Доклад "Увлекаем интересным уроком"
статья

Коношанова Вера Викторовна

«Воспитание на уроке. От теории к практике.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekaem_interesnym_urokom.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

учителя начальных классов МКОУ СОШ №2 п. Жигалово

Коношановой Веры Викторовны

02.12.2022г.

Рмо учителей начальной школы «Воспитание на уроке. От теории к практике.»

УВЛЕКАЕМ ИНТЕРЕСНЫМ УРОКОМ

С самых первых минут

        Многие учителя, не успев войти в класс, приступают к проверке домашнего задания. А оргмомент, который занимает всего-то 2–3 минуты учебного времени, часто может решить исход всего урока

Приветствие.

        Многие педагоги это делают мастерски. Они находят такие способы приветствия, что дети каждый раз с нетерпением ждут прихода такого учителя в класс. Например, использовать свои, эмоции для приветствия:

«Я вас оптимистично приветствую!» (надеясь, например, на положительные результаты предстоящей самостоятельной работы),

«Я вас удивленно приветствую!» (войдя в класс, который обычно со звонком только начинает готовиться к уроку, а в этот раз, ожидающий учителя «в полной боевой готовности»),

«Я вас расстроенно приветствую!» (намекая на не очень хорошие результаты проверочной работы)

А можно придумывает двустишия, вроде:

«Я очень рада видеть вас, «Углы» проверим еще раз!» (математик),

 «Север, запад, юг, восток — этому мы посвятим урок»»

Кто отсутствует?

         Хорошо, когда отмечая отсутствующих на уроке мы проявляем участие:

         «Кто-нибудь знает причину отсутствия Вани?», «Он болен?», «С ним кто-нибудь связывался?», «Передавайте ему мои пожелания выздоровления». Это дает возможность ученикам понять, что педагогу «не все равно», и когда кого-то из них не будет в школе, то их отсутствие тоже заметят и проявят участие. А это просто приятно.

Оценка состояния кабинета.

        Ребят нужно приучать к чистоте, к тому, что работать и отдыхать приято в чистом и уютном месте. В этом вопросе у учителя должна быть четкая позиция — начинать урок в чистом кабинете. Пусть на это поначалу придется потратить некоторое время зато потом это войдет в привычку. А превращение хорошего поведения в привычку — очень неплохой результат воспитания.

Настрой.

        Детям очень важно переключиться, настроиться на другой предмет, другую форму подачи материала, другого учителя, наконец. А если до этого еще был и урок физкультуры или контрольная работа, то сконцентрироваться на уроке ребятам бывает очень непросто. Можно начать свои уроки с игры «Счастливчик». Любым случайным способом в классе выбирался ученик, который на время урока объявлялся «счастливчиком». Из предлагающихся вариантов проверки домашнего задания этот «счастливчик» имел право выбрать любое. А если он, получал на уроке отметку, которая его не устраивала, то мог отказаться от нее. Такая игра позволяла ребенку без боязни попробовать выполнить любое сложное для него задание, И самое главное — такая игра в начале урока настраивала детей на позитивный лад, снимала психологическое напряжение, позволяла легко включиться в деятельность.

        Хорошим способом, помогающим ребенку включиться в предстоящий урок, сконцентрировать свое внимание, настроиться на динамичную работу, является проведение в начале урока маленьких упражнений на внимание. Продолжительность таких игр — 1–2 минуты, не более.

Упражнение «Бабочка»: предложите школьникам друг за другом мысленно перемещать бабочку по ячейкам (вниз, вправо, вверх, влево, влево, опять вниз и т.п.), но так, чтобы она не вылетела за пределы таблицы во время их хода.

        Обычно дети радуются тому, что им удалось не «выпустить» бабочку. Все тревоги и переживания предыдущих уроков забыты, и с «чистого листа» можно начинать свой урок.

        Упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие. Одно из самых известных — «Ухо-нос», когда левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Затем хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот». Нам всем важно помнить, что оргмомент — это первый момент встречи учеников и педагога, и от того, какие эмоции возникли у ребенка в начале урока, какое настроение у него преобладает, зависит не только ход урока, но и отношение ребенка к тому, чем ему предстоит вместе со всеми заниматься

Предотвращение усталости и концентрация внимания

        Интересный урок — это урок, на котором дети не устают, а их внимание к тому, что на уроке происходит, держится довольно долго. Добиться этого — особое искусство педагога, Как предотвращать детскую усталость? Об этом и поговорим. Итак, что же можно сделать особенного для предотвращения детской усталости

Особое чувство. В первую очередь, научиться «чувствовать класс». Да, именно научиться (самому!), потому что научить этому невозможно. Это особое педагогическое чувство приходит только с опытом работы. А для этого нужно постоянно практиковать свою наблюдательность, стараться распознавать, кто из детей устал, у кого снижена концентрация внимания, кто проявляет излишнюю возбудимость. И самое главное — фиксировать, после чего это происходит, какой материал, какая форма работы, какой темп и тембр голоса учителя проводят к таким негативным последствиям

Особые приемы. Научившись это распознавать, можно пробовать использовать различные профилактические приемы: — изменять тембр, темп, ритм речи, делать смысловые паузы; — менять позу или место нахождения в кабинете; — менять виды деятельности детей, используя, например, групповую работу, игры или дискуссии; — переключать внимание детей шутками или, напротив, предельной серьёзностью; — задавать неожиданные вопросы по ходу объяснения нового материала: это держит ребят в тонусе.

Особые места. Неплохой способ профилактики усталости — ставить в кабинете 1–2 парты, за которыми можно было бы работать стоя, и разрешать желающим время от времени занимать эти особенные места. Это хорошая возможность для некоторых детей переключиться и снять напряжение

Особые ученики. В любом классе есть дети, которые устают больше других. Бывает, что кто-то из детей ведет себя на уроке не так, как обычно: выглядит «вялым», грустным, подпирает голову руками, не может усидеть на месте… В таких ситуациях учителю важно проявить участие: поинтересоваться, всё ли в порядке, и в случае необходимости — проявить заботу и оказать помощь. Причиной такого необычного поведения ребенка может быть самое обычное недосыпание, начальная стадия какого-либо заболевания. И если это не единичный случай, а тенденция, тогда требуется связь с семьей ребенка или врачом.

        Есть дети, которые устают на уроке по причине своей неусидчивости, гиперактивности или низкой учебной мотивации. Они сами легко отвлекаются от урока, они еще и склонны отвлекать внимание остальных. Разумеется, они нуждаются в особом внимании со стороны учителя. Самое простое, что можно здесь сделать,— направить их неуемную энергию в позитивное русло. Например: попросить раздать тетради с контрольными, помочь учителю.

 А есть те, кто устает из-за того, что материал урока оказывается для них слишком простым. Ученики, опережающих в учебе остальных. Хорошо, когда учитель имеет возможность готовить дополнительный материал для таких детей, но не у всех педагогов хватает на это времени.

Что же делать? Можно, например: — организовать группу отстающих, которые хотели бы повысить уровень своих знаний и предложить наиболее одаренным ученикам проводить занятия для них;

 — организовать среди таких детей клуб по интересам, где способные ребята изучали бы темы, которых нет в программе;

— подготовить презентацию по новой теме и рассказать новый материал другим ребятам;

 — время от времени просить таких школьников принимать участие в составлении проверочных заданий для всего класса;

— предложить им помогать готовить рефераты ученикам более младших классов;

— дать им возможность провести консультации перед контрольной работой и т.п.

— находить для таких ребят интересные сайты, которые могли бы оказаться полезными для углубленного изучения предмета. При желании для таких учеников можно придумать и особенные роли, которые они могут реализовывать на постоянной основе.

Особые роли. 

