Проект"Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка"
проект на тему

Татьяна Валентиновна Каюшкина

В работе раскрывается диагностика одаренного ребенка, Специфика работы с одаренными детьми,принципы педагогической деятельности в работе с ними.психодиагностические обследования среди учащихся,.методики диагностики одаренности для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennyy_rebenok.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Московской области «Академия социального управления»

Кафедра человековедения и физической культуры

                               Итоговый практико-значимый проект

«Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка»

по курсу «Одаренный ребенок: индивидуализация обучения и проблемы его социальной адаптации» (72 ч.)

                                        

                                                                   Слушатель:  

                                                                                  Каюшкина Татьяна Валентиновна,

                                                                               Учитель начальных классов                                                                    МОУ СОШ №17 город Клин        Московской области

                                                                 Научный рук. проекта:

                                                                      Гаврилова И.Н.,

стар.преп.

Москва 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

1.1.Специфика работы с одаренными детьми  ……………………….................5

1.2.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми……………………………………………………………………….…..…6

1.3.Роль учителя в развитии одаренности ребенка……………………………..7

1.4.Психодиагностические обследования среди учащихся……………….……8

1.5.Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей…………………………………………………………………………..8

Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

2.1.Основные методы и формы работы с одаренными детьми…………….....10

2.2.Развитие одаренного ребенка на уроках  русского языка………………………….………………………………………………..…11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……………………………15

ВВЕДЕНИЕ

« Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля…Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р. Дж. Стернберг, Е. Григоренко.

На сегодняшний день проблема диагностики  и развития одаренности у детей, а также условия их воспитания на уровне школы и семьи стоит очень серьезно и насущно,  это одна из приоритетных задач современного образования.

Проблемой одаренных детей продуктивно занимались следующие отечественные психологи: Н.С.Лейтес, В.С.Юркевич, А.И. Савенков, А.В. Хуторский, Е.С. Белова, А.М. Матюшкин, Л.В. Матвеева, О.П. Котикова.

Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидеть в каждом ребенке личность, помочь ей сформироваться, развиться и совершенствоваться, распознать индивидуальность, а также создать систему работы с одаренными детьми, в полной мере содействующую развитию их способностей, - задача педагогов, семьи. Каждый одаренный ребенок неповторим, но при всех индивидуальных проявлениях детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Цель: диагностика и развитие одаренного ребенка

Задачи:   1) выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;

2)разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

3)определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;

4)проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);

5)совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Диагностика одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Психологи рекомендуют вместо одномоментного отбора одаренных детей направлять усилия на постепенное, поэтапное их выявление и сопровождение в процессе образования по специальным программам (в системе дополнительного образования) и в процессе развивающего обучения (в условиях общеобразовательной школы). Прежде всего, необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию. Высокие показатели психометрических тестов интеллекта (Гилфорда, Торренса) могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не о его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности (Вильямса, Туник) могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей. Более того, проблема диагностики одаренных детей имеет четко выраженный морально-этический аспект, и необходимо соблюдать принципы гуманистического проведения диагностик. Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление). Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.

  1. Специфика работы с одаренными детьми

Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Познавательная потребность.

а) активность - ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать

б) потребность в самом процессе умственной деятельности

в) удовольствие от умственного напряжения.

Интеллект. Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа школьного психолога и учителя. Существует большое количество психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

психомоторной, интеллектуальной, творческой, в сфере общения

1.2.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

1.3. Роль учителя в развитии одаренности детей

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Какими качествами должен обладать учитель, работающий с одарёнными детьми?

Учитель должен:

  1. быть доброжелательным и чутким;
  2. разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
  3. иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста(в том числе и со своими собственными детьми);
  4. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  5. иметь широкий круг интересов и умений;
  6. иметь помимо педагогического ещё какое-либо образование;
  7. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одарённых детей;
  8. иметь живой и активный характер;
  9. обладать чувством юмора(но без склонности к сарказму);

10. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

11. иметь творческое, возможно нетрадиционное, мировоззрение;

12. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

13. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одарёнными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний

1.4.  Психодиагностические обследования среди учащихся

(работа школьного психолога)

   В качестве диагностического материала планируется использовать:

  • анкетирование родителей и учителей;
  • специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
  • диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
  • диагностику видеомоторной коррекции;
  • вербальный тест Айзенка;
  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
  • шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
  • методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
  • методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
  • тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
  • тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
  • тесты для интеллектуалов.

1.5. Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей

 Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет), в адаптации Е.Е. Туник ,состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработанные специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчеты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога, психолога, родителей за социальными взаимодействиями ребенка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности. Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей: музыкальных, математических, художественных.

