Возможности проектной деятельности в формировании орфографической грамотности младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Чурнусова Лада Александровна

Орфографическая грамотностьэто составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Вот почему задача формирования орфографической зоркости стоит на первом плане при изучении русского языка в начальной школе. Особую актуальность приобретают новые технологии, методы формирования орфографической зоркости. Большие возможности для решения этих задач представляет проектная деятельность как одна из современных технологий самостоятельного обучения. Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого обучающегося. В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozmozhnosti_proektnoy_deyatelnosti.doc348 КБ

Предварительный просмотр:

.

Возможности проектной деятельности

в формировании орфографической грамотности младших школьников.

                                                                                   

Культура речи - это «одежда мысли», по которой обычно определяют уровень образованности человека.

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Вот почему задача формирования орфографической зоркости стоит на первом плане при изучении русского языка в начальной школе.

Особую актуальность приобретают новые технологии, методы формирования орфографической зоркости.

Большие возможности для решения этих задач представляет проектная деятельность как одна из современных технологий самостоятельного обучения.

Только благодаря активной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого обучающегося.

В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач.

В ходе осуществления проектной деятельности дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, строить предположения в поисках результата, проявляя при этом творчество.

Младшие школьники в процессе проектной деятельности легко овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Хочу предложить вашему вниманию опыт своей работы по курсу «Путь к грамотности» (авторы пособия Олейник О.В. Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. – М.. ВАКО, 2013)  в рамках предмета «Юный исследователь», который реализую в 3 классе.

Данный курс предназначен для работы с учащимися 2-4 классов, позволяет закрепить и дополнить знания учащихся по основным разделам русского языка: морфология, морфемика, орфография через решение проектных задач.

В основе занятий лежат кроме дидактических и особые, специфические принципы, которые определяют, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения занятий. Одними из основных являются:

Принцип связи занятий с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на них, учитель совершенствует уже приобретенные ранее знания и навыки учащихся через проектную деятельность.

Принцип занимательности. Занимательность является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к проектной работе и достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики: игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций.

Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их:

разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков;

необычностью формулировки тем занятий;

форм преподнесения языкового материала.

Поскольку область исследований на наших занятиях русский язык, ожидаемым результатом будет грамотность школьников, а также развитие интереса к русскому языку.

Одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления.

В качестве примера приведу систему работы над проектом по правописанию над которым мы работали с детьми. Он называется «Где прячутся ошибки?».

До этого мы закончили работу над 9 часовым проектом «Живые буквы», в процессе работы над которым ребята расширили представление об истории письменности, истории русского алфавита, его корнями и изменениями и даже отпраздновали день рождения самой молодой буквы русского алфавита. Расширили свои знания о таких понятиях как каллиграфия, пиктографическое письмо и использование его в современном мире, монограмма (буквица), создали различные продукты проекта в соответствии с заявленной темой (монограммы своих имен, подарок букве Ё, записывали детские песенки с помощью пиктограмм, сочиняли необычные рассказы, где все слова на одну букву, сочиняли акростихи) и др.

Проект «Где прячутся ошибки?» включает в себя шесть мини-проектов, реализуемых в течение 12 учебных часов.

Тема 1. «Алгоритм грамотности» (создание алгоритма действий для трёх правил корня);

Тема 2. «Проверяемые орфограммы в стихах и песнях» (сбор коллекции орфограмм в поэтической форме, т.н. РИФМОВКИ);

Тема 3. «Непроверяемые орфограммы» (работа с этимологическим словарем);

Тема 4. «Ассоциации для словарных слов» (мнемонические приемы, облегчающие запоминание путем образования искусственных ассоциаций);

Тема 5. Перенос слова (сбор коллекции правил переноса слов);

Тема 6. Предлоги и приставки.

Следуя древней мудрости: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить.
Позволь мне это делать самому, и это станет моим навсегда»,
каждый из мини-проектов предполагает по завершению работы конечный творческий продукт.

 В начале работы на вводном занятии в форме игры – условное название «Проект-незабудка» определяем: проблему, цели, задачи, продукт проекта.

Повторяем методы работы над темой проекта: анализ, синтез, дедукция, индукция,

Начинаем формировать наш словарь терминов по теме проекта.

Словарь: орфограмма, морфемный анализ, алгоритм грамотности (инструкция), рифма,

графика, фонетика, этимология, морфемный анализ, эйдетика, образная память, мнемоника.

Первые две темы посвящены работе с орфограммами с проверяемым написанием.

На конкретном примере отрабатываем алгоритм решения орфографической задачи.

1. Выяснить значение слова.

Разредить – сделать реже, менее густым.

2. Поставить в слове ударение и выделить безударный гласный.

Разредить – ударение на слог ди , безударные «а», «е».

3. Разобрать слово по морфологическому составу, выделить корень.

