Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний обучающихся
статья

Светлана Николаевна Овсянникова

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. И все же не следует преувеличивать возможность компьютеров. Нельзя забывать, передача информации еще не гарантия передачи знаний и культуры, информационно-коммуникационные технологии - это всего лишь эффективные вспомогательные средства.   

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5»

«Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний обучающихся»

Подготовила:

Овсянникова С.Н.

учитель начальных классов

2022 г.

Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? 
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. 

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий. И все же не следует преувеличивать возможность компьютеров. Нельзя забывать, передача информации еще не гарантия передачи знаний и культуры, информационно-коммуникационные технологии - это всего лишь эффективные вспомогательные средства.   

Что должен знать учитель начальных классов в области ИКТ?  Насколько он должен знать компьютер и Интернет? 
Вот перечень знаний, навыков и умений современного учителя, предложенный коллегами в сети Интернет:

  1. Иметь представление об устройстве компьютера
  2. Иметь представление об основных клавишах, папках и программах в компьютере.
  3. Уметь находить, открывать, закрывать, создавать, переименовывать, копировать, вырезать, перемещать, удалять файлы и папки.
  4. Иметь представление об объеме информации.
  5. Иметь представление о типах файлов.
  6. Уметь сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска, флэш-устройства.
  7. Иметь представление о локальной сети, читать и копировать файлы из доступных папок других компьютеров.
  8. Уметь напечатать разработку урока, сценарий мероприятия, отчет, программу семинара и др.
  9. Уметь напечатать анкету для учеников (родителей), таблицу с данными и др.
  10. Уметь напечатать грамоту (поздравление, объявление, пригласительный и др.)
  11. Создавать дидактические материалы в Word/Excel (контрольные, самостоятельные работы, тестовые задания).
  12. Уметь копировать и вставлять фрагменты текста, рисунки из одного файла в другой.
  13. Уметь вставлять колонтитулы со своими данными.
  14. Уметь готовить файл для печати на принтере, пользоваться принтером.
  15. Иметь представление об Интернете, доменах, сайтах и их адресах.
  16. Иметь представление о гиперссылке и уметь перемещаться по ним.
  17. Уметь находить нужную информацию через поисковые системы.
  18. Уметь сохранять нужную  информацию, найденную в Интернете.
  19. Уметь находить графические изображения.
  20. Уметь вести свой каталог адресов в блокноте.
  21. Пользоваться электронной почтой, пересылать по почте файлы.
  22. Общаться в чате, форуме, ICQ (Mail-агент, Skype? NSN и др.).
  23. Уметь копировать тексты и рисунки из Интернета.
  24. Уметь открывать музыкальные и видео файлы.
  25. Пользоваться простейшим графическим редактором.
  26. Изменять параметры цифровых фотографий: размер, яркость, контрастность и др.
  27. Создавать электронные презентации для урока.
  28. Уметь устанавливать учебный CD-диск и разбираться в его содержании.
  29. Иметь навык самостоятельного знакомства интерактивными программами.
  30. Уметь пользоваться программами-конструкторами тестов, кроссвордов, учебников.
  31. Иметь представление о мультимедийных ресурсах для урока.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
          Главная задача сегодняшнего учителя - развивать критическое мышление детей, научить их думать и быть готовыми к активной деятельности.

Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека.

Это означает:

  • информационная компетенция умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
  • коммуникативная компетенция умение сотрудничать с людьми;
  • самоорганизация умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы;
  • самообразование готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность.

Но для этого самому учителю надо быть очень компетентным во многих вопросах образования. Поэтому повышение и совершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования.

 

Что мы понимаем под ИКТ - грамотностью и ИКТ- компетентностью учителя?
ИКТ-грамотность – знание о том, что из себя представляет компьютер, знание программ, их функций и возможностей, умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей. 
ИКТ-компетентность – не только знание различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное и уверенное применение их в педагогической деятельности.

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
1. информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учеников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений и задач.
3. ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
6. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии.

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе 
Попытаемся систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 
2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ; 
3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы); 
4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 
5) самостоятельная работа обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 
6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, 
7) тренировка конкретных способностей обучающегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на обучающегося?

  • ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету; 
  • ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету; 
  • ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли; 
  • ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; 
  • ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя? 
ИКТ дают: 

  • экономию времени на уроке; 
  • глубину погружения в материал; 
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении; 
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; 
  • возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; 
  • привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Формы использования ИКТ.

  1. Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности. 
  2. Использование мультимедийных презентаций 
    позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. 
  3. Использование ресурсов сети Интернет. 
    Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Влияние ИКТ-компетентности педагога на качество образования в условиях внедрения ФГОС

Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Это и соответствует федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения и, несомненно, влияет на качество образования.

Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание. Поэтому высокая эффективность медиауроков очевидна:

  • повышается мотивация к учению за счет мультимедийных эффектов; 
  • повышается эффективность образовательного процесса за счёт наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; 
  • развивается наглядно-образное мышление;
  • возможен индивидуальный подход в обучении.