 

II. СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

2.1.Основные методы и формы работы с одаренными детьми

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

Формы работы с одаренными учащимися:

творческие мастерские, групповые занятия, кружки по интересам, конкурсы, интеллектуальные игры, участие в олимпиадах ,работа по индивидуальным планам( индивидуальное обучение одарённых детей);

Как же мы должны обучать одарённого ребенка (одарённых детей), если выявили такового (таковых) у себя в классе?

Учителю в работе необходимо:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить:

-название темы, план изучения темы, основные вопросы, практические работы, задания для самопроверки, формы контроля.

5. Для анализа результатов работы оформить сводную  таблицу.

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

2.2.Развитие одаренного ребенка на уроках русского языка

На уроках русского языка я использую традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными  и своеобразными формами работы, такими как:

  • дискуссии и диалоги;
  • творческие задания;
  • семинары, практикумы;
  • игровые  задания, ребусы, викторины.

На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.

Очень важно для развития ребят и участие в предметных олимпиадах, так как это один из способов определения глубины интереса учащегося к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.  Решение разнообразных филологических задач способствует развитию логического, аналитического и образного мышления.

К нестандартным заданиям этого типа относятся:

«Лингвистические угадайки»

Работа над нестандартными заданиями этого типа также связана с деятельностью учащихся по опознанию языковых явлений, но, в отличие от «перевода», они должны либо восстановить «первоисточник» по отдельным его деталям и признакам, либо «угадать» слово по его описанию. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся, развивается и совершенствуется чувство языка

Из нестандартных заданий этой группы можно отметить следующие:

  • угадывание слов по толкованию или по общему признаку;
  • расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
  • разгадывание загадок.

«Лингвистические вопросы»

«Творческие задания»

 Этот тип заданий связан с работой над комплексным анализом текста, его толкованием и оформлением, преобразованием. Такие задания требуют от учащихся умения анализировать текст, определять его особенности.

К заданиям этой группы относятся:

  • составление собственного текста;
  • редактирование чужого текста;
  • комплексный анализ текста;
  • составление  дополнительного задания к тексту

Эти и другие  задания способствуют углублению знаний по русскому языку обогащению словарного запаса учащихся, развивают смекалку, сообразительность, воспитывают «языковое чутьё». Использование нестандартных заданий обеспечивает развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности; нестандартные задания (шутки, ребусы, кроссворды и  др.) требуют языкового анализа, а это один из эффективных методов обучения и развития.

Я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся.

 Внимательно изучив различные подходы в работе с одаренными учащимися, я для себя отметила, что перспективными для развития ребенка являются комплексные использования различных форм работы, методов диагностики одаренности и развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Однако проблема диагностики и развития высоко - одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует. Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.  От того, какими мы воспитаем детей сейчас, зависит наше будущее, а потому от педагога требуется максимальное содействие развитию потенциальных возможностей личности ученика, способности к творческой мысли.  На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.  Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание  условий для развития интеллектуальной, активной, разносторонней,  творческой личности учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: [учебник] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2013.
  2. Гаврилова, И. Н. Управление педагогическими конфликтами в учебно-воспитательной работе с творчески одаренными подростками. – М.: ООО «Соверо-принт», 2011.
  3. Гришина, Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. Спб.: «Питер», 2008.
  4. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012.
  5. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / А. Б. Белинская. - М.: Дашков и К, 2010. 
  6. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты / Под ред. Матюшкина А. М., Матюшкиной А. А. - М.: ЧеРо, МПСИ, 2006.
  7. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
  8. Шейнов, В. П. Управление конфликтами: теория и практика /В. П. Шейнов – Минск: Харвест, 2010.
  9. http://nachalka.info/methods/— Сайт «одаренные дети».
  10. http: //.en.eaicy—dar.ru/nordoc/doc20.html — Рабочая концепция одаренности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

Русский язык. Сообщение.Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Приёмы и методы работы для правильного и безошибочного письма....

Диагностика и развитие одаренного ребенка на уроках русского языка

Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год...

МАСТЕР-КЛАСС "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка"

Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образованияМАСТЕР-КЛАССРабота с одаренными детьми на уроках русского языка...

Педагогический проект "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и,...

Работа с одаренными учащимися на уроках русского языка в начальной школе

Данная статья рассказывает. как можно организовать работу с одаренными детьми на уроках русского языка в начальной школе....

Проект: "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе."

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих передначальной школой, принадлежит изучению родного языка.В современной школе главнейшая задача обучения русскомуязыку младших школьников это формиро...