«Анализ и самоанализ урока – средство повышения методического мастерства учителя»
статья

Хрычева Ольга Николаевна

Анализ урока – это разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон.

Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания; как средство контроля и обучения учителя в работе; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Анализ и самоанализ урока –

средство повышения методического мастерства учителя»

Учитель начальных классов

МОУ «Татищевский лицей»

Хрычева Ольга Николаевна

2020

     Анализ урока – это разбор и оценка урока в целом или отдельных его сторон.

Анализ урока необходим: для повышения профессионального мастерства учителя; как средство улучшения преподавания; как средство контроля и обучения учителя в работе; с целью оценки всех возможных сторон учебно-воспитательного процесса на уроке.

     Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на уроке, организаторские, коммуникативные, познавательные способности, действия по освоению обучаемых преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков.

     Сам по себе анализ урока,  формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства учителя.

     Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе учителя. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, оказывать учителям помощь, видеть рост учителя, способствовать успешной аттестации.

     В практике чаще всего применяют следующие виды анализа:

     Краткий оценочный анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации. Он отражает только основные дидактические категории (достигнуты ли основные цели, решены ли познавательные задачи, выполнен ли план урока).

     Структурный анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

     Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоение ими способов учения. 

     Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся. 
     Полный анализ - это система аспектных анализов, включающих в себя оценку от реализации задач урока до психологического аспекта урока. Полный анализ является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока, проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации учителя. 

Любой анализ включает научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо. Но самое главное - реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ученики не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке обучающие, должны усвоить намеченный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.

Анализ – это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Чтобы воздействие на педагога со стороны руководителя и коллег было действенным, необходим глубокий анализ школьной практики и прежде всего урока,  как ведущей формы процесса обучения. 

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение — это лишь первый этап контроля, второй — разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.

 Формы разбора урока могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, на мой взгляд, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем анализируются положительные стороны урока;

в) потом следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, учителю дают рекомендации, по дальнейшему ведению уроков

Правила проведения анализа. 

1.Доброжелательность. 
2. Ищите в уроке лучшее, а не худшее.

3. Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.

4. Слушайте других, не повторяйтесь.

5. Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

6.Не поучайте учителя, а предложите ему рекомендации по совершенствованию урока. 

Наряду с анализом урока  крайне важно владеть самоанализом урока. Ведь самоанализ урока - работа очень сложная и творческая, способная значительно продвинуть учителя в его развитии. Самоанализ - это одно из главных профессиональных умений учителя, умение осуществлять рефлексию хода и результатов своей обучающей деятельности

 Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся в том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям. Учитель и руководящий работник, посещающий урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа. Поэтому в педагогической копилке каждого учителя должен быть набор различных схем анализа урока.

Примерная схема структурного анализа урока. 

1. Тип и структура урока 

- тип и структура урока, его место в системе уроков по теме; 
- тема, цели урока, дидактические задачи на отдельных этапах; 
- дозировка времени. 

2.Содержание и методика повторения учебного материала
- полнота и глубина проверки; 
- методика повторения, дифференциация заданий; 
- охват учащихся проверкой, занятость класса; 
- объективность оценки, аргументация отметки. 

З.Работа над новым учебным материалом
- требования программы; 
- научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного; 
- соответствие материала поставленным целям. 

4.Методы обучения 
- оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; 
- обоснованность применяемых методов; 
- активизация познавательной деятельности учащихся; 
- сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; 
- самостоятельная работа учащихся; 

5.Усвоение нового материала. 

- отбор материала для формирования ЗУН; 
- самостоятельная работа при закреплении; 
- обратная связь. Оценка ответов учащихся. 

6.Задание на дом 
- объем, характер материала; 
- наличие и характер инструктажа; 
- дифференцированность заданий. 

7.Характер деятельности учителя. 
- уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления; 
- речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися. 

8.Результаты урока. 
- подведение итога урока; 
- выполнение намеченного плана урока; 
- качество ЗУН учащихся. 

Самоанализ урока

Класс:________________________

Тема урока:___________________

Тип урока и его структура:____________________

1.        Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.        Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

3.        Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

4.        Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5.        Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

6.        Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7.        Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

8.        Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.

9.        Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10.        Наметить перспективы своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа повышения профессионального мастерства учителя начальных классов

Целенаправленное применение современных   образовательных технологий...

Самоанализ урока - средство повышения методического мастерства учителя

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, результаты педагогических воздействий на ученика, результаты своего труда во...

Индивидуальный план повышения педагогического мастерства учителя начальных классоф

Изучить нормативно-правовую документацию и литературу по ФГОС. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификацион...

Индивидуальный план повышения педагогического мастерства учителя начальных классов

Изучить нормативно-правовую документацию и литературу по ФГОС. Разработать и реализовать индивидуальный план методической работы с целью повышения квалификации и соответствия должностным квалификацион...

Индивидуальный перспективный план повышения профессионального мастерства учителя начальных классов МБОУ "Елховская СОШ" Галиевой Фираи Ахметовны

Индивидуальный план повышения профессионального мастерства учителя начальных классов Ф.А.Галиевой рассчитан на 5 лет. В нем освещено также его выполнение. ...

Программа повышения профессионального мастерства учителя начальных классов

Приложение 1. Программа повышения  профессионального мастерства учителя начальных классов Грибковой Е.Г....