знания — но еще и показывайте их границы. Сталкивайте ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Коммуникативные УУД:

  1. Создайте благоприятную общую атмосферу в классе — атмосферу поддержки и заинтересованности;
  2. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
  3. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
  4. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
  5. Нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
  6. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
  7. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?), переспрашивать, уточнять;
  8. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

Научите ребёнка

  1. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
  2. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
  3. Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  5. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
  6. Понимать причины своего неуспеха и находить способй выхода из этой ситуации.
  7. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Задания для работы с одаренными детьми на уроках русского языка

Одаренные дети

Обычный уровень

Фразеологизмы

Подберите к устойчивому выражению противоположный фразеологизм

  1. Сидеть сложа руки.
  2. Держать ухо востро.
  3. От рук отбиться.
  4. Во всю ивановскую (кричать).
  5. На чужой шее сидеть.

Найдите к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините их линиями.

  1. Не покладая рук.
  2. Ворон считать.
  3. В руки взять.
  4. Воды в рот набрать.
  5. Своим горбом жить.

В русском языке много образных выражений, связа бесследно исчезнуть, «как в воду опущенный» - им

Вспомните какие устойчивые выражения соответствуют следующим значениям

  1. Хранить молчание.
  2. Это еще как сказать, неизвестно, каков будет исход.
  3. Угадал, правильно предсказал.
  4. Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос.
  5. Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи.
  6. Полное сходство.
  7. Ничем не проймешь, все нипочем.
  8. Избежать заслуженной кары.
  9. Дальний родственник.
  10. Заниматься какой-нибудь бесполезной работой.
  11. Жить впроголодь, бедствовать.
  12. Много времени прошло

иных с водой. Например, «как в воду кануть» - гющий унылый вид и т.д.

Установите соответствие между устойчивыми выражениями и следующими значениями

  1. Воды в рот набрал.
  2. Вилами по воде писано.
  3. Как в воду глядел.
  4. Воду мутить
  5. И в огонь, и в воду
  6. Как две капли воды
  7. С гуся вода
  8. Выйти сухим из воды
  9. Седьмая вода на киселе
  10. Воду в ступе толочь
  11. Сидеть на хлебе и воде.
  12. Много воды утекло

Приведите известные вам фразеологизмы со словом язык.

Язык проглотил. За язык тянуть. На языке вертится. Язык за зубами держать.

О каком предмете так говорят: Что это? Его рискуешь проглотить вместе с чем - нибудь вкусным;

За него тянут, вынуждая, что - то сказать; На нем вертится то, что вот - вот вспомнишь; Его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.

Язык, зуб, губы

Пословицы

Отгадайте пословицу, если из нее известно только 2 слова, Запишите получившиеся пословицы.

  1. свет - тьма;

(Ученье свет, а не ученье тьма)

  1. труд - лень;

(Труд кормит, а лень портит.)

  1. встречают - провожают;

(Встречают по одежке, а провожают по уму)

  1. погибай - выручай.

(Сам погибай, а товарища выручай)

Из данных слов составьте пословицы.

  1. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим.
  2. Другому, яму, упадешь, не, сам, в, нее, рой.
  3. Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят.
  4. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь.

К иностранным пословицам и поговоркам подберите по смыслу русские пословицы и поговорки,

  1. Когда у меня на ладони волосы вырастут,
  2. Находясь среди ворон, нужно каркать, как они.
  3. Тихая вода берега подрывает.

Поставьте русские и иностранные пословицы и поговорки в пары так, чтобы в каждой паре оказались пословицы, близкие по смыслу

  1. Когда рак на горе свиснет.
  2. С волками жить - по-волчьи выть.
  3. В тихом омуте черти водятся.

Из каждой данной пословицы выберите по одному слову

и составьте новую пословицу.

а)

От иной похвалы хоть в землю уйти. Лежебоке и солнце не в пору восходит. Не солома красит гумно, а зерно. Человека встречают по одежке, а провожают по уму.

Где охота и труд, там и поля цветут. (Землю солнце красит, а человека - труд)

б)

Все за одного, один за всех.

Не все то золото, что блестит.

Не боялся браться, так и не страшись делать.