Разредить – раз- – приставка, -ред- – корень, и- ть- – суффиксы.

4. Подобрать больше однокоренных слов, поставить ударение.

Разредить – изредка, редкость, редко,

поредеть, редкостный.

5.Выбрать из однокоренных слов проверочные, т. е. те, в которых проверяемый гласный стоит под ударением.

Проверочные слова для морфемы – ред- :редко, редкость, редкостный.

6. Объяснить написание безударного гласного. В ударном положении корня – ред- выступает звук (э), следовательно, букву «е» нужно писать и в безударном положении этого корня: разредить.

В результате работы получили продукт проекта:

 «Алгоритм грамотности» - опорный конспект «Путь к орфографической грамотности»:

«Проверяемые орфограммы в стихах и песнях» - поиск и самостоятельное составление рифмовок, сказок – результат: коллекция орфограмм в поэтической форме. 

Рифмовка помогает установить смысловую связь между словом и выделенной буквенной записью, указывает на орфограмму, а главное способствует произвольному запоминанию её. Ученики в дальнейшем могут оперировать рифмовкой как алгоритмом для запоминания орфограмм.

Пример сказочного письма «Здравствуй, моя прелестная Фиона! Признаюсь честно, этой звёздной ночью в незнакомой местности моё сердце разрывается от чувств. Я страстно тебя люблю. С тобой так радостно, а без тебя грустно. Я не забуду чудесных мгновений и интересных встреч. Это ужасно, но пока нам опасно встречаться. Верю, что рано или поздно я найду свою прекрасную Фиону. Не волнуйся напрасно! Твой Шрек».

Следующие два занятия - определяем другую группу орфограмм  - «Непроверяемые орфограммы», повторяем их и разрабатываем «Запоминалки» – красочные плакаты, которые имеют целевую направленность – для 1 класса, что значительно активизирует детей в их работе.

Второе занятие по данной теме посвящено этимологии как новому компоненту проекта.

Одним из средств, обеспечивающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном варианте - этимологическая справка. Она содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Очень важна подготовка условий для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий, подведение учащихся к пониманию того, что нужно сделать, чтобы правильно написать непроверяемое слово.

Дети знакомятся с информацией, что в начальной школе учащимся предстоит запомнить 660 слов! с непроверяемым написанием. Часто для объяснения их написания можно обращаться к этимологическому словарю. 

Далее знакомимся с этимологическими словарями, повторяем алгорим работы с ними, проводится групповая работа, в ходе которой дети анализируют данные им слова по словарю и пытаются дать объяснение орфограммам в словах с точки зрения их происхождения, делают выводы. 

«Этимологические корни» с помощью которых можно запомнить написание “трудных” слов.

Деревня (от дерево - место, древне-славянское очищенное от леса).

Винегрет (лат. vinum – уксус, заправка для салата на основе уксуса).

Агроном – греч. agrоs поле и ómos закон.

Заяц – зверёк из группы грызунов. древне - славянское слово: от слова зиять, раззявити- рот разинути.

Словарно-орфографическая работа с опорой на этимологию способствует формированию у школьников умения замечать новые слова и объяснять их значение и правописание с опорой на значение исторических корней, к которым они восходят. Следствием этого становится повышение орфографической грамотности учащихся. Кроме того, вследствие обогащения словаря с опорой на этимологию формируется понимание смысловой стороны языка, его связи с историей страны, народа.

Конечным результатом работы со словарями стало орфографическое лото «Календарь природы».

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях важной формой работы над словами с непроверяемым написанием является методика, получившая название «школа эйдетики». Приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой.

Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.

Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения, предусмотренные данной методикой, развивают образную память и мышление. Важное условие данной методики: ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

По данной методике запоминания слов работаем 3 часа.

Тема:«Ассоциации для словарных слов» (Составление ассоциативных рядов для словарных слов по тематическим группам); Вначале знакомимся с требованиями к ассоциативному образу:

1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком:

2. -по цвету

3. -количеству

4. -действию

5. -звучанию

6. -назначению

7. -местоположению

8. -форме

9. -материалу

10. -вкусу

11. -массе и т.д.

Затем рассматриваем варианты:

а) Фонетические ассоциации (по схожести звучания).
Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

ПаССажир – берет билет в каССе.

ЛИмон – кИслый;

инЕй – бЕлый;

Арбуз – слАдкий;

б) В слове спряталось другое слово.
Сарафан – Сара любит носить сарафан.
СОлОвей – поет сОло.

УрОжай – урОдилась рОжь.

мАкАроны – любит Макар

уЛИЦа –встречаю знакомые ЛИЦа.
за
ПАД – на западе солнце ПАДает.

б) Ассоциативные ряды слов.

