«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)
проект (1 класс) на тему

Кузнецова Марина Викторовна

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt2.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Итоговая  работа

на курсах повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

« Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

(15.04. – 19.04.2013г.)

(22.04. – 26.04.2013г.)

По  теме:

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ  VIII вида на ступени начального образования»

                                      Выполнила:

                                                                    Кузнецова Марина Викторовна

                                                              учитель начальных классов

                                                                          Сызранского филиала  ГБС(К)ОУ                                                                                

                                                                 школы-итнерната №2

                                                                    г.о. Жигулевск

Сызрань 2013г.

Содержание:

Пояснительная записка.

  1. Этапы реализации проекта.
  2. Технологический аспект
  3. Теоретические основы формирования учебной мотивации обучающихся СКОУ VIII на начальной ступени образования.
  4. Разработка проекта.
  5. Реализация  проекта
  6. Тематический план занятий с детьми
  7. Планируемые результаты
  8. Выводы
  9.  Список использованных источников
  10.  Приложение

Пояснительная записка

    Развитие общества на современном этапе предъявляет новые требования к школе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим проблема мотивации учения является одной из наиболее актуальных, так как она определяет эффективность осуществления учебного процесса. Известно, что положительное или отрицательное отношение школьника к учению может быть причиной его успеваемости или неуспеваемости. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых. Один из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств положительного влияния на процесс формирования мотивов учения у младших школьников.

  Актуальность проекта: развитие процессов гуманизации и модернизации специального образования актуализирует проблемы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с  умственной отсталостью, его социальной защиты, помощи семье в воспитании. Ключевым моментом этих процессов является положение о создании педагогических условий для активизации мотивационной сферы любого ребенка, независимо от его способностей. Особую сложность в организации обучения школьников с  умственной отсталостью составляет то, что развитие психики ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте не достигает уровня, необходимого для успешной учебы в школе и для интенсивного развития учебных (познавательных) и общественных (социальных) мотивов деятельности учения. Дети с умственной отсталостью не обладают самостоятельностью в познании, а их активность носит слабовыраженный характер. Мотивационная структура деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида бедна и носит фрагментарный характер. Мотивы, побуждающие детей данной категории к выполнению какой-либо деятельности (игровой, трудовой, учебной), слабо выраженные и нестойкие, усваиваются формально и не становятся их собственными побуждениями. .Психологией и педагогической наукой создана фундаментальная база для решения проблемы формирования мотивации деятельности. Имеются работы, посвященные общим вопросам мотивации, разработке понятийно-терминологического аппарата проблемы «мотива - мотивации» как психологического образования, определению структурных компонентов; изучению психологических механизмов мотивации, мотивации поведения и формирования личности, формированию мотивации учения. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех. Самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства уверенности, и интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку.

Проблема: слабая учебная мотивация у обучающихся СКОУ  VIII вида

Обоснование проблемы: исследование и формирование учебной мотивации особенно важно в начале школьного образования. Ведь именно в этот период закладываются основы дальнейшей учебной успешности детей. У детей с умственной отсталостью часто возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы, которые отражаются на учебном процессе в целом.

Целью проекта: является формирование учебной мотивации учащихся СКОУ VIII вида  при условии специально организованной деятельности по ее  формированию, включающий приемы:

развивающие занятия c детьми,  с родителями – лекция-интервью и  семинар с элементами тренинга.

  Задачи:

  1. провести теоретический анализ исследуемой проблемы на основе имеющихся литературных источников;
  2.  классифицировать виды учебной мотивации младшего школьника;
  3. составить характеристику возрастных и физиологических особенностей мотивации учения учащихся СКОУ VIII вида ;
  4. экспериментально исследовать мотивацию и приемы ее формирования у обучающихся СКОУ  VIII вида на ступени начального общего образования
  5.   разработать и апробировать программу формирования учебной мотивации детей младшего возраста;
  6. определить эффективность проделанной работы

Стратегия, методы реализации проекта: в работе были применены следующие методы:

- анализ и обобщение материала;

- количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

- наблюдение;

- опрос;

- тестирование.

Использованы методики:

- «Мотивы учебной деятельности» («Я  учусь»);

- « Выбор любимых занятий на уроке»;

- «Составь расписание»;

- Рисуночные методики «Я учусь», «Я играю».

Использованы технологии:

- Технология здоровьесбережения.

- Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

- Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

- Идеи развивающего обучения  (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова)

- Технология проектной и ислледовательской деятельности.

Оборудование:

Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран, видеоплеер, DVD- плеер, телевизор, аудиоцентр.

Не аппаратные средства

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.) 
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши) 
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ учащихся
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

 Работа с родителями: лекция-интервью «Формирование учебной мотивации младшего школьника» и  семинар с элементами тренинга. Выработка памяток для родителей «Как сформировать и поддержать интерес к учебе», «Как общаться с ребенком на языке успеха».

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческо-игровой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение двух месяцев). 
Участники проекта: учащиеся четвертого «А» класса Сызранского филиала ГБС(К)ОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулевск, родители.

Ожидаемые результаты: 

1. актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок,  которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать.

2.  создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)

3.  коррекция дефектных мотивационных установок

4.  изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

  1. Этапы реализации 

Подготовительный

-Изучение теоретических основ проблемы;

-разработка модели;

Поисково – экспериментальный

-Апробирование модели;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.

Заключительный

- Оценка эффективности модели;

 - анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

2.Технологический аспект.

- Технология здоровьесбережения.

- Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

-  Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность») - Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

- Идеи развивающего обучения  (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова)

- Технология проектной и ислледовательской деятельности.

       В работе были применены следующие методы:

- анализ и обобщение материала;

- количественный и качественный анализ экспериментальных данных;

- наблюдение;

- опрос;

- тестирование.

Использованы методики:

- «Мотивы учебной деятельности» («Я  учусь»);

- « Выбор любимых занятий на уроке»;

- «Составь расписание»;

- Рисуночные методики «Я учусь», «Я играю».

Оборудование:

 Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, средства телекоммуникации (выход в Интернет), экран, видеоплеер, DVD- плеер, телевизор, аудиоцентр.

Не аппаратные средства

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, геометрическое лото, логические кубики, пазлы, машинка с эмоциями и т.д.) 
  • Спортивные пособия и предметы (мячи разной величины)
  • Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши) 
  • Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
  • Тетради для творческих работ учащихся
  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

3. Теоретические основы формирования учебной мотивации младших школьников.

Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности младшего школьника, сложная по своей структуре. В этой структуре выделяют:

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.

 Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения.

2) Социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Эти группы мотивов описаны в психологической литературе.

          Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям

2) Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

3) Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1) Широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться  и в чувстве ответственности.

2) Узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

3) Социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Отмечено, что для деятельности учения у школьников с  умственной отсталостью характерны: бедность мотивационной сферы, трудности при самостоятельном формулировании целей, их постановке и удержании, слабая способность к эмоционально-положительному отклику на деятельность свою и одноклассников. По мнению А.А. Ватажиной, С.Д. Забрамной, А.Р.Маллера, В. Цикото целенаправленная работа по формированию мотивации деятельности у детей с  умственной отсталостью даёт положительные результаты в развитии познавательной сферы. Особую сложность в организации обучения школьников с  умственной отсталостью составляет то, что развитие психики ребенка с умственной отсталостью в дошкольном возрасте не достигает уровня, необходимого для успешной учебы в школе и для интенсивного развития учебных (познавательных) и общественных (социальных) мотивов деятельности учения. Дети с умственной отсталостью не обладают самостоятельностью в познании, а их активность носит слабовыраженный характер. Мотивационная структура деятельности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида бедна и носит фрагментарный характер. Мотивы, побуждающие детей данной категории к выполнению какой-либо деятельности (игровой, трудовой, учебной), слабо выраженные и нестойкие, усваиваются формально и не становятся их собственными побуждениями. .

Формирование мотивации учения включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

4. Разработка проекта
         
Изначально необходимо донести до участников проекта важность данной темы. Создать развивающую среду: подобрать материалы, пособия, атрибуты, для игровой, речевой, деятельности детей; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по данной теме. Подобрать материал для продуктивной деятельности. Составить перспективный план мероприятий

Цель первого этапа – изучение сложившейся мотивации учения  у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи:

  • выявить преобладающие мотивы учения у детей;
  • определить учебные интересы младших школьников, наличие или отсутствие познавательных интересов у детей;
  • изучить уровень развития интереса учащихся к содержанию и процессу учения;
  • выявить детей группы риска- с негативным отношением к  школе, школьной дезадаптацией.