Виноватый винится, а правый ничего не боится.

Из дуги оглобли не сделать.

(За всё браться - ничего не сделать)

Прочитайте пословицы. По смыслу разделите их на две группы. Запишите, вставляя пропущенные буквы.

Дожд.. в мае хл..ба подымает.

Чист м..п..дец: ни коз, ни ..вец.

В..да на лугу - сено в ст..гу.

Дуга з..л..ченая, сбруя ременная, а лошад..

некормленая.

Слово и слог

Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новые слова.

  1. Пластинка, картина, павлин, (пластилин)
  2. Сапоги, парашют, фантазия, (сарафан)
  3. Косари, заморозки, летчик (самолёт)

Из слов каждой строчки составьте новое, используя для этого их первые слоги.

  1. забор, гадкий, камера (загадка)
  2. кролик, ватрушка, каша (кроватка)
  3. овчина, царапина (овца)
  4. русалка, башмак, канат (рубашка)
  5. рокот, ботва (робот)
  6. лавсан, камера (лавка)
  7. пояс, гордость, какаду (погодка)

Прочитайте, путем перестановки букв и слогов составьте слова и запишите их. Подчеркните лишние слова, объясните, почему оно лишнее.

Ныстачй, лодевой, мучезанный, горазвор.

(частный, деловой, замученный, разговор)

Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.

Ложа - жало Тьма - мать Мазок - замок Ропот - топор Образ - забор

Некоторые предлога имеют две формы например о

и об. Перепишите данные слова с предлогами,

разделив их на 2 столбика:

Первый - с предлогом о;

Второй - с предлогом об.

(О, об) Иване, (О, об) диване, (О, об) Юре, (О,

об)Ольге, (О, об) арбузе, (О, об) дыне, (О, об) ягодах

Найди ошибки в написании слов, исправь их.

Потрет, сюприз, центер, конфорт, колидор, синпатичный, анплуа.


Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.

Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду. В поселке год назад возвели несколько одноэтажных домов. Он обратно опоздал на урок.

(победили, построили, опять)

Прочитайте предложения, найдите ошибки. Запишите предложения правильно.

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котенок.

На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

Склонение имен существительных

Напишите предложения в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист.

С листом связано По ним в лист поступают в< Лист под ветре Жилки придают У листа гис

Определите падеж у слова лист, в предложениях.

здоровье растения.

еда и питательные вещества.

)м не ломается.

листу прочность.

жая ножка.

Слово и слог

Какие слова получаться, если в словах куль, ноль звуки произносить в обратном порядке?

(люк, лён)

Определите количество звуков и букв в словах: юг,

соль.

(3,3)

*



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования СОСТАВИЛА: учитель начальных классов Казакова Л.И.

Слайд 2

Понятие УУД умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность

Слайд 3

Функции УУД обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Слайд 4

Виды УУД Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные

Слайд 5

Личностные УУД личностное, профессиональное, жизненное самоопределение действие смыслообразования ( установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом) действие нравственно- этического оценивания 1 2 3

Слайд 6

Регулятивные УУД целепологание планирование прогнозирование контроль саморегуляция коррекция оценка

Слайд 7

Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

Слайд 8

Общеучебные универсальные действия Выделение познавательной цели Структурирование знаний Поиск информации Выбор способов решения задач Смысловое чтение Контроль и оценка процесса Речевое развитие Решение проблем знаково-символические действия моделирование преобразование модели

Слайд 9

Логические универсальные действия выдвижение гипотез и их обоснование построение логической цепочки рассуждений анализ объектов доказательство синтез — составление целого из частей подведение под понятие выбор оснований и критериев для сравнения установление причинно-следственных связей

Слайд 10

Постановка и решение проблемы формулирование проблемы самостоятельное создание способов решения проблем

Слайд 11

Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли управление поведением партнёра постановка вопросов разрешение конфликтов

Слайд 12

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка.

