Методическая копилка интересных приемов к индивидуальной теме по самообразованию: «Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения"
методическая разработка

Гень Оксана Владимировна

Методическая копилка интересных приемов формирования учебной мотивации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_kopilka_priemy_motivatsii.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка интересных приемов к индивидуальной теме по самообразованию:

«Формирование учебной мотивации у обучающихся с ЗПР, как условие успешного обучения»

Цели и задачи

Цель - повысить интерес коллег к овладению эффективными приемами мотивации для применения

Задачи :познакомить с приёмами работы на уроке для повышения мотивации; показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию мотивации; показать конкретные варианты приёмов мотивации на этапе урока – мотивация.

Проблема школьной неуспеваемости в настоящее время приобрела особую актуальность. Это связано с тем, что постоянно увеличивается количеством детей с пониженной обучаемостью.

У детей с ЗПР не сформирована мотивационная готовность. Задержка психического развития представляет собой отставание при развитии от норм, принятых в определенном возрасте, при котором страдают – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера. Поэтому многие из средств обучения при работе с такими детьми оказываются малоэффективными, что является актуальной проблемой в работе каждой школы.

Учащиеся с ЗПР обычно рассеяны, невнимательны на уроках. У многих из них зрительная и слуховая память находится на низком уровне. Прослушанный текст такие дети воспринимают с трудом, часто не могут ответить на вопросы учителя или отвечают односложно

Мотивация — это сильная движущая сила, которая заставляет человека что-то делать или чего-то не делать.         

 Какие же методы и приемы использовать на этапах урока, чтобы мотивация сохранялась на протяжении всего урока?

Среди основных задач, стоящих перед школой и перед каждым учителем, является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая бы побудила их к систематической учебной работе. Поэтому в учебно-воспитательном процессе необходимо особое внимание уделять работе по формированию мотивации.

Учебно-познавательную мотивацию учеников необходимо поддерживать на каждом этапе урока, начиная с определения темы и формулирования цели урока и заканчивая рефлексивной оценкой деятельности младших школьников на уроке.

Одним из первых пунктов плана является Организационный момент. Обычно

здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а

ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного

процесса на уроке. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно,

чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна

не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для

добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не

смогут работать с полной отдачей От того, какой интерес учитель хочет

пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и

фразы. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без

сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Провести

же результативно оргмомент на основе непроизвольного интереса – дело

мастера. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут педагогу надо

постараться, чтобы пробудить детский интерес.

Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание

учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость

или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит

эффективность усвоения учащимися учебного материала.

Первый этап урока. Самоопределение к деятельности (организационный

момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

«Хочу, потому что смогу».

 1-2 минуты

 У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность

Приёмы работы.

Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря

следующим приемам:

1.Организационнй этап. Начало урока – 2 мин

 Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в активную творческую учебную деятельность; создание хорошего настроения первоклассников;

Мотивационная задача:  обеспечить условия успешной деятельности, заинтересовать познавательным процессом (эмоционально подготовить  ученика к решению учебной задачи);

Психологические минутки:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям;

- предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом

по парте);

Начать нашу встречу нам поможет снежинка. Давайте будем передавать ее друг другу из рук в руки, говоря друг другу добрые слова и пожелания.

(Участники передают из рук в руки снежинку, говорят друг другу комплименты и пожелания.)

Например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа,

начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

 успеха (указательными);

 большого (средними);

во всём (безымянными);

 и везде (мизинцами);

 Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Упражнение “Подари улыбку”.Это упражнение предназначено для снятия скованности учеников. Первый участник передает в ладони соседу воображаемую улыбку с веселыми пожеланиями, которые будут отображать школьная жизнь. Например, пожелание получить отличную оценку за беготню на перерыве.

Упражнение «Поздоровайся глазами» 

Я поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом прошу каждого ученика глазами показать, какое у него сегодня настроение

Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в

рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например,

1. Пожелайте всем любви и добра.

Мы учимся письму.

Для чего? Почему?

Из крючков, из крючков,

Из кружков, из кружков

Сможем буквы написать.

Если будем мы стараться,

Буквы будут получаться.

2. Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

3. Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: ”Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера.

4. Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

5. С добрым утром

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и считать!

6. Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

Ему по плечу любая работа,

Но прежде разучим правила счёта.

Звонок прозвенел. Он позвал на урок.

Пора! Тишина! К нам наука идёт…

7. Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

8. А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

9. Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

10. Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

11. Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

12. Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

13. Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

14. Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В чудный город попадем.

  Прием «Отсроченная отгадка»

Сегодня наши открытия поместились в этой коробке.  Например « Звери- млекопитающие» , в конце урока - Пора открыть нашу коробку (в ней молоко, шерсть, цифра 4). Что это значит? (признаки отличия зверей-млекопитающих от других животных)

  Прием «Театрализация»

Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно

привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом

следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде

игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.

