Выступление на семинаре " Основы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе"
методическая разработка

Cамолюк Ирина Владимировна

Выступление на семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление нас семинаре

«Основы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе»

                                             

                                                                  учитель начальных классов

                                               Самолюк И.В.

02.11.2020 год

1.Актуальность повышения уровня финансовой грамотности учащихся

             (слайд №2)              

Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Кризисы и дефолты постоянно сотрясают нашу жизнь, перестраивая ее по типу «взлетов» и «падений», актуальными становятся поговорки «то густо, то пусто»,  «денежки — воробушки, прилетели-улетели», «деньги ваши станут наши» - это все говорит о нестабильности, тревогах и страхах людей вокруг финансовой темы. В свою очередь важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне.

Более того современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. (слайд№3)

Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача. Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Обучая детей финансовой грамотности,  можно помочь им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения, получат ответы на вопрос: почему одни люди успешны и богаты, а другие постоянно нуждаются или живут «от зарплаты до зарплаты», или «вечно в кредитах», или на содержании у родителей-пенсионеров? (слайд4)

Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам, и тогда, став взрослыми, у них не будет ощущения, что «мама лучше знает, что нужно купить на твою стипендию, зарплату и т.д.».(слайд №5,6,7,8)

2.Обучение финансовой грамотности в начальной школе

 2.1.Основы финансовой грамотности в курсе математики

Начиная с 1 сентября 2016 года в России: в Татарстане, Саратовской, Волгоградской, Томской, Калининградской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях реализуется пилотный проект по обучению финансовой грамотности школьников 2–11 классов, а также воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.

В соответствии с проектом Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. (слайд №9)

   Самостоятельного обязательного предмета «Введение в финансовую грамотность» в школе не предусмотрено.(элективный курс, внеурочная деятельность и интеграция )

     Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  

   Учебно-методический  комплекс «Введение в финансовую грамотность» для обучающихся, осваивающих программу начального общего образования, разработан с учётом возможности встраивания предлагаемых в нём тем на уроках по предметам «Окружающий мир», «Математика», «Технология». Одним из ключевых принципов разработанного УМК стал принцип согласованности предлагаемого содержания образования в области финансовой грамотности с содержанием, зафиксированным в примерной основной образовательной программе начального общего образования.

Учебно-методический комплекс «Введение в финансовую

грамотность» может быть встроен в образовательные программы «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова), «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой), «Школа 2100» (под редакцией А.А. Леонтьева) и др.

   Крайне важным принципом разработки УМК стал учёт возрастных особенностей учащихся, что связано с существенными отличиями познавательных возможностей учащихся каждого отдельно взятого класса начальной школы и их приращениями от 1 к 4 классу.

   При отборе содержания образования, представленного в УМК, учитывался личных социальный опыт учащихся и их интересы.

    Весь учебный материал сгруппирован в 5 модулей. Модули определены сообразно различным сферам финансовых отношений в обществе. В содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности, отражаемые в темах отдельных занятий.

Темы занятий от первого до четвертого класса выстроены в определенной содержательной преемственности. Каждая тема занятия представлена во всех элементах учебно-методического комплекса: в пособии, практикуме, рабочей тетради.

Каждый модуль в УМК имеет свою цветовую маркировку, в соответствии с которой та или иная тема занятия в пособии, практикуме и рабочей тетради даётся определённым цветом  (слайд №9).

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека.

Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.(cлайд 10-11)

Педагоги в своей работе могут использовать методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 1 - 4 классов.

2.2. Методы преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе

 (Просмотреть слайды до 24)

Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы. При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Рассмотрим их.

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений.

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

• Право ответа на вопрос покупается.

• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.

• Цена может меняться с шагом 5 баллов.

• Окончательная цена определяется в результате торгов.

• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог  имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе .(слайды 25-28)

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже  разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.

В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды  задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Рассмотрим, каковы же должны быть предметные результаты обучения по финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

В 1 классе ребенок должен:

  • понимать смысл денег, знать их функции (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления);
  • различать монеты разного достоинства в пределах 20 р.;
  • уметь собирать из монет необходимую сумму;
  • разменивать крупную монету на мелкие.

Во 2 классе:

  • понимать смысл денег, знать их функции;
  • знать историю появления денег, их необходимость;
  • владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;
  • различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 100 р.;
  • переводить рубли в копейки и обратно;
  • решать задачи на стоимость товара;
  • знать цены основных товаров (хлеб, молоко, канцелярские принадлежности и др.).
  • уметь пользоваться карманными деньгами, рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 100 р.

В 3 классе:

  • понимать смысл денег, знать их функции;
  • знать историю появления денег, их необходимость;
  • различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 1000 р.;
  • переводить рубли в копейки и обратно;
  • владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;
  • решать задачи по формуле стоимости покупки;
  • знать цены основных повседневных товаров (школьных обедов, продуктов питания, одежды, обуви);
  • уметь пользоваться карманными деньгами рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 1000 р.

В 4 классе:

  • понимать смысл денег, знать их функции;
  • знать историю появления денег, их необходимость;
  • различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 1000000 р.;
  • переводить рубли в копейки и обратно;
  • владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;
  • решать задачи по формуле стоимости покупки;
  • знать цены основных повседневных товаров (школьных обедов, продуктов питания, одежды, обуви);
  • уметь пользоваться карманными деньгами рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах, рассчитывать сдачу от покупки;
  • называть статьи доходов и расходов семейного бюджета и личного бюджета (школьные обеды, транспорт, секции);
  • называть способы зарабатывания денег родителями и детьми, способы экономии и накопления денег.

Сегодня образование нацелено, в первую очередь, на комплексное освоение практических инструментов. Они помогают детям реализоваться в жизни, осваивать необходимые навыки, становиться многогранными, всесторонне развитыми личностями. Одна из важных, ранее зачастую упускаемых проблем, — финансовая грамотность для учащихся начальной школы. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии. 

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Презентация "Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе"

Рассматриваются приёмы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе...

Функциональная грамотность на уроках математики в начальной школе

Фуекциональная грамотность на уроках математики в начальной школе...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе (с примерами заданий)

В презентации содержится материал из опыта работы в направлении развития функциональной грамотности обучающихся начальной школе на уроках математики.Самый банальный вопрос — чему должны обучать ...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе

Данный материал будет полезен учителям начальных классов, так как помогает на практике, а конкретно на уроках математики формировать у обучающихся актуальную сейчас функциональную грамотность....

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...