Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся
статья

Блументаль Ольга Альбертовна

   Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции. Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.  В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования  и саморазвития, постоянного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_pedagoga.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся

     Деятельность современного учителя связана с его творческой самостоятельностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем. Потому необходимы поиск и внедрение в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования.

     Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

     Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя. Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и совершенствованию педагогических способностей и практических умений.

     Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков.

     Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным направлениям:

  • в профессиональной сфере (знание своего предмета);
  • в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и т.п.);
  • в сфере педагогической психологии.

     В ходе самообразования педагог может использовать различные источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную.

     В начале учебного года педагоги выбирают тему самообразования, которая фиксируется в планах методического объединения. Тему преподаватель выбирает, исходя из своих потребностей. На основании выбранной темы разрабатывается личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

     Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

     Сегодня существуют множество форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и технологий:

  • дистанционные курсы для педагогов;
  • дистанционные конференции и семинары;
  • дистанционные конкурсы;
  • педагогические форумы.

     С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Кроме поиска необходимой информации, педагоги могут активно участвовать в работе различных педагогических Интернет – сообществ. Это не только возможность использования качественных методических разработок, созданных другими, но и возможность представления своих материалов на суд коллег, бесплатное участие в обучающих Мастер – классах, а самое главное – это возможность общения с людьми, близкими тебе по духу.

     В сложившейся ситуации в области самообразования, остается важным участие администрации, методических объединений учителей – предметников и всего коллектива в самообразовании каждого педагога как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития. Всё это способствует формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждает к изучению новой информации и передового опыта, стимулирует и учит самостоятельно приобретать знания, приучает к самооценке и самоанализу.

     Самообразование  будет продуктивным в том случае, если учитель владеет способами самопознания и самоанализа собственного педагогического опыта, когда понимает как позитивные, так и негативные моменты своей педагогической деятельности, признает свое несовершенство, является открытым для изменений.

Факторы, препятствующие саморазвитию:

  • недостаток времени;
  • состояние здоровья;
  • разочарование в результате имевшихся ранее неудач;
  • недостаточная поддержка со стороны администрации.

             Факторы, стимулирующие саморазвитие:

  • интерес к работе;
  • ответственность за результаты труда;
  • организация труда в школе;
  • отношение администрации к проблеме;
  • пример коллег;
  • новизна деятельности;
  • обучение на курсах;
  • признание в коллективе.

     В наше время деятельность учителя-профессионала – это непрерывный процесс самообразования  и саморазвития, постоянного творчества. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых приемов, техник, но и реализации потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Важно, чтобы педагог стремился заняться самообразованием.

Только тогда учитель будет иметь возможность квалифицированно помогать детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

Методы повышения качества знаний обучающихся в ходе проведения консультаций

Работая со слабо подготовленными к школе  детьми нужно помнить, что это физически и психически развитые дети из хороших, благополучных семей. А значит взрослые (родители и учителя совместно) могу...

Дифференциация обучения как один из факторов повышения качества образования

Последовательность действий при организации дифференцированного обучения:•Определение содержания учебного материала•Технологические карты для обучающихся (вопросы, подлежащие усвоению по тем...

Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний обучающихся

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-комм...