Слайд 13

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ШКОЛЬНИКИ С ВЫСОКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Слайд 14

Фонетическое задание 1 уровень: подсчитать количество букв и звуков в слове: ещё 3 буквы, 4 звука 2 уровень: написать транскрипцию слова ещё 3 уровень: привести примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает [ й ’ эщ ’ о ] яма, юла, втроём, гвоздь

Слайд 15

Какие слова получатся, если в словах куль, ноль, лей, лён звуки произносить в обратном порядке? (люк, лён, ель, ноль)

Слайд 16

Подбери и запиши слова, соответствующие схемам. … ’ е … ’ е … ь … ’ у … а … ы … ь Зелень, ремень Щука, чума Мышь

Слайд 17

СЛОВО И СЛОГ Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новые слова. 1. Красота, капитан, слива. 2. Сапоги, парашют, фантазия. 3. Косари, заморозки, полёт. крапива сарафан самолёт

Слайд 18

кролик, вата, ткачиха русалка, баранка, шкатулка пилот, ондатра снежинка, гирька Из слов каждой строчки составьте новое, используя для этого их первые слоги. кроватка рубашка пион снегирь Обычный уровень

Слайд 19

Прочитайте, путем перестановки букв и слогов составьте слова и запишите их. Подчеркните лишнее слово, объясните, почему оно лишнее. Ныстачй, лодевой, мучезанный, горазвор. (частный, деловой, замученный, разговор )

Слайд 20

Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества. Обычный уровень Образ Ропот Мазок Тьма Ложа жало мать замок топор забор

Слайд 21

Напишите предложения в порядке следования падежей при склонении, ориентируясь на слово лист . С листом связано здоровье растения. Склонение имён существительных Лист под ветром не ломается . У листа гибкая ножка. Жилки придают листу прочность. По ним в лист поступают вода и питательные вещества . И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п.

Слайд 22

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Подберите к данным устойчивым выражениям противоположные по значению Сидеть сложа руки. 2. Держать ухо востро. 3. От рук отбиться. 4. Во всю ивановскую (кричать). 5. На чужой шее сидеть. 1. Не покладая рук. 2. Ворон считать. 3. В руки взять. 4. Воды в рот набрать. 5. Своим горбом жить.

Слайд 23

В русском языке много образных выражений, связанных с водой. Например, «как в воду кануть» -бесследно исчезнуть и т.д. Вспомните какие устойчивые выражения соответствуют следующим значениям Хранить молчание. Это еще как сказать, неизвестно, каков будет исход. Угадал, правильно предсказал. Сбивать с толку окружающих, умышленно вносить неразбериху в какой-либо вопрос. Быть готовым на любой поступок во имя привязанности, идеи. Воды в рот набрал. Вилами по воде писано. Как в воду глядел. Воду мутить. И в огонь, и в воду.

Слайд 24

ПОСЛОВИЦЫ К иностранным пословицам и поговоркам подберите подходящие по смыслу русские. 1. Когда у меня на ладони волосы вырастут. В тихом омуте черти водятся. 2. Находясь среди ворон, нужно каркать, как они. 3. Тихая вода берега подрывает. Когда рак на горе свиснет. С волками жить - по-волчьи выть.

Слайд 25

Из каждой данной пословицы выберите по одному слову и составьте новую пословицу. От иной похвалы хоть в землю уйти. Лежебоке и солнце не в пору восходит. Не солома красит гумно, а зерно. Человека встречают по одежке, а провожают по уму. Где охота и труд, там и поля цветут. Землю солнце красит, а человека - труд

Слайд 26

Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. Из данных слов составьте пословицы. Обычный уровень Другому, яму, упадешь, не, сам, в, неё, рой. Коню, не, в, дареному, зубы, смотрят. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь . В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Не рой яму другому, сам в неё упадешь. Дарёному коню в зубы не смотрят. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Олимпиада по русскому языку (2015г) 3 класс

Олимпиадные задания можно использовать для любого УМК. Разработаны ключи. В работе могут использовать педагоги и родители....

Проект"Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка"

В работе раскрывается диагностика одаренного ребенка, Специфика работы с одаренными детьми,принципы педагогической деятельности в работе с ними.психодиагностические обследования среди учащихся,.методи...

Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка

Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год...

Выявление и особенности работы с одаренными детьми на уроках английского языка. (обобщение опыта работы)

Урок иностранного языка является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Следовательно, перед современной ...

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...