         Ассистент — это способный ученик, который может помогать учителю вести урок, выполняя отдельные временные поручения, которые касаются организации отдельных этапов урока. Лаборант — школьник, помогающий учителю во время практических занятий, особенно на таких предметах, как физика или химия.

         Дизайн-группа. Это, по сути, актив учебного кабинета. Состоящие в нем ребята могут предлагать и реализовывать свои идеи по поводу оформления кабинета, изготовления учебных пособий, создания сменных выставок по изучаемым темам, подбора медиа материалов к уроку и т.п

 Добытчик знаний — в большей степени эта роль подходит для детей младшего и младшего подросткового возраста. Самостоятельно или по просьбе учителя «добытчик знаний» может подбирать дополнительные материалы к уроку из интернета, создавать тематические презентации или видеоролики.

        Экскурсовод — эта роль особенно эффективна при наличии в школе собственного музея, так как в нем можно почерпнуть дополнительный материал к уроку по тому или иному предмету. Сегодня при развитой сети виртуальных музеев экскурсоводы могут проводить экскурсии и в таком, дистанционном формате.

        Игровед — это роль организатора познавательных игр на уроке. Спектр таких игр довольно широк.

Опора на мир детства

        Мир детства не совсем похож на наш мир — мир взрослых и серьезных людей. Это другая психология, другое мировосприятие, другие приоритеты. Мы всё это, конечно, знаем. Но, к сожалению, это знание не всегда приводит к соответствующему поведению, и мы не так уж часто обращаемся на своих уроках к особенностям именно детского мировосприятия. А это можно и нужно исправлять

Обращаемся к детской фантазии. Дети любят фантазировать. Так давайте воспользуемся этим! Совсем несложно создать вокруг какой-то учебной задачи небольшой воображаемый мирок и дать волю детской фантазии. А раз мир грез столь привлекателен для ребенка, есть большая вероятность того, что он сделает привлекательным и урок.

        Учебные игры (суперспособностями): «Стихией небесного ветра» (усовершенствованная версия «Стихии ветра»), позволяющей разгонять облака; «Зеркалом», позволяющим менять отражательную способность предметов; «Стихией дождя», позволяющей вызывать дождь; «Суперпрочностью», позволяющей придавать органическим поверхностям особенную прочность; «Силой льда», позволяющей замораживать вещество; «Космической энергией», позволяющей уменьшать время зарядки электронных устройств.

Используем знакомые детям образы. Хороший способ, помогающий заинтересовать ребят уроком,— использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры: из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Смешарики? Фик- сики? Наруто? Гарри Поттер? Властелин колец? Вплетая эти образы в наши уроки (тексты, задачки, иллюстративный материал, презентации мы делаем их чуточку привлекательнее. А чтобы этот процесс был гармоничным, конечно, нужно стараться больше узнавать своих учеников — что они читают, что они слушают, во что они играют, о чем говорят на переменах, о чем чатятся в сетях? Неформальное общение с детьми об их интересах и увлечениях всегда поможет учителю быть в курсе дела и не попасть в просак.

Опираемся на личный опыт ребенка. Важно также обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание — сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? … Прекрасно! … Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили. Так давайте же на этих примерах разберем, что такое инерция». Этот нехитрый прием также поможет учителю сделать свой урок чуть более привлекательным

Акцентируем внимание на увлечениях детей. Время от времени (и как бы между делом) нужно стараться акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. Вот простой пример:

        «Арина, ты увлекаешься фигурным катанием. Ребята, помните, мы все вместе смотрели ее выступление? Скажите, почему коньки Арины так здорово скользят по льду, но вряд ли у кто-то из нас (даже у Арины!!!) получится столь же эффектно выполнить «бильман» (Арина, я правильно это называю?) на полу из гладкого стекла?» Этот прием имеет простое психологическое объяснение — когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку

