Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности Методическое пособие для учителей начальных классов.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности  Методическое пособие для учителей начальных классов.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

 

 Учитель начальных классов:

Титова Светлана Валерьевна

МОСКВА  2023

Есть еще одна непреходящая ценность - стремление к знаниям.

Н.А.Назарбаев

Каждый ребенок, обладая определенными навыками, должен научиться процессу саморегуляции. Ведь дети, обучаясь на протяжении всей жизни смогут находить внутренние мотивы, которые влияют на процесс саморегуляции и учащиеся должны в себе развивать позитивное отношение к учебе. Учителя современных школ должны стремиться выработать эту способность  у каждого ученика, чтобы организовать процесс, при котором ребенок сам регулирует  и управляет собственным развитием. Учитель  создает такие условия взаимодействия, когда каждый ребенок чувствует себя комфортно, ощущает  поддержку и способствует развитию позитивного настроя. Они подталкивают детей к планированию, анализу и коррекции собственных действий, обсуждению и принятию решений.

В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя сводить духовный мир  маленького человека только к учению». Цель  педагогической деятельности  не только обучение, но и воспитание успешного человека.  Создание каждому ребенку ситуацию успеха – это смысл деятельности педагога. Причем успех должен быть доступен каждому ребенку, если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Педагогическая деятельность ориентирована на выпуск успешного ученика с позитивным отношением к учебе.

Любой учитель стремится воспитать ученика , умеющего учиться, стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

 Какие же условия необходимы для формирования положительных эмоций по отношению к учебной деятельности?

Культура поведения самого учителя  и даже те первые  слова , которыми начнется  урок,  могут сразу создать в классе атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, то есть  создание   коллаборативной среды.

Для создания коллаборативной среды, также  необходимо знать своих учеников, которых обучаешь. К сожалению, мы не всегда знаем своих детей, что можно от них ожидать.  У детей разные интересы: кто- то предпочитает точные  науки, а кто- то гуманитарные науки, бывают дети усидчивые и непоседливые, не все дети готовятся к уроку одинаково, бывают и семейные проблемы,  и от этого зависит их   поведение на уроке и результат успеваемости. Поэтому  в школе проводится   работа  по созданию непринужденной обстановки, когда ребенок становится более общительным, преодолевая тревогу и застенчивость.

    Для создания коллаборативной среды на уроках   можно применять тренинги. Например, тренинг «Дерево достижений» предлагала обратить внимание на  одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех,  кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный лист - желают общаться.

Желтый лист – проявлять  активность.

Синий – будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. Дети выбрали, в основном,  зеленый и красный  цвета, значит, они желали общения  и успеха на уроке.

Так же интересен тренинг «Добрый клубок» с целью  создания  позитивного настроения, повышения сплоченности класса. Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя  и слова приветствия ребенку, стоящему слева.

 Упражнение «Какая рука у соседа» с целью   установления контакта  между учащимися, развития тактильных ощущений.

Упражнение  «Комплимент» с целью формирования умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом. Если кто- то не получил комплимент, то учитель произносит сам  или просит  об этом детей. Для того, чтобы тренинги были более интересными   можно использовать интерактивную доску и готовить презентации слайдов с музыкальным сопровождением  для создания коллаборативной среды.

Совместно с учащимися установили правила поведения на уроках: говорить по одному, не перебивать того, кто говорит, не применять физическую силу, никого не оскорблять, не дразнить. Эти правила в виде пиктограмм  нарисовали на листе ватмана, который постоянно висит на доске во время всех последующих уроков.

Еще одним условием создания позитивного отношения к учебе является групповая работа. Известно, что умение учиться- «новообразование, которое  в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»(Г.А. Цукерман).Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления , познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах   совместно работающих детей. Коммуникативный  контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся  в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своими товарищами. Модель взаимодействия  с одноклассниками эффективна, потому что учащийся получая замечания от такого же ученика менее болезненно реагирует на свои ошибки, уверен в своих возможностях, успешно справляется с заданиями на уроке. Совместная  работа учащихся – групповое взаимодействие, когда коллектив делится на группы.

Образование групп.

Количество участников группы для начальных классов – это 4-5 человек.

Как объединять учащихся в группы ?

1)На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся.Роли в группах распределяет учитель.

2)Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор  распределяет  роли  и следит за правильностью хода обсуждения.

3)Учитель назначает лидера для каждой группы из способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

4)Открытки или  листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали  частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

5)Загадки. Учитель назначает командиров групп – например тех, кто быстро и правильно справился с предыдущим заданием. Каждый командир  получает карточку с текстом загадки (на одну тему).Остальные дети берут со стола листочки, на которых  написаны отгадки. Командиры поочередно читают  загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

6) «Лото». Дети берут картинки  «лото»  и ищут «свое место» на большой тематической карточке: дикие и домашние животные, растения, посуда.

При изучении нового материала лучше объединять в пары «сильного» и «слабого»  учеников, «среднего»  и «сильного».

При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в паре были равносильны: «сильный»- «сильный»,  «средний» - « средний», «слабый» - «слабый».

При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться в пары  по желанию.

