Рабочая программа по чтению для 4 класса (вариант1)
рабочая программа (4 класс)

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._chtenie_4_klass_variant_1.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

I. ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

1. 2 Чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для реализации рабочей программы используется следующий учебно-методический комплект: Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. Ильина С.Ю., - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.

Основные задачи учебного предмета «Чтение»

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и воспитания.

Уроки чтения тесно связаны с такими предметами как русский язык и речевая практика, предметами эстетического цикла, как музыка и изобразительное искусство, которые способствуют пробуждению в детях чувства прекрасного, чувства радости и доброты; развивают ум, воображение, воспитывают эстетический вкус ребенка. Взаимосвязь уроков чтения, музыки и изобразительного искусства должна развивать в детях умение понимать и ценить произведения искусства, содействовать гармоническому развитию личности.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

                     Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета 

Предметные результаты изучения учебного предмета «Чтение» в 4 классе допускают разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: минимальный и достаточный уровни. Это даёт учителю возможность дифференцированно подходить к обучению детей с нарушенным интеллектом.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.  

Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Предметные результаты:

минимальный уровень:

  • осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
  • пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
  • с помощью учителя находить ответ в тексте;
  • определять главных героев произведения;
  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
  • учащиеся должны знать наизусть 5 стихотворений.

достаточный уровень:

  • чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами; сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
  • осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя; 
  • трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам; 
  • отвечать на вопросы по прочитанному; 
  • высказывать свое отношение к поступку героя, событию; 
  • пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
  • читать знакомый текст по ролям;
  • учащиеся должны знать наизусть 8 стихотворений.

Базовые учебные действия, формируемые на уроках чтения:

Личностные учебные действия:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;  
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные учебные действия:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);  
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;  
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия: 

  • выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;  
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;  
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;  
  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;  
  • читать; писать; выполнять арифметические действия;  
  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;  
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные учебные действия: 

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель - класс);  
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;  
  • обращаться за помощью и принимать помощь;  
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;  
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;  
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Чтение» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» рассчитана на 170 часов, 5 часа в неделю, 34 учебные недели.  

Содержание учебного предмета

Название раздела

Количество часов.

Школьная жизнь

(20 часов)

Время листьям опадать

(20 часов)

Делу – время, потехе – час

(20 часов)

В мире животных

(20 часов)

Жизнь дана на добрые дела

(20 часов)

Зима наступила

(25 часа)

Весёлые истории

(15 часов)

Полюбуйся, весна наступает…

(10 часов)

В мире волшебной сказки

(10 часов)

Родная земля

(10 часов)

Лето пришло

(10 часов)

Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам». Поэтому важно проверять следующие умения и навыки младших школьников.  

Техника чтения. Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла, читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

Электронные устройства для альтернативной коммуникации: компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.).

Информационно-программное обеспечение: обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.

Аудио и видеоматериалы.

Список литературы

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования, обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2016-2021 годы КГОБУ «Находкинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа» (вариант 1).
  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией В. В. Воронковой, Москва, Просвещение, 2013год.
  3. Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. Ильина С.Ю., - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
  4. Рисунки, иллюстрации.
  5. Слоговые таблицы.

   6. Видеофильмы, мультфильмы, презентации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению 3 класс

Рабочая программа по чтению 3 класс по программе Н.Ф.Виноградовой...

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"

Рабочая программа по чтению 2 класс "Классическая начальная школа"...

Рабочая программа по чтению 1 класс

В рабочей прогамме предсталенны: пояснительная записка; цели изадачи программы; содержание программы; требования  к 1 и 2 уровню подгототовки уащихся; учебно-тематический план; тематическое плани...

Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...