Русский язык

(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке.

Учитель в шляпке.)

Здравствуйте, друзья!

Я – конферансье.

Знают дети меня не все.

Я выступленья в цирке объявляю,

Артистов на арену приглашаю.

Но чтобы номер первый объявить

Должны вы контролёрам билетик предъявить.

Билетом вашим будут ваши знания.

Скажите, нам без напоминания

Что знаете о букве Ц?

***

Входит Незнайка в класс.

Дорогие ребятишки!

И я взял нынче в руки книжки.

Приглашаю я вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

***

Я – весёлый Снеговик.

К зиме холодной я привык.

В Сочиняй-ке я живу

И со всеми там дружу.

Я каждый день смотрю вокруг:

“Не придёт ли новый друг?”

Сильный и умелый,

Да к тому же смелый!

Математика

Незнайка.

Хоть ты смейся,

Хоть ты плачь,

Не могу решить задач!

Может быть – плохой учебник?

Может быть таланта нет?

Но нашёл я способ верный -

Сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье,

Если вам не жалко сил,

Ну, зачем читать условие?

Раз – умножил, два – сложил.

Я и вычел, разделил.

Ну, всё, как полагается,

Но только правильный ответ

Никак не получается.

Помогите мне, ребята,

Всё расставить по местам.

Научусь решать задачи –

Буду благодарен вам!

Чтение

Бабушка – сказительница.

Жили-были

Старик и старуха...

Любишь ты сказки?

Так слушай, молчи.

Добрая сказка,

Тёплая,

Только, что из печи.

А что может быть

Правдивее хлеба?

Отрежешь ломоть -

И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,

Земля и небо,

Солнце и тучи,

Добро и зло.

Добрую сказку

Помню с детства.

Хочу, чтобы сказку

Послушал и ты.

Чтобы подкралась

К самому сердцу

И заронила зерно доброты.

Погружение в урок.

                 Прием «Девизы»

Прозвенел звонок,

Начинается урок (дети – хором)

Учитель:

В кругу друзей

Лучше считать,

Легче решать

И побеждать!

– Пусть эти слова будут девизом нашего урока

Фразеологические обороты Какой из данных оборотов мы будем использовать на уроке как девиз урока

«Спустя рукава»

«Засучив рукава»

«Работал не покладая рук»

«Бил баклуши»

«Работал в поте лица»

«Каша в голове»

«Ловил каждое слово»

       

2 этап создания проблемной ситуации, подведения к теме

2. Мотивационный этап. Игровая ситуация.  Письмо из зоопарка - 3 мин

Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение  учеников в мир познания;

Мотивационная задача: Сформировать мотив достижения; настроить на успешное выполнение задания

  • Прием «Привлекательная цель»

Перед учащимися формулируется простая, понятная и привлекательная для них цель, достижение которой заставляют их волей-неволей выполнять и то учебное действие, которое планирует учитель. Необходимо найти привлекательную цель в сфере непосредственных интересов младших школьников. Не всегда необходимо находить привлекательную цель и произносить ее вслух. Это только один из возможных приемов входа в урок. (Например, тема: «Свойства воды». Цель учителя - рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками формулируется иная цель - узнать, почему зимой во время сильных морозов выходят из строя водопроводные трубы.)

Тема «Общее представление о частях речи».

Цель учителя - формировать  умения распознавать части речи по вопросам и общему значению.

Цель для учащихся - помочь навести порядок в царстве Частей Речи.

  • Прием «Отсроченная отгадка»

1. В начале урока учитель сообщает удивительный факт или загадывает загадку, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе с новым материалом.
2. Загадка или удивительный факт сообщается учащимся в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. (Например, при изучении в 1 классе темы по окружающему миру «Рыбы, их многообразие», учитель задает вопрос: «Почему рыбы не тонут?».)

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данной темы. Этому могут способствовать следующие приёмы:

  • Прием «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение данной темы просто необходимо.

  • Прием «Автор»

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения данной темы?

  • Прием «Профессионал»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

  • Прием «Мозговой штурм»

Проводится на начальных этапах урока, когда за короткий промежуток времени важно получить как можно больше ответов, идей.

С целью формирования мотивации младших школьников к учебной деятельности полезно через преднамеренно допущенные ошибки при выполнении какого-либо задания вызвать реакцию младших школьников на ошибку, выяснить причины и определить последующие действия.

Прием «Посмотри на мир чужими глазами». 

Тема: «Круговорот воды»

Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.

Кроссворды, ребусы, игры, загадки.

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные  в  корне слова»

 Числовые ребусы: 100Г,     па3от,     100 лб,     3котаж,   3умф,        100рож.