В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и укрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. На обычном уроке учитель затрачивает много сил на поддержание дисциплины и концентрации внимания учеников, в игре же эти процессы естественны. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности. Автономная деятельность повышает личную ответственность ребёнка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами даёт заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Компьютер, как и электронная доска помогает при проведении уроков, а также при проверке знаний учащихся. Включение в процесс обучения ещё и аудио, и видео средств позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Видео, как средство информации, играет немалую роль в развитии и обучении детей. Наиболее часто его можно использовать на уроках окружающего мира, изобразительного искусства. Смена ярких кадров, изображающих картины природы, исторические события или исторические места, залы музеев, картинные галереи даёт простор детской фантазии, мечте, вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. Всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание узнать больше, искать новые источники познания. Тогда дети обращаются к книге, а чаще всего к верному другу – компьютеру, так как обучающих программ достаточно на прилавках магазинов и в Интернете. 

Использование компьютерных технологий преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. 

Такие уроки способствуют развитию творческих способностей, активизации мыслительной и познавательной деятельности. А управление сложным техническим средством, каким является компьютер, уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети младшего школьного возраста. Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. Как же организовать применение современных информационных технологий на уроках математики, русского языка и других предметов, изучаемых в начальной школе? Существует опыт проведения в кабинетах информатики уроков учителями- предметниками, для которых подобное деление не предусмотрено, равно как и для начальной школы. Это затрудняет организацию эффективного обучения с применением новых информационных технологий. Кроме того, специфика преподавания в начальных классах предполагает многовариантное использование дидактических приемов и методов обучения в рамках одного урока. Проведение же урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков традиционными методами. При этом работа ученика начальной школы за компьютером по санитарным нормам не может продолжаться более 15-20 минут (СанПиН 2.2.2542–96).

При размещении в классе мультимедийного проектора появляется возможность проведения фронтальной работы с применением новых информационных технологий в начальной школе. Особенно интересно можно использовать мультимедиатехнологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала.         Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширит спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов. Наиболее соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям и удобным для организации урока было признано размещение компьютера на учительском столе. Необходимо строго придерживаться санитарно- гигиеническим нормам при организации рабочего места учащихся за компьютером. Их неукоснительное соблюдение, а также проведение во время урока физкультминуток, включающих гимнастику для глаз и осанки, позволит сохранить здоровье школьников и эффективно применять электронные учебные материалы в учебном процессе.

Заключение

Использование компьютерных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость. В рамках одного урока учителю подвластны и видеофрагменты, и музыкальный ряд, и изобразительные средства. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться.

ИКТ позволяет учителю решать следующие задачи: 

  • Научить ребенка из огромного количества доступной информации находить необходимую.
  • Научить анализировать и систематизировать полученную информацию.
  • Обеспечить личностно-ориентированный подход к развитию и обучению ребенка.
  • Подготовить ученика к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: сформировать активную жизненную позицию и умение принимать решение. 
  • Совершенствовать мышление, речь, память, внимание.
  • Повысить эффективности и качества образовательного процесса за счет возможностей ИКТ; 
  • Активизировать познавательную деятельность с использованием ИКТ; 
  • Углубить межпредметные связи за счет использования ИКТ;
  • Реализовать идеи открытого образования на основе использования сетевых технологий

Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет

  • перейти к деятельностному способу обучения, при котором ребёнок становится активным участником учебного процесса.
  • повысить эффективность учебно-воспитательного процесса,  активизируется восприятие учащимися благодаря воздействию звуковых и зрительных образов;
  • расширить рамки учебника, позволяет подать тот же материал в более интересной форме, дает возможность прочувствовать и осознать.

Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Использование на уроке современных технологий влияет на формирование положительной атмосферы в классе.
Применение ИКТ возможно на любых уроках (математика, русский язык, литературное чтение и т.д.), а также во внеклассной работе. Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.

Применение компьютера – эффективный метод в развитии познавательных процессов. Применение в школе компьютерной технологии учителями начальных классов поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

Задача учителя сегодня — попробовать шире взглянуть на содержание и методы обучения своему предмету. Постараться совместить традиционные умения по предмету и умения, составляющие ИКТ-компетентность.
Главным условием подготовки ИКТ - компетентных обучающихся является высокий уровень ИКТ - компетентности самих учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения на уроках литературного чтения как средство повышения качества знаний обучающихся

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов. Из опыта работы....

Методы повышения качества знаний обучающихся в ходе проведения консультаций

Работая со слабо подготовленными к школе  детьми нужно помнить, что это физически и психически развитые дети из хороших, благополучных семей. А значит взрослые (родители и учителя совместно) могу...

План самообразования « Влияние ИКТ – компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся»

        Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоян...

Самообразование педагога – один из факторов повышения качества знаний обучающихся

 Совершенствование качества образовательного процесса в школе, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерст...