План самообразования « Влияние ИКТ – компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся»
материал

Громова Наталья Васильевна

 

          Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного  человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobr._2020-2024g.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                           

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уваровская средняя общеобразовательная школа »

                                                            

ПРОГРАММА  САМООБРАЗОВАНИЯ

УЧИТЕЛЯ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         

                                                           Громовой Натальи Васильевны.                       

                                                                                             

Тема: «   Влияние ИКТ – компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся»           

                                                                                                     

2019 – 2024 г.г.

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

 

 Ф.И.О. учителя:

Громова Наталья Васильевна

 

 Дата рождения:

09.11.1964г.

 

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Орехово-Зуевский педагогический институт, 1986г.

 Специальность по диплому:

Методика и педагогика начального образования

 Место работы:

 

МОУ Уваровская СОШ

Можайского муниципального района МО

Занимаемая должность:

Учитель начальных классов

 

Общий стаж трудовой деятельности:

33г.

 

Педагогический стаж:

33г.

 

Квалификационная категория, дата присвоения:

высшая, 2019 г.

        

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»

А. Дистервег

Введение

          Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного  человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

          Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,

          Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.»

(источник : педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)

Если процесс образования :

  1. Осуществляется добровольно;
  2. Осуществляется сознательно;
  3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  4. Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков,

 то речь идет о самообразовании.

Самообразование педагога.

     Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше , чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.  Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

     Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
  • Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,  формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к  конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он  имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
  • Материальное стимулирование.  Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелись сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно  учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

                                                     

                                          Индивидуальный план самообразовании

  Методическая   тема школы:

             «Совершенствование качества образования,  обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС».

Индивидуальная тема самообразования:

 «Влияние ИКТ – компетенции педагога на повышение качества знаний учащихся».

Цели: 

. максимально использовать возможности ИКТ в учебном процессе с целью повышения качества образования и творческого развития учащихся в соответствии

с требованиями ФГОС НОО второго поколения

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

 • повысить эффективность процесса обучения;

 • способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

 •профессиональная  самореализация через  использование мультимедиа технологий в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

изучать нормативно- правовые документы и литературу ФГОС НОО;

- создать мини-сайт и электронное портфолио;

-  развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;

- повысить качество преподавания на основе внедрения новых

информационных технологий;

-пройти курсы повышения квалификации;

- посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в начальных классах;

-посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

-накопить ЦОР по предметам.

Ожидаемые результаты:

Данный перспективный план составлен на 5 лет. За этот период в результате самообразования я планирую прийти к определенным результатам:

1. Повысить качество преподавания предметов посредством внедрения в учебный процесс современных информационных технологий.

2. Разработать нестандартные формы проведения уроков с ИКТ технологиями.

3. Разработать дидактическую наглядность на цифровом носителе для использования на уроках.

5. Участвовать в конкурсах педагогического мастерства.

6. Разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.

7. Собрать пакет административной документации по методической теме.

8. Подготовка материала и пополнение персонального мини-сайта.

Использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:


-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.

Источники самообразования:

            Специализированная  литература (методическая,  научно-популярная, публицистическая, художественная),  интернет,  медиа-информация на различных носителях, семинары,  конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

 

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план,

групповая – через участие в деятельности школьного и районного  методических объединений учителей,  а также через участие в жизни школы.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2019- 2020год

1.Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

2. Изучение новых образовательных стандартов, уяснение их особенностей.

http://standart.edu.ru/

3. Курсы повышения квалификации.

4. Изучение литературы:

«Методические рекомендации по использованию мультимедийных презентаций в начальной школе.»

5.Изучение опыта работы коллег по теме в СМИ.

6.Ведение персонального сайта http://az999.ucoz.ru/

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

2020- 2021год

1. Повысить качество преподавания предметов посредством внедрения в учебный процесс современных информационных технологий.

2. Разработать нестандартные формы проведения уроков с ИКТ технологиями.

3.Прогнозирование результатов.

4.Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов по вопросам изучения нормативных документов ФГОС НОО.

5.Открытые уроки на уровне школы.

6.Внедрение опыта работы.

7.Формирование методического комплекса.

8. Курсы повышения квалификации.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

2021- 2022год

1. Изучение опыта работы учителей через участие в работе ШМО. Изучение опыта работы коллег города и района через Интернет-ресурсы.

2. Выступление на заседании педагогического совета школы, МО учителей начальных классов.

3.Оказание практической помощи коллегам в овладении компьютерных технологий.

4. Практическое применение материалов на уроках.

5. Подготовка и проведение открытого урока с применением презентации по окружающему миру.

6.Посещение семинаров.

7.Самооценка и самоанализ проделанной работы по теме.

8.Участие в семинарах, вебинарах по теме самообразования.

9.Пополнение электронного портфолио учителя.

10.Корректировка работы.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

2022-2023 год

1.Участие в работе городского МО учителей начальных классов и в проведении городских семинаров.

2.Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах

3.Ведение персонального сайта http://az999.ucoz.ru/

  4.Открытые уроки на школьном  и районном уровне.

5.Консультативная помощь учителям и учащимся.

6.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов.

7.Оформление результатов работы.

Внедренческий

Распространение опыта работы

2023-2024 год

1.Продолжать изучение нормативных документов.

2.Проведение круглых столов в рамках заседаний ШМО.

3.Открытые уроки и мастер классы по использованию ИКТ на уроках.

4. Создание контрольно-измерительных материалов к урокам.

5. Разработка презентаций к урокам .

6.Разработка тестового материала в электронном виде по предметам.

7. Пополнение сайта методическими разработками.

8.Продолжение освоения компьютерных программ и ТСО:

- создание презентаций с видео и аудио материалом.

10.Разработка ЦОР по предметам.

11.Разработка тестового материала в электронном виде по предметам.

12. Поддержание регулярно обновляемого сайта учителя.

14. Пополнение базы контрольно-измерительных материалов в виде тестов по литературному чтению для промежуточной аттестации 1-4 классов.

Охрана здоровья

 Период  2019-2024г. 

Внедрение в образовательный процесс  здоровьесберегающих технологий.

Список литературы.

  1. Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.
  2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
  3. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
  4. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

5. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успех в труде –– первостепенное условие повышения качества знаний учащихся

Когда же ученику хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог...

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся

Учите           Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одно...

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся

В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....

Влияние ИКТ- компетенции педагога на повышение качества знаний обучающихся

Современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-комм...