 гЕрой – смЕлый;

гОрИзонт  - далекО – лИния;

зЕмлЯника – лЕто, землЯ;

инжЕнер – проЕкт;

инЕй – бЕлый, снЕг;

кАрАндаш – рАдуга, бумАга;

кАпуста – козА;

кОрабль – флОт;

К следующей группе приемов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами относят мнемонические приемы. Это приемы, облегчающие запоминание путем образования искусственных графических ассоциаций – мнемотехника (по схожести изображения).

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести: ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, т.е., суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.

Работа со словарными словами (основана на методе мнемотехники) 

Сначала учимся этому приёму: Выполняем ряд заданий на развитие воображения:

Затем пишем новое слово.

Подчеркиваем проблемные места в слове.

Выстраиваем ассоциацию, связанную с самим словом и с орфограммой в нем.

Делаем рисунок данной ассоциации. Выводим правило.

Пример обсуждения словарного слова:

КОСМОС

Что есть в космосе, похожее на букву О?

— Планеты.

— Сколько у нас в слове таких букв?

— Две.

Нарисуем две планеты!

 «Зацепки» - один из мнемонических приёмов запоминания.

Учитель быстро диктует ряд слов на определенную орфограмму. Ребята на отдельном листе выполняют зарисовки слов в виде кружков, капелек, сердечек в зависимости от ассоциации, которую вызвало слово. Затем идёт самостоятельное превращение «рисунков-зацепок» в слова и запись их в тетрадь.

Слова: Улыбка, кружка, будка, ложка, сказка, лавка, снег, дождь, скользко, низко.

«Логические цепочки. Мнемонический приём запоминания».

 Ассоциации могут быть разные, не только образов, но и сказок стихов, песен. В ходе игры продолжаем выстраивать ассоциативные цепочки. Детям предлагаются пять любых слов. Чтобы их запомнить они составляют с ними рассказ, чтобы он был весёлым и интересным.

Например, слова: петух,вагон, чемодан, облако, макароны, метро пассажир. 

Пример рассказа: Петух засмотрелся на облака. Они были такими белыми и вытянутыми, как макароны. Потом они стали похожими на вагончики в метро, в котором много пассажиров с чемоданами. 

 Слова с удвоенными согласными: суббота, класс, группа, теннис, шоссе, аллея, перрон,  касса, металл, аккуратно, коллектив, рассказ.

Пример рассказа: В субботу наш класс отправился на хоккей. Но группа девочек решила посмотреть теннис. Мальчики пошли по шоссе, а девочки по аллее. На перроне в кассе дети купили билеты и сели в металлический вагон. Кирилл был аккуратным, а Филипп рассеянным. Анна и Алла доверили свои билеты Кириллу. Весь наш коллектив надолго запомнил поездку. Вот и весь рассказ.

Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно. Результатом применения данного метода являются качественные изменения, происходящие у школьников в процессе обучения русскому языку. Прием такого обучения запоминанию слов обеспечивает ребятам успех в учебе, дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные ряды, способен самостоятельно (пусть интуитивно) пользоваться такими приемами, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других, дарит радость от общения с буквой, словом.

Следующие две темы посвящены «Переносу слова». (Сбор коллекции правил переноса слов, учимся правильно переносить слова, разучиваем песню о правилах переноса на мотив песни В. Шаповалова «Стой, кто идёт?!»)

«Предлогам и приставкам» (составление сравнительной таблицы написания одинаковых приставок и предлогов, и разучивание песни (о правилах переноса слов.

Последние два занятия посвящены подготовке учащихся к защите индивидуальных проектов и собственно защите.

Подготовка к защите проекта.

Советы по выступлению:

1. Чтобы не забыть речь, отрепетируй её.

2. Чтобы выработать громкость речи, начинай произносить речь перед говорящим радио.

3. Чтобы не волноваться и не сбиваться, смотри чуть выше голов слушателей или найди доброжелательное лицо и рассказывай как бы только этому человеку.

4. Чтобы не сбиться с мысли, не смотри на аудиторию.

5. Чтобы при выступлении хорошо держаться, репетируй, глядя на себя в зеркало.

Опыт показывает, что планомерное применение названных приемов не только во внеурочной, но и в урочной деятельности дает возможность значительно повысить эффективность формирования орфографической грамотности по сравнению с обучением с помощью традиционных приемов.

При использовании данных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения.

Создание условий для формирования коммуникативной компетентности младших школьников рассматривается как важнейшая задача системы образования. Одним из условий работы в этом направлении, несомненно, мо...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье дается анализ из опыта работы учителя начальных классов о формировании прочных навыков грамотного письма....

Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...

Возможности внеурочной деятельности по формированию информационной компетенции младших школьников

Мы живем в информационном обществе, и каждому из нас ежедневно приходится воспринимать и перерабатывать гигантские потоки информации. При этом современный человек должен не только обладать неким объем...

«Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников"

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Актуальность  данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность  обуслов...