Статья "Деятельностный метод – средство развития познавательных способностей учащихся"
статья

 Турашова Валентина Дмитриевна

В статье рассматриваются аспекты применения системно-деятельностного подхода в работе учителя начальных классов. Раскрываются задачи учителя при деятельностном подходе, условия реализации данного метода в урочной и внеурочной деятельности учащихся.Анализируется влияние деятельностного метода обучения на развитие познавательных способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельностный метод – средство развития познавательных способностей учащихся

 Познавательный интерес – это ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Заинтересовать ребенка учебным предметом, развивать потребность искать новое и решать проблемы, учить преодолевать трудности, верить в свои силы – эти задачи актуальны для учителя современных школьников.

     Сегодня известен широкий круг технологий обучения, среди которых особое место занимает технология деятельностного метода обучения (ТДМ). При деятельностном методе обучения ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А.Дистервега деятельностный метод обучения является универсальным: «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”. О деятельностном методе начали активно говорить в 90-х годах 20 века. ТДМ разработана Л.Г.Петерсон. При введении ФГОС второго поколения в 2011 г. многие учителя начали апробировать эту технологию в учебном процессе. Изменились приоритеты преподавания, сменился акцент со способов передачи готовых знаний к обучению способам их «самодобывания» детьми. Изменилась и сама структура уроков. Так, урок ОНЗ (открытия нового знания) состоит из 9 этапов, сегодня уже хорошо знакомых каждому учителю:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Задача учителя при деятельностном подходе -  управлять процессом обучения.  «Учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения», - писал Л.С. Выготский.

Что значит обучать деятельности? Учить ребенка сначала вместе (учитель + ученик), а затем самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, помогать ребенку научиться контролировать свою работу и оценивать ее.

Первое условие деятельностного подхода к обучению - создание и постоянное поддержание у детей познавательного мотива, т. е. желания, потребности узнавать. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели.

  Способ, который позволяет выполнить указанное условие - это создание проблемной ситуации. «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

Проблемную ситуацию можно создать:

- через противоречие нового материала старому, уже известному (тогда дети осознают, что их знаний для понимания противоречия недостаточно);

- через умышленно допущенные учителем ошибки (тогда дети осознают, что учитель – не машина, которая никогда не ошибается, и начинают активно включаться в процесс урока, «помогать» учителю справиться с трудностями);

-  через использование занимательных заданий (познавательные игры, лингвистические и математические сказки отлично мотивируют детей не только в 1-2 классе, но и в среднем и старшем звене);

- через решение задач, связанных с жизнью.

Второе условие реализации деятельностного подхода отражается в словах Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» Это предложение детям высказать предположение, попробовать самим ответить на вопрос, а потом проверить ответ по учебнику. Здесь очень важно продумывать систему заданий, избегать мелких вопросов. Знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной и прочностью.

Важную роль имеет обучение работе в паре, группе. Такая форма работы успешна на этапе построения выхода из затруднения и при первичном закреплении знаний. Она даёт возможность каждому ученику включиться в работу, раскрепощает, учит выражать свое мнение, слушать друг друга, учитывать мнение других и избегать конфликтов.

Вообще можно выделить следующие формы взаимодействия в хoде учебной деятельности:

1.      «Учитель-ученик» (постановка проблемы).

2.      Работа в паре – «ученик-ученик» (самoконтроль и самооценка).

3.      Групповая работа (поиск способа решения учебной задачи).

4.       Межгрупповое взаимодействие (введение общих закономерностей, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).

5.      «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).

6.      Индивидуальная работа (выполнение разноуровневых заданий по пройденному материалу и творческие работы).

Третье условие - воспроизведение знаний должно носить творческий характер.  К творческим заданиям относятся учебные ролевые игры, составление кластеров, творческих рассказов по теме урока, памяток, драматизация и т.д.

Важной частью процесса обучения является контролирующая и оценочная деятельность. Чем чаще работа оценивается (учителем, товарищем, самим учеником), тем интереснее детям учиться. Формированию навыка самооценки способствуют задания «Проверь себя», «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку».

Особое место при системно-деятельностном подходе занимают проекты. В 1-2 классе в качестве проекта могут рассматриваться создания рисунков, поделок, книжек-малышек, сочинения. В 3-4 классах – составление кроссвордов, презентаций, игр, стенгазет. В 3-4 классе нужно учить детей проектам с элементами исследования, а также исследовательским проектам в чистом виде. Это развивает умение мыслить, планировать, правильно выражать свои мысли, творить, доказывать свое мнение. С правилами проведения исследования детей нужно знакомить на фронтальных занятиях: что такое цель, задачи, план, оценка деятельности.

Такие занятия учат детей задавать вопросы, планировать свою деятельность, вести наблюдения, выполнять работу в соответствии с заданными критериями. В ходе исследовательской деятельности ребенок из зрителя становится исследователем самого себя, своих способностей. Для учащихся начальной школы в большей степени, чем для старшеклассников характерно стремление активно исследовать окружающий мир. Поэтому метод проектов поддерживает эту естественную потребность и способствует успешному обучению.

        Большая роль в деятельности учителя отводится использованию информационно-коммуникативных технологий. Мультимедийное сопровождение рассказа учителя при объяснение нового материала, доклады учащихся на определенные темы, поиск материала при выполнении творческих домашних заданий, различные тесты, организация групповой работы учащихся на уроке – лишь несколько примеров возможностей применения компьютерной техники.

Грамотное использование с соблюдением гигиенических требований информационных технологий в начальной школе способствует      активизации познавательной деятельности, развитию навыков самообразования, учит работать с информацией, делает урок современным.

Таким образом деятельностный метод обучения приходит на помощь учителю при разработке современных уроков, соответствующих требованиям Стандартов образования. Это способ, который создает условия для развития гармоничной, социально активной компетентной и способной к саморазвитию саморазвивающейся личности учащегося.

Список литературы

  1. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. – М.: Просвещение, 2012.
  2. 2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Найн М.В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности. – Магнитогорск, 2004.
  4. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «ШКОЛА 2000...»/ http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2011_05_10.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

Несмотря на признание в педагогической науке и практике значения  метапредметных (общеучебных) действий и умений для успешности обучения, ещё 3 года назад серьезной широкомасштабной систематическ...

Игра как средство развития познавательных способностей младшего школьника.

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающи...

«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»

Из  опыта работы   по применению    информационных коммуникативных  технологий, как средство развития познавательных способностей   младших школьников на различных ...

Лэпбук – как средство развития познавательных способностей младших школьников

Лэпбук - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается мате...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)

Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...