Если ребенок не хочет присоединяться ни к одной группе, то принуждать нельзя. Пусть сегодня работает один, в следующий раз ему вновь предложить работать в группе. Если ребенка не зовут в группу, то нужно научить, как нужно попросить, чтобы приняли.

  Ролевые функции членов группы:

1)Писарь – записывает решения;

2)Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

 3)Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

 Работа в группе может быть распределена следующим образом:

1)Группа выполняет общее задание , но каждый  член группы делает часть общей  работы независимо друг от друга. Так можно организовать решение задач, изготовление поделок на уроках технологии.

2)Общее задание выполняется последовательно каждым членом группы. Например, при определении главных членов предложения каждый проговаривает ход рассуждения.

3)Задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными.

Задания для групп:

1)Все группы выполняют одинаковое задание.

2)Группы отличаются по типу работы, т.е.:

1 группа – проектирует;

2группа – проводит исследование;

3 группа – решает проблему. Таким образом можно выполнять практические задания по познанию мира.

3)По теме работы. Например, составление задач к одной схеме.

4)По уровню сложности задания ученик проводит самооценку возможностей.

5)По интересам.

 Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы.

Как дети сидят?

Внимательны ли они или отвлекаются?

Как ведут себя живо или пассивно?

Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

Слушают ли друг друга?

Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

Как соединить детей в группы?

С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. «Слабому» ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый, доброжелательный партнер.

При оценке работы групп следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.

Групповая  работа требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, а для групповой работы надо ставить столы так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, мог  легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости от членов групп, чтобы дети могли соединить  протянутые руки, показывая завершение работы.

 Групповая работа занимает не более 10 – 15 минут от урока.

Распределение момента начала работы (колокольчиком).

Четкость и внятность поставленной задачи.

Групповая работа эффективна для заданий , которые ученик не может выполнить индивидуально.

  В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1)Дети делятся тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками), идет    активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией, отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)Дети занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, сохраняется интерес к познанию. Помнить о зоне ближайшего развития, т.е.не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема не усвоена.

3)Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, возрастает чувство ответственности за проделанную работу, повышается творческий потенциал.

4)Знания усваиваются  лучше.  В  работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать ими  на практике Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя работа.(Например, задания по литературному чтению: чтение и пересказ текста, написать сочинение, придумать свой конец сказки)

5)При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого ученика. Ребенку не дается неусвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

6)Учащиеся приобретают навыки ,необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Учитель должен помнить , что важно сохранить стремление  ребенка к познанию и развить его, к самостоятельности  и активности  в изучении нового, к инициативе и творчеству.

  Работая в группах, каждый учащийся чувствует себя нужным в коллективе. Дети учатся  объективно оценивать действия и поступки своих одноклассников и свои собственные, не боятся выслушивать критику в свой адрес со стороны своих одноклассников. Этот новый подход к работе, т.е. групповая работа, научила детей работать в группе, дети сближаются духовно, научатся  сотрудничать, переживать друг за друга.  Выполнение таких действий способствует установлению между  учащимися отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности, т.е. будут способствовать формированию ключевых компетенций, что приведет к формированию саморегуляции учащихся.От саморегуляции зависит успешность ученика. Чем выше самоорганизация  в классе, тем лучше качество обучения.

     При создании такой обстановки в классе между учащимися, учитель сближается с ними и  исчезает барьер между учителем и детьми. Дети становятся более открытыми  и с большей активностью выполняют просьбы и предложенные им задания. Даже слабоуспевающие ученики стараются, как самостоятельно, так и в группе  выполнить ту работу, которую им доверили. В итоге - единая команда, которая старалась достичь поставленной цели.

      При выполнении различных разноуровневых заданий, дети с большим интересом выполняют задания различной сложности.  Они просят более усложненные задания, чтобы получить оценку «5», даже слабоуспевающие  дети пытаются получить больше заданий, чтобы получить хорошую оценку. Для развития критического мышления,  учащиеся выполняли   разные задания, например: составление кластера, заполнение диаграммы Венна (нахождение общих и отличительных черт), отгадывание кроссворда, заполнение таблицы. Все эти задания способствовали развитию интереса учащихся к изучению предметов.

Расширение свободы и самостоятельности положительно влияют на самочувствие учащихся и результатом будет то, что они будут воспринимать школу, как родной дом, как дом радости, где их любят и им нравится учиться в таких условиях.

  Список литературы:

  1. И. В. Носова «Особенности работы в малых группах». «Начальная школа плюс до и после »№6-2004г.
  2. О. В. Чиханова «Групповая форма организации урока введения нового знания». «Начальная школа плюс до и после»№2-2003г.
  3. «Обучение как поиск и поиск для обучения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

В данной работе я рассмотрела условия, позволяющие сформировать положительное отношение детей к учебе....

Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"

Выступление на МО по теме: "Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности"...

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Создание  условий  для  формирования у  обучающихся  положительных  эмоций  по  отношению  к  учебной  деятельности.    Каждый учи...

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

В статье расказывается об условиях, которые необходимы на уроках , занятиях для формирования  положительных эмоций к учебной деятельности....

Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

Серьезной проблемой 21 века является снижение интереса школьников к учебе, снижение общего уровня культуры воспитательной работы. Учащиеся не слушают, отвлекаются, шумят, не следуют тому, что говорит ...