Для выполнения данных задач был подобран специальный диагностический блок, состоящий из апробированных и стандартизированных методик. В диагностический блок вошли следующие методики:

1. Методика  «Мотивы учебной деятельности» (Я учусь)

Цель – выявление преобладающих мотивов учения у испытуемых. Детям предлагается готовый перечень мотивов учения. По тому, какой вариант ответа выбирает испытуемый, можно судить о преобладающем у него мотиве.

2. Методика «Выбор любимых занятий на уроке».

           Цель -  выявление уровня развития интереса к учению. По тому, какие занятия выбирает ребенок, можно судить об интересе детей к процессуальной или содержательной стороне учения. Их перечень составлен таким образом, что каждый пункт соответствует занятиям, связанным с содержательной стороной (1,3,6,7), и занятиям с процессуальной стороной (2,4,5) учения.

3. Методика «Составь расписание».

Цель-выявление учебных интересов младших школьников, наличия или отсутствия познавательных мотивов у детей. Ученикам предлагается составить расписание на учебную неделю. Выбирая характер и  количество дисциплин самостоятельно

4. Рисуночные методики «Я учусь», «Я играю»

Цель: выявление детей группы риска (с негативным отношением к школе, школьной дезадаптацией). Детям предлагается нарисовать себя в ситуации учения и ситуации игры .

Н.Г. Лусканова дает следующую оценку детских рисунков:

- соответствие заданной теме;

- выбор сюжета (что именно изображено);

- размеры рисунков и отдельных деталей;

- цветовое решение (Соответствие описанию Люшера).

           Данным исследованием было охвачено 15 человек 4 «А» класса ГБС(К)ОУ школы-интерната №2 г.о. Жигулевск.

При организации процедуры обследования соблюдались определённые правила, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями детей: темп проведения соответствовал индивидуальным возможностям учеников, время выполнения не ограничивалось.

Целью второго этапа было определение эффективного средства формирования мотивации учения у детей младшего школьного возраста. В основу определения легли следующие положения:

- наиболее освоенным видом деятельности для детей данного возраста является игровая. Именно она определяла ход психического развития детей на предыдущем, дошкольном, этапе их жизни. Игровая деятельность легла в основу овладения детьми новой, учебной, деятельности

- игра является универсальным способом развития детей. Она способствует формированию волевых и эмоциональных качеств личности, познавательных процессов, различных форм поведения, навыков общения со сверстниками и взрослыми;

- формирование мотивационной сферы человека предполагает развитие всех (многих) ее компонентов (мотивов, интересов, желания и т.д.) Кроме этого, учебная деятельность должна быть полимотивированной;

- на формирование учебной мотивации оказывают влияние различные факторы, как субъективного, так и объективного характера. Поэтому в этот процесс должны быть включены различные субъекты образовательного процесса, и взрослые, и дети.

Таким образом, организационной формой данного этапа проекта в работе с детьми стали развивающие занятия, с родителями – лекция-интервью и  семинар с элементами тренинга.

Задачи:

- разработать программу формирования мотивации учения у детей младшего школьного возраста;

- апробировать разработанную программу.

Цель третьего этапа – определение эффективности предложенной программы формирования мотивации учения у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- провести постпрограммную диагностику и сопоставить ее результаты с до программными;

- проанализировать выделенные изменения, произошедшие в результате реализации программы

5. Реализация программы

Организация занятий:

Регулярность занятий – раз в неделю.

Длительность: 40минут.

Общее количество занятий – 8 часов

Условия проведения занятий: занятия должны проводиться в просторном, хорошо освещенном, проветриваемом помещении. Необходимо предусмотреть наличие мест для выполнения письменных и подвижных игровых заданий. Важно иметь необходимые канцтовары, предусмотренные для каждого задания.

Структура занятий с детьми

Этап

Назначение

Основные процедуры

Планируемое время

Организационный

Создать настрой на предстоящую работу, снять барьеры общения.

Приветствие. Разминка.

Вводное слово ведущего, знакомящего детей с профессией, которой посвящено занятие.

3 минуты

5 минут

10 минут

Основной

Создать представление о формируемом качестве, создать условия для его тренировки.

упражнения в соответствии с рассматриваемой  профессией и необходимыми для нее способностями.

20 минут

Заключительный

Обобщить и закрепить приобретенный опыт.

Рефлексия – оценка своих достижений.

Прощание.

10 минут

Разработка родительского собрания на тему:  «Формирование учебной мотивации младших школьников»

Цель: создание условий для осмысления родителями важности формирования у школьников учебной мотивации.

Задачи:

1. Согласовать с родителями понимание сущности понятия мотивация деятельности и важности формирования учебной мотивации ребенка.

2.Определить приемы и методы, способствующие повышению интереса детей к учению.

Форма проведения: лекция – интервью.

В основе подобных лекций лежит педагогическая коммуникация, и в ней задействован принцип интервью. Данная лекцию проводится по сценарию, где предполагаемые вопросы родителям оговариваются, так как необходимо постепенное развитие сюжета.

Поскольку родители располагаются за большим круглым столом, ведущий задает вопросы через микрофон. Таким образом, постепенно наращивается личностная родительская информация. В случае  если родитель неполно или неточно ответит на вопрос, ведущий походит к своему столу, на котором разложена визуальная информация, и, продолжая мысль родителя, дополняет поток информации. Затем опять возвращается к проведению интервью, время от времени подходя к экранам, трактуя родительскую информацию, дополняя и корректируя ее.

Родителям предлагалось поделиться своими наблюдениями и опытом, отражающим их знание, понимание мотивации учения ребенка.

- Часто ли ваш ребенок рассказывает вам о школе?

- О чем он вам рассказывает?

- Нравиться ли ребенку учиться?

- С желанием он выполняет домашнее задание?

- Что больше всего ему нравится на уроках?

- В чем он видит причины своих учебных успехов и неудач?

- Как вы поддерживаете в ребенке желание учиться?

- Как вы  реагируете на его учебные неудачи?

В конце лекции была роздана памятка «Как сформировать и поддержать  интерес к учебе»

Семинар -  дискуссия с родителями

Цель: создание условий для  осмысления родителями важности формирования ситуаций успеха у школьников.

Задачи:

1.Знакомство родителей с понятием «Ситуация успеха» и важности их создания в повседневной жизни ребенка младшего школьного возраста.

2. Определить приемы и методы создания ситуации успеха.

Этапы подготовки:

1. Подготовка результатов анкетирования учащихся класса по методикам Я учусь, Я играю, любимые занятия, Составь расписание для ознакомления родителей.

2. Подготовка информации для родителей: «Что нужно  ребенку, чтобы чувствовать себя успешным»

3. Разработка заданий  для групповой работы родителей.

4. Разработка памяток для  родителей: «Как общаться с ребенком на  языке успеха

Тематический план занятий с детьми

№ п/п

Название занятия

Назначение

упражнений

Цель

1

«Чему и для чего учат в школе?»

«Учусь, потому

что…»

«Народная мудрость»

«Чтоб специалистом

стать, надо школьные предметы изучать»

Изучение учебной мотивации, роли учебных предметов в профессиональной деятельности человека

2

Профессия –

инженер

Игра «Приветствие»

«Юный математик»

«Что из чего сделано»

«Что из чего состоит»

«Глазомер»

Прощание «Будем учиться…»

Снятие барьера общения. Сплочение коллектива.

Развитие математических способностей

Формирование умение работать в группе, обогащение знаний о материалах.

Формирование представлений об элементах объектов.

Развитие глазомера.

Сплочение коллектива, создание дружеской обстановки

3

Профессия –

журналист

Игра «Слуховая память»

«Догадайся»

«Слово – не воробей»

«Быстрота реакции»

«Угадай кто»

Прощание «Будем учиться…»

Снятие барьера общения. Сплочение коллектива. Формирование наблюдательности.

Обогащение словарного запаса

Знакомство с русским фольклором, развитие речи.

Развитие фонематического слуха, повторение произведений русской литературы

Повторение особенностей мимики человека.

Сплочение коллектива, создание дружеской обстановки.

4

Профессия –

археолог

Игра «Память»

«Раскопки»

«Слепой и поводырь»

«Дорисуй орнамент»

Прощание «Будем учиться…»

Сплочение коллектива, снятие барьера общения.

Формирование способности распознавать объекты, по их начертанию и чувственному восприятию.

Развитие способности определения орнамента,

Сплочение коллектива, создание дружеской обстановки.

5

Профессия –

повар

Игра «Я люблю»

«Поваренок»

«Чувствительный нос

«Цвет и вкус»

«Глазомер»

«Угадай продукт»

«Выдумщик»

Прощание «Будем учиться»

Формирование коллектива

Развитие математических

способностей, знакомство с деятельностью повара

Развитие органов обоняния.

Сплочение коллектива, определение богатого ассортимента продуктов.

Развитие глазомера.

Расширение представления о продуктах.

Развитие воображения.

Пополнение знаний о профессии повара.

Сплочение коллектива, создание дружеской обстановки.

6

Профессия –

водитель

Игра «Миксер»

Игра «Внимание»

«Виды транспорта»

«Глазомер»

«Найти маршрут»

Прощание «Будем учиться…»

Определение сходства одноклассников по различным критериям.

Развитие внимания, наблюдательности.

Знакомство с видами транспорта.

Формирование способности различать объекты по признакам.

Обогащение словарного запаса учащихся. Сплочение коллектива.

Сплочение коллектива, создание дружеской обстановки.

7

Профессия –

историк

Игра «Слуховая память»

Развитие внимания и памяти.

Формирование умения работать в группе

« Эксперт»

«Каким был человек»

«Хроника жизни»

«Не ошибись»

Прощание «Будем учиться…»

Развитие воображения, обогащение знаний о профессии историка.

Развитие быстроты реакции, внимательности.

Развитие логического мышления,

Наблюдательности.

Формирование фонематического восприятия, слуховой памяти.

Сплочение коллектива, создание дружеской атмосферы

8

Заключительная встреча

«Чему мы научились»

Подведение итогов.

7. Планируемые результаты:

1. актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок,  которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

2.  создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)

3.  коррекция дефектных мотивационных установок

4.  изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

8. Выводы:

Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приемов развития учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на начальной ступени образования укрепляет желание детей овладевать знаниями, формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.  Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю и учебному процессу. 

Мы рассмотрели разные пути формирования положительной       устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, так как не один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в становлении учебной мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. Познавательные мотивы формируются постепенно, к концу обучения в начальной школе. Этот процесс происходит успешнее, если ему уделяется специальное внимание, как на уроке, так и во внеурочное время. Это подтвердило и проведенный нами проэкт.  

Список используемых источников:

  1. Венгер,А.Л., Цукерман,Г.А. Развитие учебной самостоятельности \А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. -  М.: ОИРО, 2010.
  2. Гин,А.А. Приемы педагогической техники \А.А.Гин. - М.: Генезис,    2000.
  3. Гиппенрейтер,Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? \Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: АСТ , 2007.

  1. Загвязинский,В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования  \В.И.Загвязинский. – М.: Академия, 2001.
  2. Зегебарт,Г.М., Ильичева,О.С. Учение без мучения. Коррекция дисграфии  \ Г.М.Загебарт, О.С.Ильичева. -  М.: Генезис, 2010.
  3. Ивошина.Т.Г., Рубцов,В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы \Т.Г.Ивошина, В.В.Рубцов. -  М.: МГППУ .  2002.
  4. Игнатьева,Е.И. Психология младшего школьника \Е.И.Игнатьева. – М.:  Издательский центр «Академия»,  2003.
  5. Карандашев,В.Н. Психология: Введение в профессию \В.Н.Карандашев. –М.: Смысл Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Круглова,Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе \Е.А.Круглова. - СПб.: Питер, изд.1-ое, 2004.
  7. Лозоцева,В.Н. Формирование учебной мотивации школьников \В.Н.Лозоцева. -  Школа и производство. – 2004. - №4. – С. 23-36.
  8. Млодик,И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога \ И.Ю.Млодик. - М.: Генезис, 2011.
  9. Овчарова,Р.В. Справочная книга школьного психолога \ Р.В.Очарова. – СПб.: Питер, 2002.
  10. Поляков,С.А. Ученик в зеркалах разновозрастной школы \С. А. Поляков -Первое сентября. – 2001. - №54. – С. 8-28.
  11. Рубинштейн,С.Л. Основы общей психологии \сост. А. В. Брушлинский К. А. Абульханова-Славская. – СПб.: Изд. Питер, 2000.
  12. Семенова,Г.А. Развитие учебно–познавательных мотивов младших школьников \ Г.А. Семенова. - М.: «Школьный психолог». 2004. -  № 10, 18, 21.
  13. Серпова,Н.М. Формирование учебной мотивации у младших школьников \ Н.М.Серпова. - «Сибирский учитель».-2006.- №2.
  14. Сироткин,Л.Ю., Хузиахметов,А.Н. Младший школьник его развитие,  воспитание  \ Л.Ю. Сироткин, А.Н.Хузиахметов. – Казань, 2008.

18.   Сорокина,В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления \В.В.Сорокина. - М.: Генезис, 2007.

  19.     Степанов,С.С. Азбука детской психологии \С.С.Степанов. - М.: Сфера, 2004.

  20.  Столяренко,А.Д. Основы психологии \А.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс,   2000.

  21.  Столяренко,А.М. Психология и педагогика \А.М.Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

 22. Талызина,Н.Ф. Практикум по педагогической психологии \Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2002.

 23. Тешева,М.М. Роль стимулирования и мотивации в обучении \М.М.Тешева - Ежеквартальный научный журнал: Вестник АГУ. – 2005. - №1. – С. 141-144.

 24.  Тылец,Н.А. Эффект резонанса в психическом развитии школьников теория и эксперимент \Н.А.Тылец. -  М.: Соларт,  2010.

 25.  Ясюкова,Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников  \Л.А.Ясюкова. - СПб.: Речь, 2003.

Приложение

 Приложение 1.

Диагностический блок:

Методика «Мотивы учебной деятельности» (« Я учусь»)

     Инструкция: Уважаемый школьник, напиши свою фамилию, имя, класс. Прочитай внимательно все пункты от 1 до 9.Обведи порядковый номер утверждений, которым соответствуют твои желания и интересы (сделай 2 выбора).

1.Учусь, так как на уроке интересно.

2.Учусь, так как заставляют родители.

3.Учусь, так как хочу больше знать.

4.Учусь, чтоб потом хорошо работать.

5.Учусь, чтобы доставить радость родителям.

6.Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

7.Учусь, так как нравиться учиться.

8.Учусь, так как хочу быть культурным человеком.

9.Учусь, чтобы не опозорить класс.

Методика «Выбора любимых занятий на уроке»

     Инструкция: Уважаемый школьник, напиши свою фамилию, имя, класс. Прочитай внимательно все пункты. Выбери и обведи кружочком порядковый номер того, что ты больше всего любишь делать на уроках (сделай 4 выбора).

1.Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

2.Выполнятьупражнения по русскому языку.

3.Узнавать, откуда произошли числа.

4. Решать задачи по математике.

5.Самому составлять задачи.

6.Узнавать правила написания слов.

7.Слушать, когда учитель рассказывает что-то необычное.

Методика «Составь расписание»

      Инструкция: Уважаемый школьник, напиши свою фамилию, имя, класс. У тебя появилась возможность составить учебное расписание на неделю. В это расписание ты должен включить такие учебные предметы,  как чтение, математика, русский язык, изо, английский язык, физ.культура, окружающий мир, трудовое обучение, музыка, ожс.

        В свое расписание ты можешь включить любое число уроков по разным предметам или вычеркнуть из расписания уроки, которые тебе не нравятся.

Рисуночные методики « Я учусь», « Я играю»

        Инструкция: С помощью цветных карандашей ( красный, желтый, синий, фиолетовый, серый, черный, зеленый, коричневый) нарисуй, пожалуйста, как ты учишься. Как ты играешь, нарисуй на обратной стороне листа.

Приложение 2

   

                                                                               

  Памятка

  «Как сформировать и поддержать интерес к учебе»

1. Предоставьте ребенку свободу выбора видов деятельности. Она предоставляет такую ситуацию, где  ученик испытывает чувство хозяина. А, выбрав действие, человек ощущает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Дозируйте контроль за  результатами деятельности ученика. Умело применяйте поощрение и наказание. Чрезмерное осуществление наказаний ослабляет внутреннюю мотивацию.

3. Планируйте деятельность в соответствии с интересами и стремлениями ученика.

4. При выполнении домашних заданий постарайтесь создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества, доверия, которая будет способствовать поддержанию активности ученика.

  Приложение 3                                                                    

                                                                               

 «Как общаться с ребенком на языке успеха? »

Преодоление страха

«Ничего страшного…

Бывает, что люди бояться…»

Скрытая инструкция

«Ты же помнишь, что…»

Авансирование

«У тебя получится…»

Персональная исключительность

«Только у тебя может получится…»

Усиление мотивации

«Нам это нужно для…»

Высокая оценка детали

«Вот эта часть у тебя замечательна! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования.

С эти м докладом выступала на районной научно-практической конференции "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"...

«Формирование учебной мотивации у обучающихся СКОУ VIII вида на ступени начального образования» (проект)

В данном проекте я составила и опробировала программу формирования учебной мотивации у учащихся с нарушениями интеллекта в первом классе...