        Привлекательные традиции 

        Заводите на вашем уроке маленькие, но привлекательные для детей традиции. Это тоже сделает урок интереснее, привнесет в него что-то новое, придаст ему оригинальности. Выше мы уже описывали одну из таких традиций—

«Урок наоборот». В конце каждого учебного года можно проводить «Урок наоборот». Учитель говорит детям о том, что сегодня тот самый день, когда каждый из них может задать ему любой вопрос. Это может быть вопрос по изученным или неизученным темам, личный вопрос, философский вопрос. Конечно, проводя такой урок, учитель должен быть уверен в том, что у него с классом установлены доверительные и уважительные взаимоотношения и риск получить от ребят некорректные вопросы минимален. Только в этом случае можно попробовать.

Итак, учитель заранее готовит небольшие одинаковые листочки, которые раздает детям. На них желающие пишут свой вопрос учителю, сворачивают эти листочки и опускают их, например, в «Новогоднее поздравление». Перед новогодними каникулами учитель может устроить небольшое тематическое  поздравление своим ученикам. Для этого нужно приготовить интересные цитаты, принадлежащие литературным персонажам. написать их на красивой бумаге, свернуть, перевязать и вручить школьникам. Можно предложить ребятам самим вытянуть то или иное поздравление.

«Союз спасения». У многих учителей традицией становится создание на своих уроках своеобразных шефских пар «отличник — неуспевающий». Это делается с целью немного подтянуть отстающих учеников. Можно  усовершенствовать эту традицию, Итак, отличник и слабо успевающий ученик садятся за одну парту. На уроке первый тихонечко (чтобы не отвлекать других детей) помогает второму усвоить новый материал, ответить на вопросы, который задает учитель, и все такое. А второй может помочь освоить новую компьютерную игру, а потом и сыграть в нее вдвоем, его можно научить ездить на велосипеде или ловить рыбу. Почему бы не помочь в этом и хорошо успевающим?

Интересные гости 

        Хорошим способом сделать урок привлекательнее может стать приглашение на него гостей из числа людей, интересных для ребят. Они могут проживать в вашем поселке, а могут и в другом регионе, и тогда вы можете организовать онлайн встречу. Такими гостями могут быть представители уникальных профессий, очевидцы значимых событий. Среди них вполне могут оказаться и родители школьников. На урок чтения можно пригласить местных поэтов, писателей. Приглашение гостей можно использовать не только для расширения кругозора учеников, но и для их личностного развития

        Это помогает сплочению, развитию школьной идентичности ребят, формированию чувства гордости за свой класс, своих одноклассников. Вести встречу может также кто-то из ребят, а не обязательно педагог. Если встреча удалась, и школьники находятся в состоянии эмоционального подъема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Как сделать интересным урок английского языка в начальной школе."

Статья написана в помощь начинающим учителям и рассказывает об основных методах и приемах для активизации познавательной деятельности на урок английского языка. В данной статье приводятся примеры разл...

Интересный урок по фгос.

Делимся опытом с коллегами....

Нестандартный урок. Что, как и зачем? Инструменты для проведения интересных уроков

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводи...

Статья "Как сделать интересными уроки русского языка"

Как сделать интереснымиschool2100.com›upload/iblock/e36/….pdf Как сделать интересными уроки русского языка. Ю.В. Кирилина. Придя после оконч...

"Секреты подготовки и проведения интересного урока"

В данной презентации раскрыты секреты проведения интересного урока в начальной школе. Учитель начальных классов должен делать уроки очень интересными и занимательными, используя для этого  игровы...

Мастер- класс "Секреты подготовки и проведения интересного урока"

В данном мастер-классе представлены интересные моменты на уроке. Как можно сделать урок завораживающим и приятным для ребёнка....

"Секреты подготовки и проведения интересного урока в начальных классах" мастер-класс.

Мастер-класс проведен на методическом объединении учителей начальных классов. В нем собраны самые удачные приемы проведения работы в начальных классах , чтобы зажечь в детях интерес к учебе....