Слова наоборот:   пулут,   дурт,   залг,    зов,   генс,  гарво,   долох

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)

2. “Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло” (Лед)

3. “Без рук, без ног

А ворота отворяет”. (Ветер)

4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)

5. “Не колючий светло - синий

По ветвям развешан ...”. (Иней)

Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)

- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)

- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.

- Какие же явления вы записали в кроссворд?

  • Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
  • Прием «Лови ошибку!»

1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Можно указывать на «опасные места» с помощью интонации или жеста.
2. Ученик получает текст или разбор решения задачи со специально допущенными ошибками. Задания могут быть приготовлены и другими учениками.

Если учитель будет добиваться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания ответа, то дети не запомнят эту ошибку и не будут ее повторять.

Большую роль при формировании мотивации младших школьников к учебной деятельности может сыграть прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности. С этой целью можно предложить следующие методические приемы.

  • Прием «Открытые проблемы»

1. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать уточняющие вопросы. Вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них - повторение уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. (Пример: Репродуктивные вопросы: Зачем африканскому слону уши? Почему слон машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов? Вопросы, расширяющие знания: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона? Развивающие вопросы: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде, пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?)

  • Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Перед изучением учебного текста учащимся формулируется целевая установка: составить к тексту список вопросов. Иногда целесообразно оговорить их количество и содержание.
«Тонкие вопросы» требуют простого, однозначного ответа. «Толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Пример «тонкого» вопроса: Как называются стороны прямоугольного треугольника? Пример «толстого» вопроса: Почему параллелограмм называется « параллелограммом» ?)

  • Прием «Ромашка вопросов»

Ромашка состоит из шести лепестков, на каждом из которых сформулирован вопрос. Данные вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Можно предложить учащимся сформулировать самостоятельно вопросы разного уровня сложности или ответить на имеющиеся. При ответе на вопросы учащиеся анализируют и интерпретируют информацию, строят гипотезы, отстаивают свою точку зрения. Вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности, а также стимулируют мотивацию к учебной деятельности. Вопросы могут быть следующих видов: простыми, уточняющими, интерпретационными (объясняющими), творческими, оценочными, практическими.

(Пример: Какие фигуры могут лежать в основании призмы? Какие виды призм бывают? Сколько ребер имеет треугольная призма? Сколько граней у четырехугольной призмы? Можно ли куб назвать призмой? Почему? Где встречается слово «призма»?)

  • Прием «Синквейн»

Использование данного приема дает возможность проверить усвоение основных моментов изученного материала; творчески переработать ключевые понятия темы, способствует умственной активности учащихся, поддерживает высокий уровень познавательного интереса и содействует формированию учебной мотивации. Правила написания синквейна:
- 1 строка - тема (одно существительное);
- 2 строка - описание предмета (два прилагательных);
- 3 строка - описание действия предмета (три глагола);
- 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
- 5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы (одно слово).
(Пример: Повесть Интересная, увлекательная Читать, узнавать, воображать Я восхищаюсь мудрой повестью Это зеркало жизни!)

  • Прием «Кроссенс»

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратов. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая иллюстрация имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Использование кроссенса возможно на различных этапах урока (на этапе проверки домашнего задания, на этапе формулировки и постановки цели урока, на этапе закрепления и обобщения материала. Разгадывание кроссенса отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию к учебной деятельности, развивает способность.

  • Прием «Необычная обычность»

Включает в себя процесс задавания домашнего задания в необычной форме.

Учащимся предлагаются слова с пропущенными буквами, связанные с изучением той или иной орфограммы (например: ...делать, французс...ий, р...стение, ука...ка, немец...ий, выр...щенный). Из вставленных букв предлагается собрать слово «сказка». И далее домашнее задание связать с полученным словом (сочинить сказку и др.).

Учащимся предлагаются цифры, соответствующие номеру букв в алфавите. Из букв необходимо собрать слово и далее домашнее задание связываются с полученным словом (19, 12, 1, 9, 12, 1 - сказка).

Ключевое слово может быть представлено и по- другому: «Возьмите приставку из слова "предлагать", корень - из слова "сложить", суффикс из слова "умножение", окончание из слова "вишня"». (Получится слово «предложения».) С полученным словом связать домашнее задание. (Например, выписать из художественного произведения предложения на определенное пунктуационное правило.)

Учащимся предлагается математическое выражение (15+6) - 12. Результатом суммы является номер страницы, на которой находится домашнее задание, а значением всего выражения - номер задания.

Можно оформить домашнее задание в треугольниках-конвертах. Назначенный дежурный учащийся, вроде почтальона, раздает ученикам письма- задания.

Таким образом, Перечисленные выше приемы формирования мотивации младшего школьника побуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринужденности и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.

В заключение хотелось бы отметить, что только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным

результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • Рефлексия деятельности
  • Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины. В случае  рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием

1) «Солнышко».

Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

•солнышко;

•солнышко с тучкой;

•тучку;

•тучку с дождиком;

Как вариант: На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

2) «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

3)  Эмоционально-художественное оформление.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна

картина проникнута грустным, печальным настроением, а другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

4) «Букет настроения»

В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой». Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзину или вазу.

 «Дорисуй портрет» отобразить свое настроение на портрете дорисовать.

5) «Гномик весёлый и грустный»

«Радостный гномик» - всё хорошо,

«грустный гномик» - грустно.

6) «Комплимент» Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении (Комплимент- похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока даетвозможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Вариант:

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного

из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Или рефлексивный прием «Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала,

- зелёный лист – нет ошибок,

- жёлтый лист – 1 ошибка,

-красный лист – 2-3 ошибки.

3) Аналогичный ему прием – «Яблоня» – на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся.

- зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня хорошее настроение;

- красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие.

Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям:  «Розовый цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный –самому умному (продуктивному) на уроке ; оранжевый – самому скромному, с вашей точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. «Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»

5) «Сказочное дерево»

Вариант 1:

Прикрепляют на дереве бабочек, плоды, цветы. О размере и цвете

договариваются заранее.

Вариант 2:

На дереве прикрепляют:

  • Красный лист – урок прошел  плодотворно;
  •  Жёлтый лист – довольно хорошо;
  • Зелёный листик – не очень интересно;
  • Коричневый лист – «пропащий» урок.
  1. Прием «Пантомима»

Если довльны — руки вверх

если не очень- голова вниз

если не все получилось — закрыть лицо руками

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия в конце урока – это уже классика жанра. Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.

Оптимальный для этого  вид рефлексии – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

1)эффективен прием незаконченного предложения, тезиса.

2)Например, методика «Рефлексивный экран».

Приём «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей.

Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

 Прием « Уборка в доме» (на доске 3 картинки корзина,мяясорубка,чемодан)

Чемодан — написать, что из знаний,полученных на уроке я бы взял с собой

Корзина- знания, которые ему не нужны

Мясорубка — то,что интересно,но не переработано

 Прием «Альпинист» в случае,если,все понятно альпинист добирается до вершины горы.

Прием «Рифмованные строчки»

«Урок полезен,все понятно»

3) В качестве интеллектуальной разминки интересно использовать достаточно известный прием «Синквейн», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и новое, не требует специального оборудования. В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

1. Синквейн  «Творчество Пушкина»:

Пушкин. (Заголовок)

Великий, талантливый. (2 прилагательных)

Думает, страдает, любит. (3 глагола)

Чувства добрые пробуждает. (Суть темы)

Гений. (Синоним ключевого слова)

4) Прием рефлексии «Оцени себя на уроке»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть

фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок                       Я на уроке                     Итог

1. интересно         1. работал                     1. понял материал

2. скучно               2. отдыхал                   2. узнал больше, чем знал

3.Безразлично       3.помогал другим          3. не понял

5) Прием рефлексии «Выбор»

1.На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок показался мне

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока для меня был

Активно  /   пассивно

Доволен  /   недоволен

Коротким /   длинным

не устал /   устал

стало лучше / стало хуже

7.Домашнее задание мне кажется -

Понятен     /        непонятен

Интересен   /   скучен

Полезен     /        бесполезен

Лёгким  / трудным

интересно  / не интересно

8) Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»

1.На уроке я   работал……..потому что………

2.Своей работой на уроке я………

3.Урок для меня показался…….

4.За урок я…..

5.Мое настроение……..

6.Материал урока мне был………

9) Рефлексия "Плюс – минус – интересно".

Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по

данной проблеме, вопросы к учителю.

10)  «Фразеологизмы»

Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:

- каша в голове

- ни в зуб ногой

- светлая голова

11) «Фразы»

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.

12) прием «Лестница успеха».

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности в конце урока урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

13) «Острова»

Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.

14) прием «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением такого фактора, как осознание содержания материала  на уроке.

15)прием «Ресторан» мы побывали в ресторане и директор просит ответить на несколько вопросов ( начало ответа на доске)

« Я съел бы еще этого ...»

«Больше всего мне понравилось ...»

« Я почти переварил ...»

«Я переел ...»

В заключение хотелось бы отметить, что только грамотный выбор методов и приемов, их обоснованное сочетание, учет методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, что этапы урока мотивация к учебной деятельности и рефлексия, самые необходимые этапы для получения положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...

Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников

Статья по реализованному мной проекту Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников. В статье рассматривется проблема низкой учебной мотивации ...

Условия формирования учебной мотивации и готовность к переходу на вторую ступень обучения

Презентация выступления на методическом объединении учителей начальных классов....

Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников

Приемы развития речевой деятельности в процессе формирования учебной мотивации младших школьников....

Доклад по теме: «Учебная мотивация-основное условие успешного обучения». ( из опыта работы)

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьны...