Статья "Сущность инклюзивного образования".
статья

Быкова О.А.

В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, которых в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире  продолжает расти. В традиционной для Российской Федерации системе образования детей с нарушением здоровья, с особенностями развития обучают в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло значительное  изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Общество осознает, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Сформирована новая установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может делать, несмотря на имеющееся нарушение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «СУЩНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Быкова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

КГБОУ «Барнаульская   общеобразовательная школа-интернат № 1»

«…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом»

 (Л. С. Выготский)

     В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, которых в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире  продолжает расти. В традиционной для Российской Федерации системе образования детей с нарушением здоровья, с особенностями развития обучают в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло значительное  изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Общество осознает, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Сформирована новая установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может делать, несмотря на имеющееся нарушение.

     Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт. Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе. Инклюзивное образование  – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали  потребностям всех без исключения детей.

     Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018 - 2027 годы (утв. Указом Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240)  [1] предусматривает меры:

  • Законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
  • Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

     В настоящее время наша страна находится в начале пути к  инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.

Учитывая актуальность проблемы инклюзивного образования в России, было организовано и проведено теоретическое исследование обозначенной проблемы.

     Инклюзивное образование РФ регулируется нормативными документами, такими как: Конституция РФ, Федеральный закон "Об образовании" (статья 79), Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ", в которых закреплено право на получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. По данным Министерства труда России в настоящее время насчитывают более 15 млн. людей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет 11 % от численности населения страны. Из этого числа более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья. Система образования в РФ долгое время отстраняла детей с ОВЗ за рамки, и они не имели возможности получать образование, а также реализовывать планы, идеи, возможности наравне с детьми без отклонений. Они страдали от дискриминации и отчуждения не только в социальной среде, но и в среде образования, где им не было возможности обучаться в средних и высших учебных заведениях. Главным приоритетом современного образования является обеспечение доступности качественного образования для людей с ОВЗ в течение всей жизни, и возможность его получения. 

     Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

     Остановимся кратко на понятиях «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети-инвалиды». В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. Слово «ребёнок-инвалид» в настоящее время заменяется на «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья».

     Принято различать следующие ключевые понятия:

- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

     Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.  В философии инклюзивное образование трактуется как социальная интеграция детей с ограниченными возможностями. В данном контексте философия понимает интеграцию как форму совместного бытия обычных людей и людей с ограниченными особенностями здоровья, которых поддерживает общество, социальные институты. [2, с.17-20] 
     Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

      Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Инклюзивное образование рассматривается как организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ и оказывают им необходимую специальную поддержку. Инклюзивное образование подразумевает приспособление учебных заведений к нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Педагоги Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго рассматривали инклюзивное образование как доступное для всех детей. [3, с.21] 
     Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети. Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития  участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

     Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация обычных школ принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.

При инклюзивном подходе образовательный процесс позволяет школьникам приобрести нужные компетенции по образовательным стандартам. Главный субъект инклюзивного образования – ребенок с ограниченными возможностями. В сфере обучения понятие ребенок с ограниченными возможностями характеризует детей, который в силу умственных, психических, физических недостатков не могут овладеть обычной школьной программой и нуждаются в специально разработанных содержании, методиках, стандартах образования.

     Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не так давно были специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей таких учащихся должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что:

- все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

- задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

- в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

     Необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется инклюзивное образование (как и образование в целом), но и образование в целом:

1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2) Каждый человек способен чувствовать и думать.

3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8) Все люди нуждаются друг в друге.

     Инклюзия в образовании включает в себя:

  • признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
  • реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой; избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников; различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства; улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ; развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами;
  • признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

     Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

     В.А. Сластенин указывает, что проблема личности и ее развития в специально организованных условиях является сложной проблемой педагогики. Инклюзивную педагогику необходимо исследовать, проектировать условия, описывать, чтобы снизить барьеры развития детей с ограничениями. Для этого необходимо: включение детей с ОВЗ в образовательный процесс как можно раньше; новая система ценностей, установок для достижения толерантности в обществе; использовать разнообразные формы деятельности (познавательной, творческой, социальной); изменение принципов оценки и аттестации учащихся. [4, с.246]     

     Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, выработке культуры инклюзии и привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа, но и изменение культуры школьных и социальных взаимоотношений.

     На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование пытается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. И также можно добавить, что на сегодняшний день инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

     Для развития инклюзивного образования нужна модель педагогического и психологического сопровождения и образовательные маршруты для детей, в которых на каждом образовательном уровне была бы оказана нужная помощь специалистами учреждений. Основная задача – обнаружить индивидуальные положительные особенности в любом школьнике, зафиксировать умения ученика, которые приобретены за некое время, наметить перспективу  совершенствования приобретенных умений и навыков и как можно больше расширить функциональные возможности школьника.

     В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

     На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Как уже было упомянуто в данной работе, это связано со спецификой методик и неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.

     Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

     Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования показал, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.

                    Список литературы

  1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018 -2027 годы, утв. Указом Президента РФ от 29 мая 2017 г.  № 240.
  2. Воронич, Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании / Е.А. Воронич // ФЭН-НАУКА. - 2013. - № 1. - С. 17-20.
  3. Дмитриева, Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении / Т.П. Дмитриева. - Москва: Школьная книга, 2010. - С. 21.
  4. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: "Академия", 2002. -  С. 246.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...